Самозанятые

Как правильно работать самозанятым с физ и юр лицами?

Поговорим о нюансах оформления самозанятости и том, как работать «в свободном плавании».
Как правильно работать самозанятым с физ и юр лицами?

Самозанятость: с чего начать и как работать?

Сегодня модно иметь свое дело и быть предпринимателем. Для кого-то работа на себя — хобби, для других — насущная необходимость, для третьих — дело жизни. Но независимо от собственных мотивов и жизненных установок, приходится искать доступные варианты взаимодействия с клиентами и налоговыми органами.

Что делать, если вы работаете на себя, у вас нет наемных сотрудников, и при этом ваши среднемесячные доходы не превышают 200к рублей? Ведь всем хочется получать «крутые» заказы, расти и развиваться... К счастью, есть простой и доступный вариант — стать плательщиком налога на профессиональный доход (НПД). Благодаря данному налоговому режиму можно работать «в белую» и при этом оптимизировать налоговую нагрузку.

Как стать самозанятым?

Для официального оформления отношений с заказчиком — будь то физическое лицо, ИП или компания, необходимо получить статус плательщика НПД.

НПД — это специальный режим, при котором самозанятый платит налог 4% с валового дохода, полученного от физлиц, и 6% — с заработка от юрлиц и ИП. Данные ставки зафиксированы до 2029 года: в указанный период их корректировка не планируется.

Стать самозанятым может частное лицо или ИП, которое(ый):

  • Выполняет работы, оказывает определенные услуги или реализует продукцию собственного производства.
  • Не привлекает работников по ТД.
  • Занимается деятельностью, которая не относится к перечню, представленному в ст.4 и 6 ФЗ № 422 от 27.11.2018 года.
  • Имеет доход до 2 400 000 рублей в год — ограничений по ежемесячной сумме доходов нет.

Имейте в виду, что нельзя использовать работодателя, с которым заключен трудовой договор, в качестве заказчика по самозанятости. Но совмещать основную деятельность с фрилансом можно. В этом случае налог НПД уплачивается с дополнительных доходов, а НДФЛ по-прежнему перечисляет в бюджет работодатель с поступлений по месту основной работы (по ТД).

Таким образом, налог НПД нельзя платить с поступлений от работодателя, в том числе в течение 2 лет с момента увольнения.

Примерами плательщиков НПД являются:

  • переводчики;
  • дизайнеры;
  • репетиторы;
  • мастера маникюра;
  • юристы;
  • консультанты;
  • водители;
  • няни;
  • копирайтеры;
  • веб-разработчики;
  • организаторы мероприятий;
  • продавцы на Wildberries и так далее.

С продажей товаров, кстати, есть нюансы. Например, нельзя просто взять и реализовать подакцизные товары, в частности, гнать и перепродавать самогон. Зато вполне можно платить данный вид налога при сдаче квартиры в наем.

Получить статус самозанятого можно в обслуживающем банке (потребуется предоставить сотруднику паспорт, подписать заявление и завести отдельную карточку), через оператора эл. площадок или дистанционно, в т. ч. в приложении «Мой налог». В последнем случае потребуется скачать программу, пройти простую процедуру регистрации (по паспорту, ИНН или через портал Госуслуги).

Останется лишь указать вид(ы) деятельности, прикрепить банковскую карту для уплаты налогов. В будущем нужно формировать чеки по факту получения дохода и передавать их своим клиентам на оплату.

Если у вас уже есть статус ИП и вы применяли УСН, ЕСХН или ПСН, то придется отказаться от данных налоговых режимов. В противном случае регистрация будет отклонена.

Какие плюсы у налогового режима НПД

Пожалуй, основным преимуществом НПД является то, что даже если за год самозанятый не получит ни рубля, ему не придется вносить какие-либо платежи. При этом самозанятые вправе получать бесплатную медицинскую помощь по ОМС.

Налог НПД заменяет физлицам НДФЛ, а юрлицам — НДС, страховые взносы и НДФЛ с доходов, облагаемых налогом НПД. При этом на других специальных налоговых режимах приходится уплачивать в бюджет «страховые» даже при нулевых оборотах.

Кроме того, радует отсутствие отчетности и дополнительных взносов: не нужно собирать справки и заполнять декларации. Достаточно формировать и отправлять клиентам электронный чек в «Моем налоге».

Напомним, что самозанятым предоставляется вычет на уплату налога. Он составляет 10 000 рублей (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 422 от 27.11.2018 года), что какое-никакое подспорье.

При малых оборотах 4 — 6% от дохода — не такая уж и большая сумма, если сравнивать ее с НДФЛ 13%. Как говорится, и «волки сыты, и овцы целы». А по мере увеличения валовых оборотов или при смене деятельности (например, если вы решите работать по найму) всегда можно отказаться от самозанятости или выбрать другой налоговый режим.

Какие договоры нужно заключать самозанятым

Данная категория предпринимателей может сотрудничать как с физическими, так и с юридическими лицами. Отношения с заказчиками — ИП и ООО оформляются обычными договорами ГПХ: аренды, подряда, оказания услуг или купли-продажи. Содержание договора определяется спецификой деятельности самозанятого.

При оказании услуг и при продаже товаров собственного производства покупателям-физлицам достаточно чека, на основании которого производится оплата.

Не будем углубляться в нюансы оформления договоров с заказчиками: это вопрос не пяти минут. Лучше рассмотрим стандартную схему взаимодействия с юрлицами:

  1. Договориться с клиентом об объеме и стоимости работ (услуг), зафиксировать договоренности письменно (в договоре ГПХ и приложении к нему).
  2. Выполнить работу (оказать услугу) и предоставить заказчику — если работа выполняется по предоплате, то можно разделить сумму на несколько платежей.
  3. Подписать двусторонний акт выполненных работ (для юрлиц) и выставить чек на оплату в приложении «Мой Налог», доступном в App Store и Google Play. На главной странице выбрать опцию «Новая продажа» — «Юридическому лицу или ИП», указать название товара (услуги), стоимость, ИНН и наименование организации и нажать на кнопку «Выдать чек» (также можно выставить счет, это — опционально).
  4. Отправить фискальный документ своему заказчику и получить оплату.

Сумма налога (с учетом налогового вычета) будет рассчитана системой автоматически на основании всех чеков за отчетный период (календарный месяц). Останется лишь уплатить налог в бюджет до 25 числа следующего месяца за истекшим налоговым периодом с привязанной карточки. Все элементарно.

Что касается актов выполненных работ (оказанных услуг), то клиенты — юридические лица сами решают, нужен ли им этот документ. В нем фиксируется факт совершения сделки.

Акт служит основанием для отражения услуги в налоговом и бухгалтерском учете, и никак не относится к налоговому режиму исполнителя. В нем обычно содержится оговорка о том, что работы выполнены (или услуги оказаны) в полном объеме, и у заказчика нет претензий по качеству, что, собственно, плюс для исполнителя. Акт составляется в двух экземплярах, заверяется и подписывается сторонами.

Таким образом, оформить самозанятость можно «в два клика». При отсутствии оборотов платить дополнительные налоги, в том числе фиксированные страховые взносы, не придется.

Налог НПД могут применять как физические, так и юридические лица. Он формируется на основании чеков, которые самозанятый собственноручно сформировал в приложении налоговой.

В случае необходимости подтверждения дохода (для поездок, получения кредита, покупки недвижимости и так далее) можно получить справку о доходах за любой период работы по самозанятости (в разделе «Прочее» в сервисе «Мой налог»).

Начать дискуссию