Импорт

Какие проблемы возникают по гарантийным обязательствам при параллельном импорте

Почти год в России легализован так называемый параллельный импорт. Но эйфория от ввезенных импортных товаров сменилась проблемами по гарантийным обязательствам по ним. Почему возникают проблемы и как их решить, расскажет эксперт компании ООО «РосКо».
Какие проблемы возникают по гарантийным обязательствам при параллельном импорте
Иллюстрация: RosCo

Для того чтобы смягчить последствия введенных против России экономических санкций, в марте 2022 правительство запустило программу параллельного импорта (постановление Правительства от 29.03.2022 № 506).

Что такое параллельный импорт и зачем он нужен

Практика использования параллельного импорта не является экзотикой, в России до 2002 года она активно применялась. Да и в других странах, например, в США, Турции, Японии, Китае, легализованы поставки по параллельному импорту.

Необходимость реанимации параллельного импорта возникла после ухода с российского рынка многих западных брендов. И напрямую стало невозможно завезти в Россию большинство импортных товаров.

Параллельный импорт позволяет на законных основаниях ввезти в Россию продукцию без согласия производителя товара либо его официального дистрибьютора. Ввезенная продукция не является подделкой или контрафактом, она является оригинальной и имеет необходимые сертификаты качества, лицензии.

Работает схема параллельного импорта очень просто. Если раньше официальные дистрибьюторы западных брендов напрямую закупали товар у их владельцев и впоследствии реализовывали в официальных магазинах в России, то теперь тот же товар закупается через посредников из дружественным нам стран.

Благодаря узакониванию такой схемы, российские граждане не должны ощутить дефицита привычных импортных товаров. Данный шаг расценивается и как способ стабилизации цен на товары. Хотя на практике мы видим обратное.

Всю ли продукцию можно ввезти по параллельному импорту

Все, что угодно ввезти по параллельному импорту не получится. Минторг устанавливает перечень разрешенных товаров, который время от времени расширяется (приказ Минпромторга от 19.04.2022 № 1532).

Например, 15 марта 2023 перечень был дополнен рядом брендов моторных масел, бытовой техники, сельхозтехники, косметики и парфюмерии.

Какие проблемы возникают в случае поломки товаров

Раз товар приобретен через посредников, без лицензии правообладателя, то возникает вопрос, что делать покупателю, если он купил бракованную продукцию? Будет ли сохраняться гарантия, если товар в течение определенного времени эксплуатации, вышел из строя?

Например, покупатель приобрел товар известного бренда, ввезенный из ОАЭ. Сама продукция была ориентирована на арабского потребителя и в России нет сервисных центров производителя товара.

В подобных ситуациях потребитель продукции по параллельному импорту не имеет возможности обратиться к его производителю. Если производитель покинул российский рынок, то на «параллельную» продукцию не действует официальная гарантия.

Отметим, что это не означает, что покупатель остался у разбитого корыта и не сможет отремонтировать сломавшуюся технику.

Обратимся сначала к букве закона.

Так, при обнаружении недостатков приобретенного товара покупатель может потребовать его замены, соразмерного снижения стоимости, устранения этих недостатков либо вернуть товар и получить за него деньги (ст. 18 закона о защите прав потребителя от 07.02.1992 № 2300-1).

В том случае если покупателем обнаружится недостаток в бытовой технике в течение 15 дней с момента покупки, то он вправе не ремонтировать, а вернуть товар продавцу. В течение этого срока потребитель может также потребовать замены бракованного товара на другой либо потребовать возврата денег.

Если дефект обнаружится после 15 дней со дня покупки, то покупатель вправе обратиться к продавцу с требованием о проведении бесплатного гарантийного ремонта.

В части товаров, на которые производитель не установил гарантийных сроков, покупатель может предъявлять претензии в пределах двух лет с момента продажи товаров.

Однако на практике покупатели не всегда могут вернуть деньги даже не с «параллельного» товара. А на ввезенный «параллельный» товар возникают дополнительные трудности по возврату.

Например, в крупные розничные сети «ДНС», «М-Видео», «Связной» поступили смартфоны «Самсунг», ввезенные по параллельному импорту из Казахстана. Много смартфонов поступает из Эмиратов. И производитель установил гарантию именно для ОАЭ, а не для российского рынка.

Во избежание негативных последствий для покупателей, крупные российские ритейлеры: «ДНС», «М-видео», «Эльдорадо», «Ситилинк», «Яндекс.Маркет» и ряд других, входящих в Ассоциацию компаний интернет-торговли, установили годичную гарантию на бытовую технику, компьютеры, ноутбуки, смартфоны.

Тем не менее, сложности могут возникнуть с тем, что при ремонте техники, могут понадобиться оригинальные запчасти, комплектующие. В этом случае выходом из положения видится замена оригинальных запчастей на их неоригинальные аналоги.

Гораздо сложнее ситуация обстоит с автомобилями, ввезенными по параллельному импорту. Так, в начале 2023 года ряд дилеров отказались предоставлять бесплатную гарантию на машины.

Тем не менее, продавец, приобретающий гарантийную машину через Казахстан и другие дружественные стран, для продажи в России несет ответственность за ее качество в течение двух лет.

Например, если в указанный срок возникнет поломка с двигателем, коробкой передач, то покупатель вправе устранить недостаток либо заменить автомобиль на новый в пределах двух лет у продавца. Правда, покупателю без гарантии на машину нужно доказать дилеру наличие заводского брака, пройти независимую экспертизу за свой счет.

Бывает, что даже после проведения экспертизы, дилеры отказываются возвращать деньги либо заменять автомобиль. В этом случае у покупателя одна дорога – в суд.

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KZF6s

Начать дискуссию