Оценив все риски ведения деятельности в качестве ИП, бизнесмен принял решение зарегистрировать бизнес. В одной из нашей статей, мы приводили сравнительный анализ двух форм ведения бизнеса — ИП или ООО. Отметим лишь, что имущество ИП не разделяется на свое и собственное, поэтому ИП рискует перед кредиторами своим имуществом.
Какие шаги необходимо сделать бизнесмену для регистрации ИП?
Шаг № 1. Определиться с видом деятельности, выбрать нужный код ОКВЭД
Бизнесмену нельзя вести деятельность в некоторых стратегически важных сферах. Например, в сфере экспертизы промбезопасности, разработке авиа- и военной техники. В качестве ИП невозможно зарегистрироваться в страховом и банковском деле, в управлении НПФ. Предприниматель не может заниматься производством лекарств, а также иной деятельностью, которая требует создание юридического лица.
За основу для выбора кодов ОКВЭД нужно взять справочник. В качестве основного вида деятельности указывают тот, по которому бизнесмен будет получать наибольшую выручку.
В качестве дополнительных кодов ОКВЭД можно приводить иную деятельность, которой планирует заниматься бизнесмен. Ограничений по количеству используемых кодов нет.
От выбранного кода ОКВЭД зависит возможность применения пониженного тарифа страховых взносов. Размер страховых взносов по травматизму и профзаболеваниям также зависит от ОКВЭД. Размер взносов варьируется от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса опасности. А класс опасности непосредственно связан с кодом ОКВЭД. Чем выше класс, тем выше размер страховых взносов в ФСС.
Если приходные операции по счету не соответствуют кодам ОКВЭД, то банки могут запросить документы у предпринимателя по сделке, а то и вовсе отклонить ее. Код ОКВЭД указывается на первом листе заявления о регистрации в качестве ИП (форма № Р21001).
Шаг № 2. Определиться с лицензированием деятельности.
Будущий предприниматель должен изучить перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Например, хранение и реализация лома черных и цветных металлов.
Шаг № 3. Определиться с системой налогообложения.
Для этого нужно рассчитать налоговую нагрузку при разных системах налогообложения. Как правило, ИП предпочитают УСН либо патент.
В последнем случае ИП избавлен от «бумажной» работы, не нужно сдавать декларации, а только отчетность по страховым взносам, если у ИП в штате наемные сотрудники. Чаще всего, патент используется при оказании парикмахерских услуг, ремонта обуви (ст. 346.43 НК).
УСН выгодно применять в регионах с пониженной ставкой налога. Так, в Тюменской области в отношении УСН с объектом «доходы» действует ставка — 1 % — до 31.12.2023, а для УСН с объектом «доходы за минусом расходы» действует ставка 5% — до 31.12.2023.
К сожалению, иногда ИП забывают подать уведомление о применении УСН вместе с документами или в течение 30 дней после регистрации ИП. Тогда по умолчанию применяется ОСН.
Шаг № 4. Подготовить пакет документов для регистрации ИП.
Пакет документов у ИП намного «легче», чем у юридических лиц. Бизнесмен должен предоставить копии паспорта и ИНН. А если бизнесмен подает документы лично в налоговой инспекции, то требуется оплатить госпошлину в размере 800 рублей.
Если документы подает не лично сам предприниматель, а его доверенное лицо, необходимо оформить и заверить у нотариуса доверенность на совершение этих действий.
Самым сложным для бизнесменов может оказаться заполнение заявления по форме №Р21001. Актуальную форму заявления и образцы заполнения можно найти на сайте налоговиков либо на стендах в самой налоговой инспекции.
Какими способами можно подать документы на открытие ИП?
Способов отправки документов несколько:
- непосредственно обратиться в налоговую инспекции либо подать документы через представителя по нотариальной доверенности;
- отправить документы по почте, оформив опись вложения;
- обратиться в МФЦ;
- отправить документы через официальный сайт ФНС либо через сайт госуслуг;
Наиболее удобным способом является отправка документов через мобильное приложение ФНС. Скачать его можно по QR-коду, размещенному на сайте налоговиков либо через магазины на смартфонах либо айфонах. Приложение называется «Личный кабинет индивидуального предпринимателя».
- отправить документы, воспользовавшись услугами нотариуса.
Это сравнительно недавний способ, который значительно облегчает процесс регистрации ИП. Благодаря такой форме, предприниматель избавлен от возможных ошибок в заполнении заявления. Нотариусы сами проверяют комплект документов и направляют его налоговикам. Эти услуги оплачиваются согласно тарифам нотариальной конторы.
Впоследствии у ИП нет необходимости направлять заявление во внебюджетные фонды. Налоговики сами поставят ИП на учет во внебюджетные фонды.
Сколько времени занимает регистрация ИП?
Если в поданных документах нет ошибок, то ИП зарегистрируют в течение трех рабочих дней. Свидетельство о регистрации ИП бизнесмен может получить у нотариуса, если документы в налоговую инспекцию направлялись через него.
Начать дискуссию