ОСАГО

Нужно ли доплачивать, если ОСАГО не покрывает ремонт машины

По закону об ОСАГО максимальная сумма страхового возмещения, на которую вправе претендовать собственник автотранспортного средства, составляет 400 000 руб. Но ведь очевидно, что далеко не всегда можно произвести восстановительный ремонт на эти деньги! Что же делать, если стоимость ремонта автомобиля выходит дороже?
Нужно ли доплачивать, если ОСАГО не покрывает ремонт машины
Иллюстрация: RosCo

Способы получения страхового возмещения

Согласно закону от 25.04.2002 №40-ФЗ, который в народе называют законом об ОСАГО, у собственников автотранспортных средств существует 2 способа получить страховое возмещение при наступлении страхового случая:

  • в натуральной форме. Это наиболее распространенный способ, который используется по умолчанию и заключается в направлении машины на СТО и осуществлении фактического ремонта.

  • в денежной форме. Этот способ применяется лишь при наличии строго определенных оснований, перечень которых содержится в п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО.

Однако и в том, и в другом случае выделенной страховой компанией суммы может не хватить на ремонт.

При этом нехватка средств может объясняться как реальной дороговизной ремонта (если его стоимость превышает лимит в 400 000 руб., установленный ст. 7 закона об ОСАГО), так и занижением суммы страхового возмещения, определенной страховой.

Рассмотрим две эти ситуации в отдельности.

Сумма страхового возмещения занижена страховой

Это может выясниться при получении денежного возмещения или в случае обращения СТО к собственнику транспортного средства за доплатой. В том и другом случае нужно:

  • Подать в страховую компанию заявление о выдаче копии акта о страховом случае (страховая обязана выдать его в течение 3 дней с момента получения соответствующего запроса или с момента изготовления).

В этом акте, среди прочих данных, должна быть указана и сумма страхового возмещения.

  • Если у собственника есть основания полагать, что сумма занижена, ему следует провести собственную оценку ущерба.

Для этого нужно обратиться в экспертную организацию, имеющую в своем штате хотя бы одного эксперта-техника, или к частному эксперту-технику — главное, чтобы у этого специалиста было подтверждение прохождения профессиональной аттестации, и он был внесен в соответствующий госреестр (п. 4 ст. 12.1 закона об ОСАГО).

  • Если независимый эксперт насчитает больше, чем страховая, надо подготовить претензию.

Этот пункт обязателен, так как на этот случай законом об ОСАГО предусмотрен обязательный претензионный порядок (п. 1 ст. 16.1) для споров со страховыми компаниями.

В претензии следует изложить обстоятельства наступления страхового случая, а также приложить к ней копии документов, подтверждающих требования о доплате.

Обязательно нужно поставить дату, подпись и направить претензию по почте заказным письмом с описью вложения или передать лично в канцелярию страховой, попросив принимающего сотрудника расписаться на втором экземпляре в получении.

  • На рассмотрение претензии страховой компанией отводится 10 календарных дней с момента ее получения (за исключением нерабочих праздничных дней).

В течение этого времени страховая должна либо удовлетворить предъявленные к ней требования, либо отказать в их удовлетворении.

  • Если по истечении срока рассмотрения претензии требования так и не удовлетворены, нужно составлять исковое заявление в суд.

Помимо заявленного в претензии, в иске собственник может также потребовать уплаты ему неустойки за каждый день просрочки исполнения обязанности по выплате возмещения, начиная с 11 дня после получения страховой компанией претензии.

Ремонт стоит дороже, чем максимально возможная сумма страхового возмещения

Если страховая выделила на ремонт 400 000 руб., но этих денег все равно не хватает, можно попытаться взыскать недостающую сумму в судебном порядке с виновника ДТП.

Для этого следует:

  • Запросить в страховой копию акта о наступлении страхового случая.

  • Подготовить претензию в адрес виновника ДТП.

Вообще подавать претензию в этом случе не обязательно, но все же лучше это сделать (вдруг ответчик добровольно заплатит деньги и можно будет обойтись без суда?).

В претензии необходимо указать срок для ее добровольного исполнения — это важно, так как именно с момента истечения этого срока можно будет исчислять неустойку за просрочку удовлетворения требований.

  • По истечении срока для добровольного исполнения заявленных претензионных требований, обратиться в суд с иском к виновнику ДТП.

Правила обращения в суд

Правила обращения в суд по спору со страховой компанией и по спору с виновником ДТП немного отличаются.

В обоих случаях собственнику потребуется собрать множество документов: акт о наступлении страхового случая, заключение эксперта, документы на автомобиль (ПТС и СТС), справку о ДТП, протокол, полис ОСАГО, паспорт, копию претензии. Образец искового заявления можно найти в интернете или обратиться к юристу.

По спорам о возмещении страхового возмещения по ОСАГО со страховой компанией госпошлину истцам-физлицам нужно платить только в том случае, если сумма иска превышает 1 млн руб.

При расчете учитывается только та часть исковых требований, которая превышает 1 млн, т.е. если, например, общая сумма иска 1 328 000 руб., то госпошлину следует исчислять от 328 тысяч рублей (она составит 6480 руб.) В этом случае работают правила закона о защите прав потребителей.

Если же деньги взыскиваются с виновника ДТП, эти правила не действуют, и госпошлина исчисляется в процентном соотношении от цены иска на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК.

Нормы закона о защите прав потребителей применимы и для определения того, в какой суд подавать иск. Так, в соответствии с этим законом споры при цене иска до 100 000 руб. рассматриваются мировыми судьями, а свыше этой суммы — районными судами (пп. 5 п. 1 ст. 23 ГПК).

Подать иск нужно в суд по месту нахождения ответчика (однако в случае со страховой возможны исключения, нужно смотреть договор, им может быть установлена договорная подсудность).

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8K3Sa1

Начать дискуссию