Обращаясь в автосалон, многие покупатели считают будущую сделку абсолютно безопасной. Однако даже здесь их может ждать множество подводных камней. На что в первую очередь нужно обращать внимание еще до подписания договора? Как защитить собственные интересы и вычислить обман заранее? Какие услуги навязывают чаще всего?
Процесс выдачи автокредита в нашей стране регулируется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ № 353 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и конечно Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
По последним данным, средняя сумма автокредита в 2021 году выросла с 730 тыс. до 1,08 млн рублей. Это серьезные финансовые обязательства, поэтому стоит подготовиться к ним заранее и узнать все «лазейки», которыми часто пользуются менеджеры в автосалонах.
Какие услуги навязываются чаще всего?
Сейчас 8 из 10 машин приобретаются в кредит. Необходимо понимать, что так автосалону всегда выгоднее продать автомобиль, чем сразу получить всю сумму от клиента. При кредите менеджер получит свою комиссию от банка, а также вознаграждения за оформление дополнительных продуктов.
Самая распространенная навязываемая услуга — ненужные страховки. Да, страховать машину необходимо обязательно. А вот от страхования жизни при покупке автомобиля можно отказаться. Проблема в том, что, в случае подписания соглашения, отменить свое решение будет сложно.
Так, решением Центрального районного суда г. Новосибирска (решение № 2-1541/2019 по делу 2-1541/2019) истцу было отказано в аннулировании ранее заключенного договора о страховании жизни и здоровья. Из содержания подписанного сторонами соглашения стало ясно, что истец, во время приобретения автомобиля, был ознакомлен с документом и осознанно поставил свою подпись. Сотрудник страховой компании разъяснил обязанности клиента и представил график платежей. Истец не смог подтвердить факт нарушения собственных прав, ведь все происходило добровольно.
Следующая «полезная» опция от менеджера по продажам — оформление кредитной карты. Дальше, как правило, идут рассказы о том, что клиенту откажут в выдаче кредита и ему придется забыть о покупке желанного авто. Это совершенно не так. Отказ от заведения карты не может отразиться на решении банка. А вот если клиент согласится, по сути, он оформит себе новый кредит. Во время разговора с менеджером, необходимо ссылаться на ст. 16 Закона о защите прав потребителей. В пункте 2 сказано, что приобретение одних товаров (работ или услуг) нельзя обуславливать обязательным приобретением других.
Еще одной навязчивой услугой можно назвать относительно новые опционные договоры. Смысл в том, что определенная фирма обязуется выкупить автомобиль, если покупатель больше не может платить за кредит. Однако за подписание такого договора в салонах берут немалые суммы. Отказываться от сделки нужно сразу, так как аннулировать ее потом достаточно сложно.
Положительная судебная практика по таким делам сводится к Закону о защите прав потребителей и правом отказа покупателя от ранее заключенного опционного договора (решение Жигулевского городского суда Самарской области от 15.06.2020 № 2-736/2020).
В отдельную ветвь можно выделить многочисленные услуги с самыми разными названиями — «Помощь на дорогах», «Персональный ассистент» и т. д. Каждый салон может утвердить свои наименования. Назначение таких услуг, чаще всего, одно — получить как можно больше денег от клиента, по сути, не принося ему никакой пользы.
Что делать, если договор уже подписан?
Если дополнительные услуги уже были оформлены — аннулировать их сложно, но шанс остается. Например, страховку жизни можно отменить в течение 5 дней, после подписания документов. Лучше как можно быстрее вернуться в салон и составить заявление. Далее банк будет обязан сделать перерасчет по текущей кредитной сумме.
Схема с составлением заявления об отказе будет работать и с другими навязываемыми услугами. К сожалению, будут и исключения. В некоторых случаях единственно верным вариантом станет обращение в суд.
Как не дать себя обмануть?
Здесь нужно вспомнить о банальном, но действенном правиле — внимательно изучайте договор, причем, как «мелкий» текст, так и основную информацию. Если менеджер расхваливает услугу и «от души» рекомендует ее, необходимо мыслить критически и понять, что главная цель сотрудника — увеличение его заработка.
Не стесняйтесь спрашивать все нюансы, задавайте вопросы о любых непонятных пунктах в договоре. Вполне возможно, что оптимальным решением все же будет обращение к юристам за профессиональной помощью. Подстраховать себя перед покупкой значительно дешевле, чем потом пытаться вернуть впустую потраченные деньги.
Резюме
При оформлении автокредита в салоне многие клиенты теряют бдительность, полагаясь на добросовестность менеджеров и репутацию компании. Но по статистике, 90% автовладельцев сталкивались с навязыванием услуг и даже обманом. Единственным выходом остается бдительность при покупке, наводящие вопросы менеджеру и изучение каждого пункта договора.
Комментарии
1Ну да, когда в этом году ходил по салонам, с навязчивостью сталкивался. К сожалению, не редкая ситуация. Но на самом деле, от салона многое зависит. Есть салоны, где персонал себя вполне адекватно ведет и не старается тебе продать все, что только можно, вне зависимости от того, надо оно тебе или нет. В https://avangard-smf.ru/ брал машину, у них как раз все нормально было в этом плане.