ЭДО

Участники грузоперевозок смогут подключиться к ГИС ЭПД

С 2022 года транспортные накладные могут быть оформлены в электронном формате. Как выглядит электронная транспортная накладная и зачем она нужна? Как подключиться к государственной системе электронных перевозочных документов.
Участники грузоперевозок смогут подключиться к ГИС ЭПД

Российские грузоперевозчики с 1 января 2022 года могут перейти на оформление перевозочных документов в цифровом формате (Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ).

Это означает, что транспортная накладная и иные перевозочные документы могут быть оформлены не только на бумаге.

Обязательный переход на «цифру» планируется только к 1 января 2023 году, а сейчас переход на ЭДО носит добровольный характер.

Какие участники рынка грузоперевозок могут перейти на «цифру»?

Участниками электронного взаимодействия могут быть транспортные, логистические, экспедиторские компании, крупные грузоотправители и грузополучатели. То есть участники, которые обязаны выставлять своим клиентам перевозочные документы.

Какие документы могут быть оформлены в электронном виде?

В цифровом формате можно оформить транспортную накладную, сопроводительную ведомость, заказ-наряд.

Сопроводительная ведомость оформляется при подаче порожнего контейнера либо груженого контейнера грузоотправителю в определенных случаях.

Например, когда для погрузки или выгрузки груза в контейнер требуется снять его с транспортного средства.

Предоставление транспортного средства для перевозки груза оформляется заказ-нарядом, который представляет собой форму договора фрахтования (п. 6 раздела 1 постановления Правительства от 21.12.2020 № 2200).

Что представляет собой ГИС ЭПД?

ГИС ЭПД — это государственная система, которая и обеспечивает взаимодействие участников рынка грузоперевозок. При этом самим участникам ничего выгружать в ГИС ЭПД не нужно — обрабатывать и передавать электронные документы будут операторы электронного документооборота.

Список таких операторов ЭДО будет утвержден Минтрансом.

Участники должны только подключиться к системе.

Схема работы в ГИС ЭПД будет выглядеть так:

  • сначала грузоотправитель выписывает транспортную накладную в автоматизированной бухгалтерской программе, интегрированной с оператором ЭДО;

Так, в программах 1С новые релизы планируются обновить до конца 2021 года.

Например, в программе 1С:EPR запланирован релиз 3.1.8 до 30 декабря 2021 года.

В бухгалтерских программах актуализирована новая форма транспортной накладной. При ее оформлении нужно лишь указать необходимые реквизиты:

  • наименование перевозчика;
  • грузополучателя;
  • сведения о водителе;
  • параметрах перевозимого груза.

Далее транспортную накладную нужно отправить своему оператору ЭДО, который, в свою очередь, будет осуществлять выгрузку документов в систему ГИС ЭПД.

Оператор ЭДО будет обеспечивать выгрузку транспортной накладной по электронному формату, приведенному в Приложении № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).

Для работы с ЭДО, участник процесса должен оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас УКЭП можно оформить не только у операторов ЭДО, но и бесплатно в налоговой инспекции.

В том случае если у участника нет автоматизированных бухгалтерских программ, то оформить транспортную накладную можно с помощью сервиса оператора ЭДО.

  • переданные перевозочные документы система ГИС ЭПД направляет перевозчику и грузополучателю;
  • перевозчик и грузополучатель открывают эти документы и при отсутствии претензий подписывают их электронной подписью;

Поскольку груз перевозит водитель, то придется и на него оформлять ЭЦП. Для того чтобы водитель мог принять и подтвердить груз, необходимо установить данное приложение на смартфон.

Грузополучатель при получении груза в системе подтверждает приемку груза и также ставит ЭЦП.

  • подписанная накладная возвращается грузоотправителю и перевозчику.

Это последнее звено в электронном документообороте.

Участникам грузоперевозок необходимо заключить соглашения об ЭДО, в котором прописывается схема взаимодействия по передаче и подписанию электронных перевозочных документов.

Плюсы и минусы внедрения электронных перевозочных документов

К безусловному плюсу можно отнести сохранность перевозочных документов. Зачастую бумажная транспортная накладная, проходя нелегкий путь, возвращается в бухгалтерию в мятом и грязном виде. Нередки случаи и утери транспортной накладной.

Все электронные транспортные накладные будут храниться в ГИС ЭПД и их можно в любое время распечатать.

Плюсом также является и экономия бумаги, расходных материалов, используемых при распечатывании бумажных накладных. Так, глава Минтранса озвучил, что в 2020 году было напечатано более 3 млрд бумажных накладных, что эквивалентно 7,3 тыс. га вырубленного леса.

Использование системы ГИС ЭПД делает процесс перевозки прозрачным: на каждом из этапов видно, где находится груз.

Но уже сейчас видны и минусы. Эти минусы такие же, как и при использовании ЭДО между компаниями, обслуживаемыми разными операторами. В этом случае нужно настраивать роуминг, а он стоит денег.

В схеме документооборота участвуют водители, которые, как правило, не пользовались подобными мобильными приложениями. Да и не всегда может быть доступен интернет в смартфоне.

 

Начать дискуссию