Трудовые отношения

Как уволить работника: инструкция для работодателя

Остановимся на наиболее распространенных и эффективных способах «подтолкнуть» сотрудника к правильному решению.
Как уволить работника: инструкция для работодателя

 

 

Рано или поздно любой работодатель сталкивается с вопросом увольнения того или иного сотрудника.

Причины могут быть разные: конфликтность работника, некомпетентность, леность, излишняя настырность или даже «потные руки», как во французском фильме «Игрушка», в котором директор издательства мог уволить любого сотрудника просто потому что он ему неприятен. Жизнь есть жизнь и человеческого фактора никто не отменял.

Мы не будем останавливаться на статьях Трудового кодекса, посвященных этому вопросу. Отметим только, что увольнение по инициативе работодателя чревато последствиями (часто финансовыми) для самого работодателя.

Поэтому самый самый безопасный и беспроигрышный вариант для него — увольнение по инициативе сотрудника. В этом случае возможности последнего оспорить незаконность увольнения в суде практически сведены к минимуму. Особенно, если это увольнение по соглашению сторон.

Но как подвести к этому нежелательного работника, таким образом, чтобы он сам сгорал от нетерпения расторгнуть договор с работодателем?

Остановимся на наиболее распространенных и эффективных способах «подтолкнуть» сотрудника к правильному решению.

Способ первый. Попросить сотрудника написать добровольное заявление об уходе

Самый простой и легкий вариант расставания. Здесь не надо ничего выдумывать. Порой достаточно лишь просто поговорить с человеком «по душам», убедить в том, что нынешняя работа не дает возможности полностью раскрыть его потенциал, что он способен на большее и что настала пора двигаться дальше.

«Вишенкой на торте» будет помощь в трудоустройстве. Если, конечно, она не потребует больших временных затрат.

Способ второй. Дать понять сотруднику, что он плохой работник

Если беседа не помогла или работодатель не верит в ее эффективность, можно воспользоваться самым популярным способом «выдавливания» — критикой.

Критика и еще раз критика всей деятельности такого работника. И желательно в присутствии коллег. Подготовил отчет — критика ( «Откуда вы взяли эти цифры?» «Почему вы используете непроверенные данные?»), выступил с инициативой — критика («Все ваши идеи, как правило, не работают».), поговорил с клиентом — критика («Как вы разговариваете с людьми?» «Вы вообще умеете вести переговоры?»).

Тут также будут к месту громкие восклицания и сетования, типа «И за что я плачу вам зарплату?» «Мне кажется вы занимаетесь не своим делом?» и т.д и т.п.

Обычно, мало кто может выдержать подобный «прессинг» длительное время.

Способ третий. Создать неразбериху в обязанностях сотрудника, чтобы он не понимал в чем они заключаются

Без конца отменяйте старые и давайте новые задания. Желательно ежедневно. Причем постановку новой задачи следует обильно сдабривать критикой и словами о нерасторопности и несообразительности сотрудника. Требуйте отчета о сделанной работе. И снова критикуйте, критикуйте, критикуйте. Этакий двойной удар по самолюбию «жертвы».

Человеческий мозг не любит хаоса и стремится все упорядочить. Когда непонятные задачи валятся на тебя ежедневно, даже самый упертый работник в конце-концов сломается.

Способ четвертый. Сообщить, что создается комиссия по проверке профессиональной деятельности сотрудника

Любая комиссия на рабочем месте — это стресс для всего коллектива. Мало ли, что эта комиссия «нароет»? А если подобная группа создается персонально под сотрудника — для последнего это стресс в квадрате, если не в кубе.

Даже самый несообразительный работник догадается, что его деятельность вызывает вопросы, особенно в плане профпригодности. Значит, существует риск увольнения по этой статье, являющейся своего рода «черной меткой», от которой потом будет трудно отмыться. В смысле устроится на новое место работы.

Следуя дальнейшей логике событий, такой работник, как правило, предпочитает действовать на опережение: т.е. уволиться сам.

