Можно ли включить в конкурсную массу должника цифровую валюту? С какими сложностями на практике может столкнуться финансовый управляющий при попытке включения в конкурсную массу цифровых денег?
Банкротство должника означает неспособность обслуживать свои долги. Банкротом может быть как компания, так и физическое лицо.
Банкротство состоит из нескольких этапов, в случае признания гражданина банкротом, принимается решение о реализации имущества должника, то есть формируется так называемая конкурсная масса.
Составляет ли криптовалюта конкурсную массу должника?
Имущество, которое должно будет формировать конкурсную массу должника, определяет финансовый управляющий.
Как правило, в нее включается все имущество, которое принадлежит должнику, за исключением имущества, обладающего иммунитетом от взыскания (ст. 131 Федерального Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Так, из конкурсной массы исключаются деньги, составляющие прожиточный минимум самого банкрота, а также лиц, находящихся на его иждивении. Также не может быть обращено взыскание на выплаты, получаемые должником на третьих лиц. Например, алименты на детей, страховая пенсия по потере кормильца, назначенная ребенку (п. 3 ст. 213.25 Закона № 127-ФЗ, постановление КС РФ от 14.07.2021 № 36-П).
Помимо денег на банковских вкладах, у должника могут быть сбережения в виде криптовалюты, хранящиеся в цифровых кошельках или на бирже.
Отметим, что и ранее, до легализации криптовалюты, она также включалась в имущество должника. Например, решением арбитражного суда должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура наблюдения. В качестве активов должника рассматривалась криптовалюта, приобретенная с 2016 года (Решение АС Свердловской области от 03.12.2020 № А60-48563/2020, постановление 9 ААС от 15.05.2018 № 09АП-16416/2018).
Судебные приставы при отказе от оплаты долгов, также обращали взыскание на все доходы и имущество должника, в т. ч. и криптовалюту (п. 16 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ от 20.12.2016).
Но не все судьи признавали статус криптовалюты как «иного имущества» (ст. 128 ГК РФ).
Ведь основным свойством криптовалюты, которое отличает ее от «обычных» денег, является ее происхождение. «Обычные» платежные средства нужно сначала зачислить на электронный кошелек, в то время как криптовалюта изначально возникает в электронном виде.
Рассматривая спор по возврату криптовалюты на цифровые кошельки, судьи отметили, что проведение как гражданами, так и компаниями операций с криптовалютой «не защищены Законами России». Суд пришел к выводу, что раз действующим Законодательством не дано определение криптовалюты, а также отсутствуют специальные требования к ее выпуску, к порядку обращения, а значит и правовой статус криптовалюты не определен. Поэтому при совершении операций с криптовалютами нельзя применить по аналогии к ним сходные отношения (Определение ВС РФ от 14.09.2020 № 305-ЭС20-12165 по делу № А40-164942/2019).
С 1 января 2021 года действует Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», в котором дано определение цифровой валюте. Криптовалюта является разновидностью цифровой валюты и отнесена к имуществу.
Отметим, что Закон о банкротстве также допускает включение в состав конкурсной массы криптовалюты, поскольку она отнесена к имуществу (ст. 2 Закона № 127-ФЗ).
Статус цифровой валюты, в том числе и криптовалюты, как имущества, закреплен в Законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 68 Закона).
Важно! Таким образом, криптовалюта формирует состав конкурсной массы должника наряду с «обычными» деньгами.
С какими сложностями можно столкнуться при реализации криптовалюты должника?
Даже с приданием правовой определенности криптовалюты, при формировании конкурсной массы финансовый управляющий может столкнуться с некоторыми проблемами.
Не всегда должник может признаться в том, что у него имеется в цифровом кошельке криптовалюта.
В настоящее время рынок цифровой валюты непрозрачен даже для контролирующих органов. Налоговики не владеют информацией об открытых российскими компаниями и физическими лицами криптовалютных кошельках и осуществляемых операциях по ним.
Ситуация может измениться, если будет принят Закон, который обяжет предоставлять налоговикам сообщения о праве на цифровую валюту, обороте валюты и остатке, а также отчет по операциям с валютой, если оборот по поступлению или списанию валюты на календарный год превышает 600 тысяч рублей.
Пока такой Закон не принят, финансовым управляющим нужно проделать определенные усилия для включения в конкурсную массу криптовалюты.
В этой ситуации все зависит от «подкованности» финансового управляющего в части цифровых технологий.
В этом смысле показательным является дело, в котором финансовый управляющий требовал передачи от должника ключа-доступа к цифровому кошельку, где хранились биткоины. По сути – это своего рода пароль к кошельку.
А дело заключалось в следующем. Должник реализовал свою долю в имуществе, а полученные деньги в размере 16 млн рублей не вошли в конкурсную массу. Должник не сообщил эту информацию финансовому управляющему. И только на письменный запрос управляющего о предоставлении информации, должник сообщил, что приобрел биткоины и о наличии у него биткоин-кошелька. Но при этом должник по доброй воле так и не предоставил управляющему пароль от биткоин-кошелька. Это вынудило финансового управляющего обратиться в суд, который удовлетворил его требования (Постановление АС Московского округа от 15.08.2019 № А40-12639/2016).
Начать дискуссию