Что считается оскорблением по закону?
Согласно оскорбление — это унижение чести и достоинства человека в грубой форме. Сюда можно отнести негативную оценку личности с целью дискредитации и подрыва авторитета в глазах окружающих. Негативное оценочное суждение должно быть выражено в циничной, нецензурной и аморальной форме, противоречить принятым нормам общения.
Таким образом, «оскорбление» — это не только мат, но и любые неприятные слова, которые жертва восприняла на свой счет. Если оскорбительное поведение приобретает регулярный характер, речь идет о кибербуллинге.
Если травля сопровождается угрозами, вымогательствами, компрометирующими сведениями и публикациями, то обидчику грозит не только административная, но и уголовная ответственность по .
Интересный факт: 4 из 10 интернет-пользователей хотя бы раз испытывали на себе разные формы хейта. Количество жертв интернет-травли в возрасте от 18 до 29 лет составляет 65%.
Какая ответственность предусмотрена за хейт в интернете?
ВС разъяснил (п. 48, 59 и 51 обзора судебной практики № 2 от 30 июня 2021 года), что за оскорбление на публичной странице в соцсети нужно наказывать строже, чем за брань в личной переписке.
Если хейтер отправит приватное сообщение своей жертве, то ему грозит административная ответственность по от 3 до 5 тысяч рублей. Если оскорбление публичное, «тролль» от 5 до 10 тыс. рублей. Кроме того, можно заставить виновное лицо компенсировать моральный вред по
Примеры из практики
Одной матери не понравилось, как воспитатель организовал фотосессию для воспитанников детсада. Женщина отправила личное сообщение с претензиями в грубой форме. Воспитатель подала жалобу в прокуратуру. Дело быстро дошло до суда, где ответчице назначили штраф 3 000 рублей.
В другом деле пациентка роддома разместила в соцсети видеоролик. В записи женщина поведала всем пользователям о некачественно оказанных медуслугах. Гражданка публично оскорбляла врача, используя обсценную лексику. Женщина получила более строгое наказание по .
Стоит отметить, что в судебной практике нередки случаи, когда хейтерам все сходит с рук. Например, если в ходе ссоры обе стороны конфликта «поливали грязью» друг друга в личной переписке.
Восстановить справедливость без помощи юриста бывает сложно. Если вы столкнулись с хейтингом и травлей в интернете, обратитесь за консультацией к юристам из компании «РосКо».
Как наказать хейтера?
Если вы столкнулись с хейтингом в интернете, то:
- Сохраняйте спокойствие.
- Не отвечайте на провокации встречными оскорблениями — каждое неосторожно брошенное слово может быть использовано как контраргумент против вас.
Соберите электронные доказательства хейтинга:
- Сохраните голосовые сообщения, фото, видеофайлы и другие материалы по делу.
- Сделайте фото экрана или скриншот переписки (публикации) — изображение должно содержать адресную строку, дату и время.
- Обратитесь в администрацию ресурса с просьбой сохранить публикацию. Скажите, о своем намерении подать на обидчика жалобу в прокуратуру.
- Распечатайте переписку с хейтером с соблюдением хронологии событий, а также переписки со свидетелями.
- Удостоверьте содержание страницы нотариально — документ служит доказательствами вины «тролля» для прокуратуры или суда.
Обратитесь в прокуратуру. Ходатайствуйте о допросе свидетелей и направлении официального запроса администрации сайта. Будьте настойчивы и твердо стойте на своем. Имейте в виду: срок привлечения к ответственности по составляет всего три месяца с момента правонарушения.
Если вы столкнулись с клеветой и кибербуллингом в свой адрес, обратитесь в мировой суд с заявлением о возбуждении уголовного дела. Истец также вправе подать иск о компенсации морального вреда по , (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3).
Есть много нюансов. Например, можно потребовать у хейтера, чтобы он публично опроверг информацию в личном блоге. Обо всех тонкостях кибербуллинга вам расскажет юрист на консультации.
Подведем итоги
Перекос в сторону безнаказанности хамов и клеветников в сети существует из-за того, что люди реагируют на провокации и не переводят вопрос в правовую плоскость. Как реагировать на ситуацию выбирает тот, кого обидели или опорочили. Можно отшутиться, игнорировать, хамить в ответ или принять более решительные меры.
Начать дискуссию