Способ пятый. Изменить должностные обязанности сотрудника таким образом, чтобы это воспринималось как понижение в должности и уровне ответственности

Этот способ особенно эффективен в отношении амбициозных людей, а также профессионалов. Людей знающих себе цену.

Так например, у начальника отдела можно отобрать подчиненных или заставить его выполнять обязанности рядового сотрудника. Или условно отобрать микроскоп и вручить в руки профессионала молоток разнорабочего: перевести на тупую, однообразную работу, которая не требует большой квалификации или творчества.

Для таких людей — это будет подобно пытке. Лишь немногие способны ее терпеть. Как правило, результат, в виде заявления по-собственному, не заставит себя ждать.

Способ шестой. Сделать так, чтобы коллектив стал сторониться, объявил изгоем

Способ, прямо скажем, не совсем этичный, но однозначно эффективный. Из арсенала «серых кардиналов». А именно, использовать в качестве «выдавливающей» силы сам коллектив. Для этого его достаточно настроить против нужного сотрудника. Например, пустить слух, что этот работник постоянно «стучит» на коллег руководству или, что он болен какой-то не смертельной, но весьма заразной и неприятной болезнью, лечить которую долго и муторно.

Большинство людей довольно-таки чувствительны к подобным вещам и в случае образования «вакуума» вокруг своей персоны, предпочтут скорее сменить среду обитания, чем быть "изгоем«в коллективе.

Способ седьмой. Сделать работника материально ответственным за дорогое оборудование, за которым ему практически невозможно уследить

Не каждый сотрудник жаждет быть материально ответственным, тем более, если контроль как таковой оказывается невозможным. Например, когда предстоит контролировать всю компьютерную технику, включая филиалы компании в других городах или презентационное оборудование, которое находится на руках у выезжающих к клиентам работников. Причем сам вид (заранее подготовленных) описи и акта-передачи действует на кандидата на увольнение, как стимул немедленно написать заявление об увольнении.

Способ седьмой. Организовать работнику «подставу», в результате которой лучший выход для него — увольнение

Еще один способ из арсенала «серых кардиналов» — «подстава» сотрудника, от которого необходимо избавиться. На кадровой войне порой не обойтись и без подобных средств.

«Подставных» вариантов довольно-таки много: от потери важных документов и недостачи большой суммы денег до сексуального домогательства. Причем последнее в современных реалиях может работать для обоих полов. А если еще устроить публичное разбирательство с разбором «полета» и требованием покаяния...

Как правило, в подобных ситуациях «попавшиеся» сотрудники предпочитают за счастье уволиться по-собственному желанию.

Способ восьмой. Ищите малейшие поводы для официальных выговоров или «Иванов, вы опять опоздали!»

Начальственное око как прожектор высвечивает трудовой день нужного сотрудника, начиная с самого утра. Опоздал на минуту — акт об опоздании. Выговор по малейшему поводу с оформлением приказом. Постановка нереальных сроков исполнения той или иной задачи. И снова выговор, за выговором.

Даже самый упертый сотрудник вскорости поймет, что начальство готовит увольнение по «нехорошей» статье и предпочтет первым сделать «ход конем»: написать заявление по-собственному.

Способ девятый. Отсекать проблемных сотрудников еще «на берегу»

Как правило, опытные кадровики еще на этапе найма отсеивают проблемных кандидатов, но, к сожалению, полностью избежать кадровых ошибок не в состоянии даже они.

Порой в этом виноваты и сами рекрутеры, которые не всегда сообщают соискателю всю правду о вакансии. Особенно в пунктах, связанных с заработной платой и трудовым графиком. Что в конечном итоге приводит к конфликтам. В большинстве случаев причина таких конфликтов — завышенные ожидания как работодателя, так и работника.

Поэтому всегда важно проговаривать все важные моменты предстоящей работы еще «на берегу», т. е. до начала трудовой деятельности нового сотрудника. Это позволит избежать возможных конфликтов и недоразумений в будущем. А также проблем с увольнением.

