Как говорил герой известного фильма: «От ревизии нас может спасти только кража». На практике зачастую инвентаризация проводится так: комиссией заранее формируются ведомости с бухгалтерским остатком имущества и на основании этих данных «открыживается» фактическое наличие имущества.
Понятно, что при таком подходе сложно выявить неучтенное на балансе имущество и в подобной ситуации никакой бухгалтерский стандарт не поможет.
Новый стандарт должны применять все компании, кроме бюджетников.
Когда должна проводиться инвентаризация?
Перечень ситуаций, когда должна проводиться инвентаризация, прописан в Методических указаниях по инвентаризации имущества и обязательств, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49 и ПБУ по ведению бухгалтерского учета и отчетности от 29.07.1998 № 34н.
Но даже если эти случаи прямо не указаны в нормативных документах, проведение ревизии обуславливается хозяйственной деятельностью компании. В ФСБУ объединены случаи, когда инвентаризация является обязательной, а также указаны сроки ее проведения.
Например, при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более половины его членов. Срок проведения инвентаризации определяется как день приемки — передачи дел.
Инвентаризация обязательна, если ревизию потребует один, либо нескольких членов коллектива — в случае коллективной ответственности. Срок проведения инвентаризации определяется датой предъявления такого требования.
Проверяться также должно имущество, которое не учтено на балансе компании, но находится на ее территории. Инвентаризации подлежат также имущественные права.
В каком порядке должна проводиться инвентаризации?
В ФСБУ досконально не прописан механизм проведения инвентаризации. Обозначены лишь общие черты: подсчет, взвешивание, обмер.
Это и понятно, ведь методика ревизии зависит от специфики деятельности компании. Например, при инвентаризации нефтепродуктов руководствуются Инструкцией от 23.01.1997 № РД
В приложении № 1 содержится методика объемно-массового статического метода. Так, количество нефтепродуктов, которые находятся в специальном оборудовании, определяют путем расчета геометрической вместимости оборудования и плотности нефтепродуктов.
В металлургии процедура проведения инвентаризации «незавершенки» включает в себя определение заделов, переделов.
В ФСБУ обозначено, как инвентаризировать материалы либо товары компании, поступившие и хранившиеся в неповрежденной упаковке. При ревизии допускается только выборочно проверять такое имущество в натуре. Остальную часть можно проверить только по документам поставщика.
Если невозможно определить фактическое наличие имущества способами, указанными в стандарте, то допускается применение альтернативных методик.
В ФСБУ прописано, что если ревизия имущества проводится в течение нескольких дней, то помещение, в котором хранятся ценности, опечатывается. На практике в условиях непрерывности производственных процессов такое требование трудновыполнимо.
Как должна быть организована инвентаризация?
С целью проведения ревизии в компании создается постоянно действующая комиссия. На крупных предприятиях создаются рабочие инвентаризационные комиссии по направлениям ревизии. Если компания небольшая, то ответственность за проведение инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию.
В этом смысле ничего нового ФСБУ не содержит.
Для того чтобы подтвердить достоверность ревизии, после ее окончания могут проводиться контрольные проверки. В них принимают участие члены инвентаризационной комиссии и МОЛ.
В каком порядке отражаются результаты инвентаризации?
Выявленные при ревизии расхождения имущества отражаются в бухучете в следующей оценке:
- излишки — по справедливой стоимости;
Оценка стоимости определяется на основе стандарта МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». Если излишки образовались по причине ошибки в бухучете, то они принимаются к учету в сумме фактических затрат на их покупку либо создание.
- недостачи — по балансовой стоимости.
Зачет излишков и недостач в части пересортицы одного и того же наименования имущества можно провести в исключительных случаях у одного и того же МОЛ, за один период ревизии.
Когда ФСБУ вступит в силу?
ФСБУ «Инвентаризация» подлежит обязательному применению с 2025 года. Отметим, что каких-то кардинально новых требований рассматриваемый стандарт не содержит.
Комментарии
7НЕ совсем к ФСБУ конечно комментарий, но к учету точно. Хотя и в ФСБУ можно пересмотреть уже все нормы и подходы к проведению и итогам проведения инвентаризаций. Кардинально необходимо пересматривать учет результатов итогов инвентаризации в Налоговом учете. А особенно учет итогов в магазинах розничной торговли со свободной выкладкой по товару, в части которого не применимы нормы естественной убыли (посуда из стекла, металла и т.д.) Нет никаких норм, покупатель идет ворует, ест, портит, бьет товар и все ему с рук сходит. А для того чтобы доказать, налогоплательщик должен ходить по инстанциям и доказывать что произошла кража, получать документы, которых возможно никогда не получит от органов следствия, ввиду отсутствия доказательств (нет съемки кражи, еще чего-нибудь). Не будут они каждую тарелку, нож , вилку, рюмку рассматривать и акты выдавать. А налогоплательщик несет убытки, к каждому покупателю не приставить консультанта или охранника. Считаю, что в таком случае необходимо устанавливать процент с оборота для того чтобы можно было учитывать итоги инвентаризации в НУ.
Налоговикам ФСБУ не указ. Они в очередной раз начнут доказывать, что в бухучете, как хотите, а вот для целей налогообложения - как мы велим в наших письмах.
И в НУ и в БУ нужны изменения с насущными проблемами в учете, а не то, что "видят" в теории те, кто это пишет... В проекте этого ФСБУ никаких особых изменений нет, а они нужны. Очень жаль, что не прислушиваются к мнению тех, кто непосредственно с этим работает, и проблемы таких налогоплательщиков не учитываются. А убытки колоссальные просто.
У них там свои игры, особенно среди депутатов. И их стремление нас осчастливить, мы с Вами, своими убогими умишками, понять не в состоянии. Я несколько раз общался и с чиновниками из Минфина, и из ФНС, так сказать, за рюмкой чая. Они, в большинстве своём, вполне адекватные люди. Но когда просил объяснить, вот зачем они такую хрень пишут, сразу в ответ: - Ну, ты понимаешь, не все так просто..., и вообще...
К сожалению, посыл один: платите ваши денюжки в бюджет....
Да не только. Там еще кадровые игры: кого-то подставить, чтобы с должности сместить, чтобы на это место своего человечка пристроить. Или наоборот, рвущегося на это место скомпрометировать. Там, рассказывали, такие многоходовые интриги плетутся...
опять ФСБУ(((( зачем, почему (?) и так достаточно методичек по инвентаризации. Одни проводят "на бумаге", другие - фактически. Ни тем, ни другим этот стандарт не нужен, лишь увеличивает к-во бумаг. Раздражает бесполезная законодательская деятельность чиновников. Дождемся 2025 года, может принятие и отложат