О типовых уставах

<p>01 августа 2018 года Министерством экономического развития РФ были утверждены формы типовых уставов, на основании которых можно действовать обществам с ограниченной ответственностью (<a href="https://www.klerk.ru/doc/478166/" target="_blank">Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 N 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью»</a> (далее по тексту Приказ 411)).</p
О типовых уставах

Сразу отметим, что АО не смогут осуществлять деятельность на основании типового устава, поскольку нормы ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» такой возможности не предусматривают.

Прежде чем перейти к анализу документа, с целью выявления плюсов или минусов новой возможности, скажем несколько слов о предпосылках возникновения идеи создания типовых уставов для общества.

Глобальная цель — сделать нашу страну привлекательной для иностранных (российских) бизнесменов и инвесторов. Именно для этого в 2013 году Правительство РФ своим распоряжением утвердило «дорожную карту» - «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 07.03.2013 N 317-р).

Целью же утверждения типовых уставов, является упрощение создания и регистрации юридических лиц.

Ранее, когда регистрацию юридических лиц осуществляла Московская регистрационная палата (до 2002 года), уставы при их представлении, проверяли на соответствие их положений закону, правильности оформления, а если устав не соответствовал, предъявляемым к нему требованиям, компания получала отказ в регистрации, и приходилось начинать процедуру регистрации сначала.

Начиная с 01 июля 2002 года правом регистрации юридических лиц наделили МНС (Московская налоговая инспекция) (Приказ МНС РФ от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года»), при этом обязательная проверка содержания устава на соответствие нормам действующего на момент регистрации юридического лица законодательства в обязанности МНС вменена не была. Этот факт вполне объясним, в РФ каждый день регистрируется огромное количество юридических лиц всех видов организационно-правовых форм и форм собственности и, наверное, работники МНС физически не успевали бы проверять текст всех, поступающих к ним уставов, поэтому требование упростили и для успешной регистрации компании, необходимо было только предоставить устав в пакете документов для регистрации.

Далее законодатель продолжил двигаться по пути упрощения процедуры регистрации юридических лиц и вот, наконец, на сегодня мы получили возможность вообще не разрабатывать самостоятельно устав, а воспользоваться наиболее подходящей нам формой по содержанию.

Отметим, что право юридических лиц действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, было внесено в ст. 52 ГК РФ, в ст. 12 ФЗ «Об ООО» от 08.02.1998 N 14-ФЗ и ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ, еще в 2015 году (Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ), но норма оставалась декларативной до момента издания Приказа 411.

Следует отметить, что под понятием «типовой устав» понимается не любой стандартный устав, который, например, разрабатывают фирмы, занимающиеся регистрацией юридических лиц в виде профессиональной деятельности, а только тот, форма которого утверждена уполномоченным государственным органом, в данном случае Министерством экономического развития.

Всего Минэкономразвития утвердило 36 типовых форм устава. Ранее, в одном из проектов приказа (Проект Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» (по состоянию на 13.04.2018), приводилась наглядная и удобная для использования в работе сравнительная таблица содержания диспозитивных норм ГК РФ в типовых уставах, на основании которых действует общество с ограниченной ответственностью. В утвержденный текст Приказа 411 таблица не вошла, но для понимания разности вариантов форм типового устава, воспользуемся ею.

Каждому, кто будет регистрировать юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью, необходимо принять решение по следующим вопросам:

- наличие (отсутствие) у участника права на выход из ООО;

- наличие (отсутствие) преимущественного права у участников ООО на приобретение доли, отчуждаемой участником общества третьим лицам;

- наличие (отсутствие) требования о получении согласия участников общества на отчуждение доли третьим лицам либо другим участникам ООО;

- наличием (отсутствие) требования о получении согласия участников ООО на переход доли в уставном капитале ООО к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества;

- порядок формирования единоличного исполнительного органа: директор избирается общим собранием участников ООО или полномочия директора осуществляются каждым участником ООО, который действует самостоятельно либо совместно с остальными участниками общества;

- порядок удостоверения решений общего собрания участников ООО: нотариально либо путем подписания протокола общего собрания участников ООО всеми участниками ООО, принявшими участие в собрании.

Таким образом, если обобщить, принятие решения касается двух плоскостей, первое, это вопросы, связанные с органами управления и второе, возможные ограничения, связанные с правами участников относительно распоряжения принадлежащих им имущественных прав.

Приказ 411 вступит в силу 24 июня 2019 года, начиная с этой даты, любое общество с ограниченной ответственностью сможет воспользоваться типовой формой устава. Под любым обществом понимается как вновь создаваемое, так и уже действующее. Последние, должны принять решение о переходе на типовой устав общим собранием участников ООО большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества (абз. пятый п. 4 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее 14-ФЗ)).