В любом случае, если таковые все же возникли, у вас есть целых восемь надежных и апробированных способов заставить сотрудника уйти по- собственному желанию. Причем уйти с полным ощущением того, что это за ним, а не за «неблагодарным» работодателем осталось последнее слово.

 

 

 

 

Комментарии

35
    • Огурец Корнишонов

      почему мерзость? зачем в организации работать двум враждующим друг с другом людям Я имею ввиду работодателя-владельца-директора и наемного рабочего, который не хочет работать, но хочет получать зарплату, тем самых зля работодателя?

      • Татьяна Зеленская

        всякое бывает. Знаю одну директрису, которая уволила менеджеров, которые приносили 80% выручки только за то, что они не сидели весь день на рабочем месте. Зато усидчивые остались. Сейчас этого предприятия нет.

        • Огурец Корнишонов
          Знаю одну директрису, которая уволила менеджеров, которые приносили 80% выручки только за то, что они не сидели весь день на рабочем месте.

          а кто должен был уволится? владелец? закрыв сразу компанию?

          у нас менеджеры по продажам работают в среднем по 1-3 месяца. Вот такая текучка. И ничего, уже много лет на плаву. Есть только 2 менеджера, которые работают несколько лет.

          • Татьяна Зеленская

            Директрису в конце концов и уволили. За низкие выручки.

          • Boot Leger

            Вы путаете понятия, чаще всего владелец - исполнительный директор только в самых малых организациях, а в других случаях - он наемный работник и не факт, что лучший.

      • Татьяна Зеленская

        Если начальник умный, он найдет слова, которые можно сказать работнику, чтобы он уволился. А если дурак, то недолго сам будет начальником.

        • Огурец Корнишонов
          Если начальник умный, он найдет слова, которые можно сказать работнику, чтобы он уволился.

          уволить человека - это большой стресс для начальника. ведь увольнение даже с добрыми словами не всегда заканчивается пониманием со стороны работника. иногда доходит до плача, мести, угроз, нападений. даже рассказываешь, как сотрудник был замечен в воровстве, а он включает тебе дурачка, типа ничего такого не было...

          иногда кажется, что сотрудник думает, что он устроился на государственную работу, которую ему предоставило государство, за то, что он в нем живет. и получает он зарплату не за работу, а за то что ему государство обязано платить. и уволить нельзя его, потому что работа предоставлена государством.

          • Boot Leger

            Иногда кажется, что директора и даже владельцы, почитали Библию и вообразили себя Богом, который может решать за "раба своего" жить ему или умереть, а уж работать тут или нет вообще решается по желанию их левой пятки. Но, как и само существование организации, прием на работу и увольнение, а так же причины к этому описаны в законах РФ и то, что ты владелец ничего не значит, не умеешь управлять компанией и обращаться с работниками - закрывай её и иди работать на другого, лучше сразу, чем потом, в долгах.

      • Boot Leger

        А если хочет и может работать, но у него "руки потные" - вот зашибись причина, да и владелец не так уж и часто является директором, то есть в принципе, по большей части, это конфликт наемных работников, а следовательно его надо решать, а не увольнять просто так хорошего работника, тем более такими тупыми и мерзкими способами. Часто такое случается, когда директор боится за своё место или завидует премиям продажника, а не по причине конфликтности работника.

        Тем более что сейчас легко и просто зафиксировать давление такого вот "директора" и в суде получить неплохую неустойку, особенно если работник дружит с другими и они выступят свидетелями или помогут собрать компромат.

        И самое неприятное для работодателя, что не только работник может быть "не идеальным", но и место работы, чаще всего не соответствует "канонам" пожарной и трудовой безопасности, а бухгалтерия часто двойная, так что мб работник и уволится, да только, возможно, обойдется это вам во много раз больше, чем если бы он продолжал работать.

  • Татьяна Зеленская

    А с бухгалтерами лучше расставаться по-хорошему. Никогда не знаешь, где она будет работать позже. Вдруг, в налоговой. Или в полиции агентом.

  • Огурец Корнишонов

    Вариант 2 реально работает)

    Вариант 6 не всегда может сработать, особенно если работник хорошо сдружился или оказался неформальным лидером в компании.

