Формируем учетную политику на 2019 год

<p>В конце уходящего года бухгалтер, как правило, начинает формировать (актуализировать) учетную политику на предстоящий 2019 год. Именно ее положениям уделяется пристальное внимание в ходе налоговых проверок.</p
Формируем учетную политику на 2019 год

Поэтому формальный подход к ее составлению или неприменение на практике закрепленных способов учета, может привести к негативным последствиям. Какие изменения нужно учесть при составлении учетной политики на 2019 г.?

Основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности (это означает, что в бухгалтерском учете подлежат все операции без исключения);
  • своевременный учет хозяйственных операций (это означает, что операции необходимо отражать в тех периодах, в которых они были совершены);
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.

В налоговой учетной политике компании прописываются те способы учета, в отношении которых выполняется любое из условий:

  • законодательством предусмотрено несколько способов учета (например, несколько способов начисления амортизации), из которых организация может выбрать для себя наиболее подходящий;
  • способ учета законодательством не установлен (например, методика раздельного учета НДС при ведении облагаемой и не облагаемой этим налогом деятельности).

Что должно учитываться в учетной политике?

При разработке учетной политики как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета, компании, прежде всего, должны учитывать специфику своей деятельности. 

В силу специфику осуществляемой деятельности и, соответственно, различного законодательного регулирования, учетная политика торговой организации будет отличаться от учетной политики производственного предприятия.

Так, в учетной политике производственного предприятия важно прописать порядок учета прямых или косвенных расходов в налоговом учете. Напомним, что право определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), должно быть реализовано в соответствующих разделах учетной политики (ст. 318 НК РФ). А выбор состава прямых расходов должен быть экономически обоснован, увязан со спецификой производства и технологическими процессами. Предоставляя компаниям возможность самостоятельно определять налоговые правила игры в учетной политике, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика (постановление АС Уральского округа от 10.03.2015 г. №А76-12931/2014). Однако подробное экономическое обоснование перечня прямых расходов в учетной политике, в случае разрешения спора в судебном порядке, является весомым аргументом в пользу организации. 

Важно!

В отношении предприятий госсектора Минфин РФ выпустил методические указания по применению ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (письмо Минфина РФ от 31.08.2018 г. №02-06-07/62480, доведено налоговиками письмом ФНС РФ от 10.10.2018 г. №АС-4-5/19735), которые подлежат применению с 1 января 2019 г.

В указанном стандарте установлены единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности: последствий изменения учетной политики, оценочных значений, исправлений ошибок.

Для коммерческих структур таких указаний нет.

Отказ от федеральных стандартов бухгалтерского учета

Компании, которые должны отчитываться по МСФО, имеют право вести учет по федеральным стандартам, когда применение российский стандартов приводит к искажению данных отчетности по МСФО (абз.2 п.  ПБУ 1/2008).

Если формирование учетной политики в соответствии с п.7 и п.7.1 ПБУ 1/2008 может привести к недостоверному представлению о финансовом положении компании, то она вправе отступить от данных правил при одновременном выполнении четырех условий:

  • определены обстоятельства, которые препятствовали формированию достоверной отчетности;
  • возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
  • применение альтернативного способа ведения бухгалтерского учета не приведет к тому, что отчетность компании будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении;
  • информация об отступлении от правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета должна быть раскрыта организацией в соответствии с п.20.2 ПБУ 1/2008
.
Важно!

Отказ от применения российских стандартов необходимо закрепить в учетной политике компании для целей бухгалтерского учета.

Что год грядущий нам готовит?

При формировании (изменении) учетной политики на 2019 г. необходимо учесть предстоящие изменения законодательства, а также разъяснения контролирующих органов и сложившуюся судебную практику. Также в учетную политику необходимо внести дополнения при планируемом появлении в 2019 году фактов хозяйственной жизни (новых видов деятельности, операций, сделок), с которыми компания ранее не сталкивался.

Материал подготовлен специалистами Компании «РосКо—Консалтинг и аудит».

Начать дискуссию