Чем это грозит гражданам и организациям? Что будет с их имуществом? Эти вопросы волнуют сейчас очень многих.
Могут ли изъять имущество в военное время
В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30.01.2002 военное положение может быть введено как на территории всей страны, так и в отдельных ее субъектах.
Указом президента в настоящее время военное положение уже введено на части РФ – в присоединенных областях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях.
Ст. 7 того же закона установлено, что в период действия данного режима для нужд обороны может изыматься имущество организаций и граждан с последующей компенсацией государством стоимости изъятого имущества (и банковские вклады, и авто, несомненно, являются имуществом). Это положение касается только тех граждан, которые находятся непосредственно в субъектах, где действует режим военного положения.
То есть в настоящее время на основании приведенных норм имущество может быть изъято только у проживающих на территориях ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях.
Однако, помимо указанного закона существует еще несколько нормативно-правовых актов, прямо или косвенно предусматривающих возможность изъятия имущества. Так, например, закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ также устанавливает обязанность граждан предоставлять по требованию уполномоченных органов свое имущество в военное время (ст. 9).
Обратите внимание – не в период военного положения, а в военное время. Наступило ли уже это время в нашей стране – большой вопрос. Дело в том, что это понятие ни в одном из нормативно-правовых актов толком не раскрывается. Если с военным положением все ясно, оно устанавливается указом президента, то процедура объявления военного времени не ясна.
Зато другой закон более однозначен. Это ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 № 31-ФЗ, которым установлена военно-транспортная обязанность юридических и физических лиц (ст. 13). Эта обязанность возлагается на этих лиц в период мобилизации и военного времени.
Как известно, указом президента от 21.09.2022 № 647 в России объявлена частичная мобилизация. Каких-либо параметров частичности ни закон, ни указ не раскрывают, поэтому можно считать, что в соответствии с данным ФЗ изъятие имущества в случае необходимости может быть произведено у собственника в любом регионе России.
Владельцам компаний надо иметь в виду, что существует также указ президента от 02.10.1998 № 1175, по которому военно-транспортная обязанность возложена на юридических лиц даже в мирное время.
В законе перечислены также лица, у которых автотранспортное средство изъято быть не может. Это дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, можно заключить, что по закону изъятие автотранспортных средств у собственников для нужд армии и фронта теоретически возможно уже сейчас. Однако есть основания предполагать, что инициировать эту процедуру должен все же президент еще одним отдельным указом.
Хочется также отметить, что государство вряд ли будет прибегать к таким крайним мерам. Собственники-граждане во всех перечисленных нормативно-правовых актах упомянуты в последнюю очередь.
В связи с этим, представляется, что если до изъятия имущества дело все же когда-нибудь и дойдет, то сначала его будут забирать у органов власти, затем – у частных компаний и лишь в последнюю очередь – у физических лиц.
Денежные средства со счетов в мирное время изъятию не подлежат даже у организаций. Строго говоря, речь об изъятии тут и не идет. Допускаются лишь временные ограничения в снятии и использовании денег владельцами счетов.
Какое имущество подлежит изъятию
С банковским вкладами все более или менее ясно – деньги у всех одинаковые, поэтому шансы отдать их в долг государству у каждого примерно равные. Хотя, стоит добавить, что они минимальны, потому как у государства есть иные, гораздо более действенные рычаги управления финансами, чем прямое изъятие их у своих граждан.
Например, девальвация (снижение реального валютного курса) – чем не действенный способ?
С автотранспортными средствами все иначе. Не каждый автомобиль подлежит изъятию. Приказом Министра обороны от 14.03.2014 № 151 утвержден перечень транспортных средств, которые подлежат предоставлению ВС по их запросу.
К ним относятся транспортные средства следующих категорий: M1G, M2 (кроме троллейбусов), M3 (том числе M2G, M3G), N (в том числе NG), O, а также специальные и специализированные транспортные средства.
Проверить, входит ли автомобиль в указанный перечень, можно, посмотрев, какая категория указана в документах на него.
Нужно понимать, что в положениях об изъятии имущества нет никаких ограничений, касающихся способов его приобретения. Даже если автомобиль был куплен в кредит, он может быть изъят, поскольку по закону покупатель становится собственником авто в момент заключения договора. Правда, распоряжаться кредитным авто собственник, не расплатившийся с кредитом, в полной мере не может, но в случае изъятия для нужд ВС это вряд ли послужит основанием для непредоставления автомобиля. Ведь банк тоже обязан подчиняться законам и иным актам о военно-транспортной обязанности, следовательно, отказ в предоставлении автомобиля в любом случае незаконен.
Порядок изъятия
Подробный порядок изъятия имущества у граждан в действующем законодательстве не расписан. Указано лишь, что собственникам положена компенсация стоимости взятого имущества. Однако каким образом и в какие сроки будет рассчитываться и возмещаться эта компенсация – не ясно.
Собственникам при изъятии должны выдать документ, подтверждающий передачу имущества. Видимо, на основании этого документа в будущем и можно будет потребовать компенсацию.
Особенности изъятия имущества в период военного положения
Хотелось бы заметить, что ситуация, которая сложилась сейчас в стране, нестандартна. Закон «О военном положении», «О мобилизации» и прочие нормативно-правовые акты приняты много лет назад, но долгое время не использовались. Поэтому никакой практики применения их нет, она только начинает складываться.
Это вызывает множество вопросов и недопониманий не только у обычных граждан, но даже и у чиновников, юристов и прочих непосредственно участвующих в правоприменительном процессе субъектов. Такое развитие событий нормально, поскольку обычно только в ходе использования закона начинают «вскрываться» его пороки – недостатки, пробелы и пр. Но это надо иметь в виду и постоянно следить за всеми изменениями.
Начать дискуссию