Валютные операции

Нарушение валютного законодательства: чем грозит

Нарушение валютного законодательства сурово карается. В отличие от «обычной» административной ответственности, срок давности по которой составляет 2 месяца, срок по «валютному» правонарушению сохраняется до 2 лет.
Нарушение валютного законодательства: чем грозит

Нарушение валютного законодательства сурово карается. В отличие от «обычной» административной ответственности, срок давности по которой составляет 2 месяца, срок по «валютному» правонарушению сохраняется до 2 лет.

Основной закон, который должны соблюдать граждане, предприниматели и компании, осуществляющие валютные операции – это Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон № 173-ФЗ).

Какие послабления действуют в 2021 году в части валютного законодательства?

На протяжении двух лет Правительством РФ взят курс на смягчение валютного контроля и, соответственно, смягчение наказания за нарушения валютного законодательства.

Так, в 2021 году продолжается этап постепенной отмены репатриации валютной выручки.

Это означает, что резиденты могут не возвращать полностью или определенную часть полученной валютной выручки на свои счета в российских рублях. В части экспорта несырьевых товаров репатриация экспортной выручки, т.е. ее возврат, отменена еще в 2020 году.

В этом году постепенно отменяется репатриация сырьевых товаров. Так, сейчас можно не зачислять на рублевый счет 30 % экспортной валюты по сырьевым контрактам, а в 2024 году не нужно будет вообще зачислять выручку через уполномоченные банки (ст. 19 Закона № 173-ФЗ). То есть всю валютную выручку можно зачислять напрямую в иностранные банки.

Такая либерализация приводит к тому, что в этой части не будет нарушений валютного законодательства.

Какие действуют штрафы за нарушение валютного законодательства?

Как мы уже отмечали, в 2020 году были снижены штрафы за нарушение валютного законодательства.

Тем не менее, размер существующих санкций, достаточно высок.

Размер наказания зависит от состава правонарушения.

1 группа нарушений связана с осуществлением незаконных валютных операций либо нарушением в их проведении. Например, проведение расчетов по валютным операциям, минуя счета в уполномоченных банках.

Такие нарушения будут стоить (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • гражданам, компаниям и предпринимателям – от 75 % до 100 % от размера совершенной незаконной операции;
  • должностным лицам – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

2 группа нарушений связана с необходимостью предоставлять специальный отчет, а также уведомление об открытии или закрытии зарубежного счета налоговикам.

Так, резиденты, у которых открыты счета в заграничных банках, а также имеются иные зарубежные активы, должны уведомить об этом налоговиков.

За игнорирование отчета предусмотрены штрафы (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • для граждан – от 2 тысяч до 3 тысяч рублей;
  • для компаний – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.

А повторное нарушение карается штрафом в 10 раз больше!

Несвоевременное уведомление налоговиков о зарубежных счетах либо вкладах будет стоить (п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • компаниям – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
  • должностным лицам – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

А если совсем забыть об уведомлении налоговиков, то можно получить штраф:

  • для компаний – от 800 тысяч до 1 млн. рублей;
  • для должностных лиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

3 группа нарушений связана с требованиями о репатриации выручки.

За нерепатриацию выручки предусмотрены штрафы, в зависимости от того, в какой валюте будет оплачиваться внешнеторговый контракт (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

При заключении резидентом внешнеторгового договора в рублях штраф составит – от 3 % до 10 % от незачисленной суммы выручки, а если контракт оплачивается в иностранной валюте, то – от 5 % до 30 %. Либо резиденту может быть назначен штраф как 1/150 ключевой ставки ЦБ России за каждый день просрочки от незачисленной в установленный срок суммы выручки.

Но в части нарушения репатриации выручки сделаны послабления.

Так, ответственности можно избежать, если сумма внешнеторгового контракта между резидентом и нерезидентом составляет 200 тысяч рублей и меньше (п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ).

То есть по копеечным контрактам наказания не будет.

Важно! Помимо этого, ответственность наступает только по истечению 45 дней со дня наступления обязанности зачисления выручки по контракту (п. 9 ст. 15.25 КоАП РФ).

Это позволит добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности исправить ошибку без финансовых потерь.

Можно ли снизить штрафы за нарушение валютного законодательства?

А можно ли совсем избавиться от штрафов, если действительно имело место нарушение валютного законодательства?

Как мы уже отмечали, срок давности по таким правонарушениям составляет 2 года. И если налоговики привлекли к ответственности за пределами 2-х летнего срока, и резидент заявит об этом в суде, то штраф полностью будет отменен. Срок давности исчисляется с даты совершения запрещенной валютной операции (Постановление АС Волго-Вятского округа от 30.04.2021 № А39-8742/2020).

В судебной практике встречаются случаи, когда нарушителя валютных операций прощают ввиду малозначительности нарушения и штраф заменяется на предупреждение.

Но в данной ситуации судебная практика неоднородна.

За одно и тоже нарушение суд может «казнить нельзя помиловать».

Например, если резидент произвел расчеты с нерезидентами наличными деньгами, то ряд судей считает это нарушение малозначительным и не видят основания для применения штрафов.

Так, работнику-нерезиденту была выплачена зарплата из кассы наличкой и компании был назначен штраф в сумме 24 тысячи рублей. Судьи сочли данное нарушение незначительным, тем более, что работодатель не отрицал свою вину (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2021 № А19-12336/2020). Также судьи были благосклонны и в Постановлении АС Дальневосточного округа от 27.04.2021 № А73-14890/2020.

Однако такой «аттракцион неслыханной щедрости» не сработал в аналогичных спорах (Постановления АС Уральского округа от 20.07.2020 № А07-41682/2019, Западно-Сибирского округа от 27.05.2020 № А03-16321/2019).

 

Начать дискуссию