О земельном налоге при разделении и отчуждении части земельного участка в один день

<p><em>Нужно ли платить земельный налог, если регистрация права собственности и отчуждение земельного участка состоялись в один день? </em></p
О земельном налоге при разделении и отчуждении части земельного участка в один день

Прежде всего, отметим, что для целей расчета земельного налога важны даты государственной регистрации перехода права собственности.

По общему правилу, плательщиками земельного налога по общему правилу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п.1 ст.131 ГК РФ, ст.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 г.).

То есть плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок (п.1 постановления Пленума ВАС РФ №54 от 23.07.2009 г., письма Минфина РФ №03-05-06-02/75889 от 24.12.2015 г., №03-05-05-02/120 от 07.12.2012 г.).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок расчет земельного налога  производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде:

Такой порядок следует из положений п.7 ст.396 НК РФ, п. 5.16-5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС РФ от 10.05.2017 г. №ММВ-7-21/347, письма ФНС РФ от 06.04.2018 г. №БС-4-21/6568.

Если возникновение права собственности на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на земельный участок произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента (п.7 ст.396 НК РФ).

В общем случае, если, например, организация в 2018 году владела земельным участком (право собственности за ней зарегистрировано), например, с 1 января 2018 года, а прекращение права собственности (что подтверждено записью в реестре) произошло 22.10.2018 г., то организация-продавец должна уплатить земельный налог за десять полных месяцев 2018 года.

Важно!

Однако законодательно не урегулирован вопрос, как при расчете коэффициента учитывать возникновение и прекращение права собственности на земельный участок, если регистрация права собственности и прекращение этих прав произошли одновременно (в одном месяце) до 15-го числа или после.

Пример.

Компания 20.10.2018 г. разделила земельный участок на два земельных участка и в этот же день реализовала выделенный земельный участок покупателю.

Нужно ли уплачивать земельный налог в отношении реализованного земельного участка?

Формально, если следовать буквальному толкованию положений п.7 ст.396 НК РФ, то при прекращении права собственности (что подтверждается записью в реестре) после 15-го числа месяца, то месяц прекращения права принимается за полный месяц.

Вместе с тем, если опираться на разъяснения ведомств в отношении расчета транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца (который может приходиться либо на первую, либо на вторую половину месяца), то можно предположить, что уплачивать  земельный  налог в аналогичной ситуации, например, при регистрации права собственности и его прекращении во второй половине октября (за период менее одного месяца), не нужно.

Напомним, что в этой ситуации также законодательно не урегулирован вопрос, как при расчете коэффициента Кв учитывать месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства, если оно:

- одновременно поставлено и снято с учета до 15-го числа или после;

- поставлено на учет до 15-го числа, а снято после 15-го числа того же месяца.

Мнение Минфина РФ и ФНС РФ в подобной ситуации едино - не нужно уплачивать транспортный налог в отношении автомобиля, который был:

- поставлен и снят с учета в один день;

- одновременно был поставлен и снят с учета в одном месяце до 15-го числа или после (письма Минфина РФ №03-05-04-04/37237 от 15.06.2017 г. (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС РФ №БС-4-21/11566 от 19.06.2017 г.), №03-05-05-04/49344 от 24.08.2016 г.). Например, если автомобиль поставлен на учет при покупке 28 сентября 2016 года, а снят с него в связи с продажей в этот же день или 30 сентября 2016 года либо поставлен на учет 12 сентября 2016 года, а снят с него в связи с продажей в этот же день или 14 сентября 2016 года, то при расчете коэффициента Кв месяц постановки и снятия с учета – сентябрь 2016 года – не учитывается.

К сожалению, официальных разъяснений по поводу земельному налогу по аналогичной ситуации найти нам не удалось.

Поэтому, налогоплательщикам, у которых цена вопроса незначительна, безопасней заплатить земельный налог за один месяц.

То есть в этом случае покупатель будет платить земельный налог с ноября 2018 г., а продавец заплатит за октябрь 2018 г.

Если цена вопроса существенна, то компания может обратиться в Минфин РФ  за разъяснениями налогового законодательства. Сделать это нужно письменно, подробно изложив имеющуюся проблему, а при необходимости – приложить к запросу документы, касающиеся задаваемого вопроса. В письме целесообразно привести аргументы, подтверждающие наиболее выгодную для организации позицию.

Напомним, что официальный ответ контролирующих ведомств освобождает организацию от налоговой ответственности и пеней за просрочку уплаты налогов (сборов), если нарушение законодательства было допущено из-за того, что организация следовала данным в этом документе разъяснениям (пп.3 п.1 ст.111, п.8 ст.75 НК РФ).

Материал подготовлен специалистами Компании «РосКо—Консалтинг и аудит».

Начать дискуссию