    Еще предложу очень действенный вариант - ограничение в интернете. И установка камер видеонаблюдения прямо направленных на сотрудника. У моего знакомого после установки камер почти все продавцы убежали)) Правда через некоторое время большая часть продавцов потом попросились обратно.

    • MaxC

      Какой-то очередной рашенский гнойный брееед...

      Камеры, ограничения в интернете, труселя с логотипом фирмы...

      С утра гимн-осана любимому шефу, обязательно стоя и с кулаком, прижатым к трепещущему сердцу...

      Cool, только вот бизнес где? По сравнению с тем же ростом в Европе и США?

      PS: Если гена или учеры - потомки колымских вертухаев, то ничего кроме ГУЛАГа в отдельно взятой организации они не построят, ибо - бизнесменты, а не бизнесмены...собственно...производительность труда в раше о том вопит благим матом))

      В интернете ли дело-с. Вопрос риторический...

      • Огурец Корнишонов
        Камеры

        ну а как еще бороться с воровством?

        ограничения в интернете

        а как еще бороться, например, с тем, что сотрудник тупо смотрит любимые сериалы на ютюбе вместо выполнения своей работы?

        труселя с логотипом фирмы...

        С утра гимн-осана любимому шефу, обязательно стоя и с кулаком, прижатым к трепещущему сердцу...

        вот это я не предлагал) но идея нормальная))) главное, ведь, чтобы неугодный работник захотел убежать)))

          • Огурец Корнишонов
            труселя проверять будете? особенно у сотрудниц?))

            ну такое бы я даже не стал бы никому делегировать. Сам бы проверял)))) Делегировал бы кому-нибудь только проверку у старушек)))))))

            • MaxC

              Однако, если без шуток, то усиленным контролем Вы убиваете творческую инициативу сотрудников. Поборов воровство и серфинг в интернете, Вы приобретаете никчемного безынициативного раба. Толку от него - ноль.

              Я бы ставил их на хорошую премию за лояльность и по результатам. И не денежную, а вещевую. Кто там у Вас, мОлодежь? А айфончик последний они могут с зарплаты купить? А ведь мечтают...

              Лучшего по результатам соцсоревнования - на Ибицу на неделю, с его герлой или бойфрендом...

              Как-то так... Да хоть покатушки на вертолёте - и то восторгов будет море, а про Вас скажут - "отец родной"))

              • Огурец Корнишонов
                Однако, если без шуток, то усиленным контролем Вы убиваете творческую инициативу сотрудников.

                тема о том, как уволить сотрудника. я предложил вариант, как избавиться от сотрудника, - это поставить камеру. то есть тема уж точно не про мотивацию и премирование, а когда ты уже не хочешь видеть работника на своем предприятии, например, потому что он - крыса (в смысле ворует), алкаш, бухающий на рабочем месте, не выходит на работу, ни под каким предлогом полностью не выполняет свои трудовые обязанности.

                • MaxC

                  Так такой все камеры Вам назло пересидит и не уйдёт, пока сам не захочет. Просто, назло, по принципу - "на каждый хитрый болт..."

                  Ещё и сворует из под камеры, как будто камеры - панацея...

                • Boot Leger

                  "а когда ты уже не хочешь видеть работника на своем предприятии, например, потому что он ..." - "отличный работник, который лучше тебя и может занять твоё место", "не бухает с тобой (коллективом) после работы", "работает от и до, но не после - бесплатно, как тебе бы хотелось", "не пресмыкается перед тобой из-за того, что ты директор/начальник", "смеет возражать на твои очевидно тупые идеи, а когда они не срабатывают, не берет вину на себя" и т.д.

                  Вот список причин для увольнения, часто имеющий место быть, кроме описанных вами и выживают таких инициативных, умных и работящих как раз такими вот методами, ведь кроме такой мерзости тупому директору ничего в голову не придет и ему наплевать на рост и стабильность фирмы, он тешит своё эго, а потом, когда его начинают прессовать пожарка, трудовая или налоговая - орет - "крыса, сдал меня!"