При банкротстве компании ее руководитель обязан передать конкурсному управляющему всю необходимую документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью банкрота. А какие последствия наступят для руководителя компании-банкрота, который проигнорировал эту обязанность?
Начнем с того, что передача документации компании-банкрота — обязательная процедура, которая не зависит от желания ее руководителя.
Важно!
Руководитель компании — должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
А невыполнение руководителем должника без уважительной причины этих требований свидетельствует о недобросовестном поведении, направленном на сокрытие информации об имуществе должника, за счет которого могут быть погашены требования кредиторов (абз.2 п.2 ст.126 Закона о банкротстве).
Кроме того, непередача необходимой документации грозит руководителю компании-банкрота серьезными финансовыми потерями. Ведь основная задача конкурсного управляющего — максимально пополнить конкурсную массу должника для расчета с его кредиторами. И если руководитель компании-банкрота будет препятствовать этому, то гасить долги перед кредиторами придется ему самому. То есть для него наступает субсидиарная ответственность. Например, с руководителя могут взыскать дебиторку в размере отсутствующих документов на нее.
Таких примеров в судебной практике немало. Остановимся на контрольных точках, которые должен знать руководитель компании-банкрота.
Уничтожение документов должника-банкрота
Приведем пример из реальной ситуации, когда по причине халатного отношения к хранению документации компании-банкрота суд привлек руководителя к субсидиарной ответственности. В результате конкурсным управляющим было взыскано в конкурсную массу должника 565 млн рублей!!!
А все дело в том, что руководитель компании не передал конкурсному управляющему хозяйственные договоры с контрагентами по основному виду деятельности должника, документы о финансово — хозяйственной деятельности компании, имущество, материальные и иные ценности по причине их уничтожения пожаром.
Однако суд не поддержал доводы руководителя должника, так как нахождение документации на складе вне мест специального хранения нельзя отнести к надлежащему способу хранения документов. Уничтожение документов бухгалтерского учета, отчетности, первичных бухгалтерских документов вследствие пожара в арендованном должником складе не освобождает руководителя должника от обязанности по их восстановлению (Постановление Тринадцатого ААС от 13.08.2020 г. №А56-58272/2016).
Также конкурсному управляющему должны передаваться базы данных, а их сокрытие расценивается как неисполнение обязанности по передаче документов (Постановление АС Московского округа от 14.10.2020 г. №А40-226048/2015).
Исключения составляют случаи, когда документов у компании-банкрота нет в наличии. Например, они ранее были изъяты правоохранительными органами и этот факт подтвержден документально. Либо часть документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности должника, была изъята налоговыми органами, в связи с чем их передача ответчиком стала невозможна ввиду объективных факторов(Определение ВС РФ от 22.07.2019 г. № 306-ЭС19-2986, Постановление Девятого ААС от 06.07.2020 г.№А40-183628/2015).
Смена руководителя компании-банкрота не освобождает от обязанности передачи документов.
На практике не редки случаи, когда до процедуры банкротства сменился руководитель компании. А предыдущий руководитель не передал новому необходимую документацию. Тем не менее, это не освобождает "старого«и нового руководителей от ответственности за непередачу документов. Суды расценивают такие действия как непринятие мер по восстановлению документов, ведь задачей директора является изучение дел в компании и недопущение остановки ее деятельности.
И сам по себе факт осуществления «старым» директором руководства деятельностью должника только в течение 2-х месяцев, не может служить основанием для освобождения его от обязанности по восстановлению документов и последующей их передачи вновь назначенному руководителю (Постановление АС Дальневосточного округа от 01.04.2019 г. №А04-3402/2016).
Поэтому новый руководитель должен принять меры по восстановлению недостающих документов компании-должника.
Акт приема-передачи документов должен быть подробным.
Даже если у компании-банкрота имеются в наличии все документы, важно правильно составить опись переданных документов конкурсному управляющему.
Например, компания-должник передала документацию посредством почтовой связи, но по описи был передан только приказ об учетной политике и положение на 2019 год на 3 листах (Постановление АС Самарской области от 15.06.2020 г. №А55-23666/2018).
Переданные документы должны быть оформлены надлежащим образом. Например, при инвентаризации основных в описях должны быть полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (Постановление Третьего ААС от 15.06.2020 г. №А33-33436/2019).
Таким образом, переданные документы конкурсному управляющему должны быть максимально конкретизированы в описи (Определение ВС РФ от 16.10.2017 г. № 302-ЭС17-9244).
Начать дискуссию