После принятия решения о том, что общество будет действовать на основании типового устава, необходимо эти изменения зарегистрировать. Для государственной регистрации изменений в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 17 129-ФЗ (п. 4 ст. 12 14-ФЗ, п. 2.1. ст. 17 129-ФЗ):

- заявление (форма Р14001);

- решение (протокол), являющееся основанием для внесения изменений;

При создании общества заявление подается по форме Р11001.

Типовые формы устава подлежат размещению на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который и обеспечивает их открытость и общедоступность (п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Сведения о том, что ООО действует на основании типового устава подлежат указанию в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке (п. 2 ст. 52 ГК РФ, абз. третий п. 1 ст. 12 14-ФЗ, пп. е п. 1 ст. 5 129-ФЗ). Регистрирующий орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения от уполномоченного органа исполнительной власти типового устава, размещает такой типовой устав на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет» и обеспечивает открытость и общедоступность такого типового устава.

Автору, как практикующему юристу, известно, что множество компаний, а особенно тех, кто занимается регистрацией юридических лиц на профессиональной основе, ждали с нетерпением издание Приказа 411, что в общем-то понятно. Меньше споров среди учредителей при регистрации, меньше документов для подготовки самой процедуры. Но при принятии решения о применении обществом типового устава, не стоит забывать и о целесообразности, впоследствии можно получить вместо удобства в использовании множество проблем, связанных с тем, что некоторые важные для жизни общества и участников вопросы, в типовом уставе про не предусмотрены.

Конечно, типовые уставы разработаны на основании и в соответствии с действующим законодательством, а именно содержат все необходимые (императивные) положения, предусмотренные ст. 12 14-ФЗ и только положения, носящие диспозитивный характер, можно и нужно изменять в соответствии с нуждами самого общества.

Что хорошего:

1) Прежде всего использование типовой формы будет интересно небольшим компаниям, где штатным расписанием не предусмотрен юрист. Положения устава не надо оценивать, нужно лишь выбрать подходящую форму и учредительный документ готов. Здесь же можно отметить, что при регистрации ООО или переходе на типовой устав уже действующего, устав на регистрацию предоставлять не нужно (п. в ст. 12, п. б п. 1 ст. 14 129-ФЗ). При этом, общество обязано уведомить любое заинтересованное лицо о том, что оно действует на основании типового устава, а также о том, что с данным уставом ознакомиться можно бесплатно в открытом доступе на официальном сайте регистрирующего органа (п. 3 ст. 12 Закона об ООО).

2) Отпадает необходимость вносить в устав каждый раз изменения, если общество решило изменить фирменное наименование и (или) размер уставного капитала. П. 2.1. ст.12 14-ФЗ, освобождает от внесения изменений и при смене адреса местонахождения, но эту проблему можно легко решить уже сегодня, в устав разрешено не вносить адрес целиком, а указать только субъект РФ.

На этом, пожалуй, с плюсами можно закончить. Как мы видим, достоинства работы общества на основании типового устава сводятся исключительно к упрощению процедуры регистрации, иными словами, если учредители не хотят сложностей при составлении документа, в том числе и материальных (расходы на работу юристов), то можно спокойно выбирать любой из 36 вариантов типового устава, выбор, как мы видим, обширен.

Однако, по мнению автора, слишком уж радоваться принятию Приказа 411 причин нет. Конечно, наличие такой возможности само по себе является отличным решением некоторых вопросов, но с другой стороны, остается не меньше вопросов, которые придется решать, если не сразу, при создании общества, то потом уж точно.

Вспомним, что целью создания юридического лица является занятие предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли (ст. 48 ГК РФ). А это значит, что общество, развиваясь, может просто на просто «вырасти» из типового устава, который может не учитывать индивидуальные мнения участников.

Справедливости ради следует сказать, что участники общества, действующего на основании типового устава, вправе в любой момент принять решение о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, и утвердить устав ООО в порядке, установленном Законом об ООО (абз. 4 п. 4 ст. 12 14-ФЗ).

Недостатком типовой формы является и то, что она не подлежит изменению, а это значит, что участники не смогут частично изменить устав, а только форму целиком.

Приказ 411 издан, но формы заявлений, используемые в настоящее время при регистрации юридических лиц (Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) в соответствие не приведены. Существующие редакции форм Р11001, P13001, Р14001, используемые для регистрации юридических лиц, не могут быть использованы для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет или не будет действовать на основании типового устава.

Приказ 411 вступит в силу 24 июня 2019 года, до этого момента время еще есть, возможно, все необходимые документы будут приведены в соответствие друг с другом и общества получат возможность, которую давно ждали.

Материал подготовлен специалистами Компании «РосКо—Консалтинг и аудит».

Комментарии

1