Начиная с 1 января 2020 года, сведения о трудовой деятельности работника будут формироваться путем их передачи работодателем в информационную систему ПФ РФ в электронном виде. Как работодателю подготовиться к переходу на электронные трудовые книжки?
Сразу отметим, что речь идет об электронном аналоге бумажной трудовой книжки, в котором будут содержаться практически все сведения, имеющиеся в действующем образце, за исключением данных об образовании и награждениях (поощрениях).
Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Аленой Талаш.
Как видится законотворцам, принятие законопроекта повысит уровень сохранности сведений о трудовой деятельности, упростит процедуру трудоустройства для работников в части взаимодействия с кадровой службой работодателя, снизит издержки работодателя и работника, связанные с трудоустройством.
В чем суть законопроекта?
Законопроектом устанавливаются способы получения работником сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме.
Получение сведений о трудовой деятельности возможно у работодателя по последнему месту работы, в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР и с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Что представляет собой электронная трудовая книжка?
Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и будет реализована только в цифровом формате.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:
— информация о работнике;
— даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
— место работы;
— вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
— должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
— вид поручаемой работы;
— основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
— причины прекращения трудового договора.
Может ли работник посмотреть записи в своей трудовой книжке?
Такие сведения работник может увидеть в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ или на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда РФ или МФЦ.
Что делать работодателям?
Согласно законопроекту, 2020 год признается переходным периодом.
Предлагаемые законопроектом изменения, по экспертным оценкам, затрагивают около 60 млн. работников и 8,4 млн. хозяйствующих субъектов, включая ИП.
В связи с этим работодатели в течение 2020 года должны провести следующие мероприятия:
— внести изменения в соглашения и коллективные договоры и (при необходимости) принять (изменить) локальные нормативные акты;
— обеспечить техническую готовность к передаче сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационную систему ПФР;
— уведомить работников в письменной форме об указанных изменениях трудового законодательства.
Работодатель должен уведомить каждого работника в срок до 30 июня 2020 года включительно об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.
То есть работник, который уже работает вправе выбрать один из вариантов:
— либо «бумажный» вариант ведения трудовой книжки;
— либо электронный вариант трудовой книжки.
О своем решении работник должен сообщить работодателю (написать письменное заявление) в срок до 31 декабря 2020 года (включительно).
Важно!
То есть у работника как минимум есть полгода на раздумье о судьбе своей трудовой книжки: работодатель до 30.06.2020 г. его уведомляет и до 31.12.2020 г. ждет от работника решения.
Если работник хочет сохранить «бумажную» трудовую книжку, то его право на сохранение бумажной формы остается и при последующем трудоустройстве к другим работодателям. Информация о выбранном работнике решении будет храниться в базе ПФР.
А если работник проигнорирует заявление? В этом случае работодатель будет продолжать вести «бумажную» трудовую книжку.
Важно!
Если работник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года, то у таких работников (независимо от их желания) данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
Кроме того, с 1 января 2021 года электронные трудовые книжки нужно вести в отношении работников, которые до конца 2020 года выбрали (т.е. написали письменное заявление работодателю) электронный вариант ведения их трудовой книжки.
Действия работодателя, если работник подаст заявление о ведении электронной трудовой книжки:
— работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение;
— при выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником такого заявления.
Действия работодателя, при сохранении работником бумажной трудовой книжки:
— работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в «бумажную» трудовую книжку (т.е. по сути, работодатель ведет двойную работу);
— право на дальнейшее ведение трудовой книжки сохраняется у работника при последующем трудоустройстве к другим работодателям;
— сохраняется право в последующем подать работодателю письменное заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде.
В этой ситуации возникает вопрос: а нужно ли все сведения переносить из «бумажного» варианта трудовой книжки в электронный вариант?
За периоды до 2020 года данные из «бумажной» трудовой книжки в электронную книжку не переносятся.
В каком порядке будет предъявлена электронная трудовая книжка при устройстве на работу?
Информация о трудовом стаже представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учета.
Новая отчетная обязанность для работодателя с 2020 года
С 1 января 2020 года вводится обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего месяца, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение), либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян.
А с 1 января 2021 года сведения в случаях приема на работу или увольнения должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или увольнения.
Важно!
В настоящее время разработана форма СЗВ-ТД, которая будет использоваться работодателями для передачи сведений в ПФР. Штрафов за ее непредставление или представление с нарушением срока, не установлено.
Передача сведений будет реализована в рамках существующего формата взаимодействия работодателей с территориальными органами ПФР, т.е. новое соглашение заключать не нужно.
Выводы
В заключение подытожим. Если работник продолжает трудиться у того же работодателя в переходный период 2020 года, то независимо от его решения (сохранять бумажный или электронный вариант трудовой книжки, которое он должен принять до конца 2020 года), работодатель все равно должен в 2020 году продолжить вести трудовую книжку на «бумаге» и ежемесячно представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности работника в электронном виде (по форме СЗВ-ТД).
При приеме на работу, работник должен представить работодателю (помимо документов об образовании и т.п.):
— до 2020 года — трудовую книжку (п.1 ст.65 ТК РФ);
— с 2021 года — сведения о трудовой деятельности, в виде справки на бумажном носителе, заверенной надлежащим образом, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).
Комментарии
4А в 2020 что при трудоустройстве должен предъявить работник кроме бумажной трудовой и обычных документов? В ст 65 ТК с 01/01/2020 значится "трудовую книжку и (или) сведения о ТД" При этом он может уволится в 2019 и перейти к нам на работу в 2020. Никаких сведений у него не будет, первые сведения ПФР сам получит 17 февраля. Получается все кто уволится позднее 17 февраля должны у нас получить форму СЗИ-ТД или СТД-Р или только кто заявление напишет о выборе электронной ТК? Не совсем понятно
Для случаев "уволится в январе" рекомендовано получить заявление от работника на ведение ТК в бумажном виде и внести стандартную запись. Перевестись в электронный вид он успеет на новом м.р.
Таким образом, на новую работу он принесет бумажную ТК.
Спасибо за ответ! А если в декабре 2019 уволился? Брать на работу по бумажной трудовой как обычно, что рекомендовано? В статье самой важной информации и нет..
А в январе мало кто будет готов заявление на выбор ТК писать, особенно из старшего поколения, срок определяться год
Здесь ошибка.
Исправляйте. Мы семинар вместе с представителями ПФР читали.
Верный вариант. Решение работник может принять даже в январе. Его заявление является фактом, которое работодатель обязан передать в ПФР.
Таким образом, в ПФР передаются сведения о 4 событиях: Прием, увольнение, перевод и ЗАЯВЛЕНИЕ.
Если данных фактов в отчетном месяце не было, СЗВ-ТД не подается.
Проконсультируем бесплатно, в ЛС.