Частичное приостановление действия СОИДН
Анализировать возможность снижения налога необходимо отдельно в каждом конкретном случае — не со всеми государствами у России есть СОИДН, а с некоторыми — например, с Нидерландами, он был когда-то и был затем денонсирован, что может приводить к противоречивой информации в открытых источниках, хотя в действительности это означает, что применяться он больше не может.
Кроме того, в 2023 году Указом Президента от 08.08.2023 № 585 (далее — Указ) действие отдельных положений некоторых СОИДН было приостановлено.
Частичное приостановление коснулось 38 юрисдикций, в том числе стран Евросоюза, США, Южной Кореи, Швейцарии. Не все статьи таких СОИДН временно прекратили действие — можно сказать, что сами СОИДН продолжают действовать, однако приостановлено действие всех статей, предусматривающих пониженные ставки и освобождение от налогообложения.
Это означает, что по общему правилу при выплате облагаемых налогом у источника доходов в такие страны никакие послабления не могут быть применены, и налог необходимо удерживать по правилам НК. В отношении, например, дивидендов, это единственный существующий на текущий момент вариант. Однако по отдельным видам доходов законодателем были предусмотрены временные послабления, призванные облегчить переходный период и смягчить последствия достаточно резкой приостановки действия СОИДН.
В соответствии с пп. 11 п. 2, п. 3.1 ст. 310 НК при выплате некоторых видов доходов, которые до даты Указа не облагались налогом в РФ согласно международным соглашениям, исчислять и удерживать налог не нужно. Аналогичные виды доходов, которые до даты Указа облагались по пониженным налоговым ставкам, подлежат налогообложению также по пониженным налоговым ставкам. В частности, к таким доходам относятся:
процентные доходы экспортно-кредитных агентств и банков по договорам, заключенным до принятия Указа;
доходы от международной перевозки по договорам, заключенным до принятия Указа;
использование результатов интеллектуальной деятельности в радио- и телевизионных передачах;
использование авторских прав, патента, чертежа, модели, схемы, секретной формулы, ноу-хау.
При этом важным обязательным условием является отсутствие взаимозависимости между российской организацией, выплачивающей доходы, и иностранной организацией-получателем доходов.
Кроме того, для целей применения норм по смягчению последствий частичного приостановления СОИДН обязательно представление иностранной организацией налоговому агенту до выплаты дохода тех же документов, что и для целей применения СОИДН, то есть сертификата налогового резидентства и письменного подтверждения статуса бенефициарного собственника, то есть описанные выше подходы применимы и в данном случае.
Нормы по смягчению будут работать по 31.12.2025 включительно в отношении доходов, которые налоговые агенты выплатили, начиная с 08.08.2023.
Мы будем рады проанализировать ваши существующие и планируемые договоры, предполагающие выплату доходов в пользу иностранных организаций, на предмет налоговых последствий по российскому налогу у источника и возможных путей снижения размера такого налога.
НДС
Обязанности налогового агента могут возлагаться на российскую организацию и в связи с уплатой НДС. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом могут возникать ситуации, когда поставщиком является иностранная организация без присутствия в России, а местом реализации, скажем, услуг является Россия. Такая реализация должна облагаться НДС, который иностранная организация заплатить не может, ведь на учете в российских налоговых органах она не состоит. Это касается, например, оказания иностранными организациями консультационных или рекламных услуг, так как место их реализации для целей НДС определяется по месту деятельности покупателя (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК).
В таком случае российская организация уплачивает НДС за иностранного поставщика как налоговый агент, а затем такой агентский НДС может принять к вычету в том же периоде, в котором он исчислен. НДС принимается к вычету на основании документов, подтверждающих его исчисление. Таким документом является, например, правильно составленный счет-фактура (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК).
Ранее иной особый порядок уплаты НДС иностранными организациями в случае признания России местом реализации услуг был предусмотрен для «электронных услуг», так называемый «налог на Google». В соответствии с этим порядком иностранная организация обязана самостоятельно встать на учет в российских налоговых органах и уплатить НДС. В случае же уплаты НДС по таким услугам налоговым агентом, «по-старому», этому налоговому агенту могли отказать в вычете сумм агентского НДС.
На текущий момент, однако, в том числе в связи с практическими сложностями постановки на учет в российских налоговых органах для некоторых иностранных поставщиков, по «электронным услугам» подлежит применению тот же порядок, что и по иным услугам, местом реализации которых признается Россия, и НДС подлежит уплате российским покупателем-организацией/ИП как налоговым агентом (пункты 10, 10.1 ст. 174.2 НК, письма Минфина от 22.12.2022 № 03-07-13/1/126172, от 22.11.2022 № 03-07-08/114178). Соответственно, такой агентский НДС затем может быть предъявлен к вычету.
СберРешения будут рады проанализировать ваши договоры с иностранными контрагентами на предмет необходимости уплаты налогов в качестве налогового агента.
Налоговое право
Комплексная оценка налоговых рисков и защита бизнеса от налоговых претензий
Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KH9Dt
Начать дискуссию