ВЭД

Государств и территорий, которые не обмениваются с Россией налоговой информацией, стало меньше

Налоговиками подготовлен очередной перечень иностранных государств и территорий, которые не сотрудничают с российскими налоговиками. Когда заработает новый перечень? Сколько в нем осталось государств и территорий?
Государств и территорий, которые не обмениваются с Россией налоговой информацией, стало меньше

Начиная с 2018 года, Россия присоединилась к автоматизированной системе обмена налоговой информацией между налоговиками иностранных государств. Благодаря такому обмену налоговики получали данные о банковских счетах налогоплательщика.

Как изменился новый перечень иностранных государств и территорий, сотрудничающих с российскими налоговиками?

Перечень юрисдикций, которые готовы сотрудничать с российскими налоговиками, можно увидеть на сайте организации экономического сотрудничества и развития.

Введение антироссийских санкций и продолжающаяся спецоперация на Украине, внесли свои коррективы в перечень государств и территорий, которые участвуют в автоматическом обмене информации.

Перечень государств и территорий, с которыми работает международный обмен, содержится в приказе ФНС от 27.05.2022 № ЕД-7-17/450@. В нем 83 государства и 12 территорий.

Ряд стран прекратили обмен налоговой информацией с Россией. Например, США, Украина.

Налоговики подготовили проект нового перечня государств и территорий, которые не сотрудничают с российскими налоговиками. В обновленном перечне 98 государств и 18 территорий.

Обновленный перечень будет действовать с 1 января 2023 года.

Зачем нужен автоматический обмен информации между налоговиками?

Уже несколько лет у физических лиц действует обязанность по информированию налоговиков об открытых за границей счетах, отправлять налоговикам специальный отчет о движении денежных средств на этих счетах, а также информацию об иных финансовых активах.

Представление отчета не зависит от наличия второго гражданства у россиян. Его должны представлять налоговые резиденты России. Это значит, что они должны проживать более 183 календарных дней в году на территории РФ.

В 2022 году продлен срок сдачи отчета до 1 декабря 2022. Далее налоговики проверяют этот отчет, и если возникает необходимость, — запрашивают документы, подтверждающие отраженные операции по этому отчету.

В законе прописаны исключения от этой обязанности. Например, банк, в котором открыт счет у резидента РФ находится на территории стран-членов ЕАЭС либо на территории тех иностранных государств, с которыми налажен обмен информацией между налоговиками. При этом оборот либо остаток денег по счету или вкладу не должен превышать за отчетный год 600 тысяч рублей (п. 7, п. 8 ст. 12 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Таким образом, если обмен информацией между государствами и территориями отсутствует, и объем денег превышает лимит, то резиденты РФ вынуждены представлять отчет.

Если не исполнить эту обязанность, то физическое лицо может быть оштрафовано на 2 тыс. — 3 тыс. рублей. В случае повторного нарушения штраф составит уже 20 тыс. рублей.

Если резидент РФ нарушит срок представления отчета, то его оштрафуют на 300 рублей — 3 тыс. рублей. При обмене информацией передаются сведения о финансовых активах резидента РФ, что позволяет предотвратить вывод активов в зарубежные страны либо сокрытие активов.

Процедура обмена информацией включает в себя участие финансовых организаций, зарубежных брокеров, налоговых органов, а также органов министерства финансов иностранных государств.

Например, налоговый резидент РФ открывает счет в зарубежном банке. Зарубежный банк направляет сведения об этой транзакции в свой налоговый орган. А последний уже направляет информацию российским налоговикам. Далее российские налоговики анализируют эти сведения, и при необходимости могут направить запрос владельцу зарубежного счета — налоговому резиденту РФ.

Участие России в системе автоматического обмена информацией имеет значение для расчета прибыли контролируемых иностранных компаний (по тексту — КИК).

Не каждая иностранная компания является КИК. Для того чтобы компания была контролируемой, иностранная компания не должна обладать статусом налогового резидента России, а физические или юридические лица, контролирующие компанию, являются налоговыми резидентами России (). А весь смысл налогообложения КИК заключается в том, чтобы полученная прибыль иностранной организации поступала в российский бюджет через контролируемое лицо.

Если иностранное государство или территория включена в международный обмен информацией, то российские налоговики получат необходимую информацию о КИК. А затем сверят эту информацию с направленными уведомлениями о КИК. Если компании не подавали уведомление об участии в КИК, то им может грозить доначисление налогов.

Начать дискуссию