Налоговые проверки

Коммуникация с ФНС: общение с инспекторами без проверки и в рамках нее

Как мы советуем общаться с налоговыми органами (и когда можно не общаться); какие документы можно не направлять; как обжаловать решения налоговых органов.
Коммуникация с ФНС: общение с инспекторами без проверки и в рамках нее
Иллюстрация: СберРешения

Коммуникация с налоговыми органами — неизбежная часть ведения бизнеса в России. Владельцы бизнеса и руководители часто сталкиваются с необходимостью предоставления документов, проведения проверок и решения различных вопросов с налоговыми инспекторами. 

Проведение самой масштабной меры налогового контроля — выездной налоговой проверки — является обширной и сложной самостоятельной темой, которой мы сегодня касаться не будем.

Чаще всего налогоплательщикам приходится общаться с налоговыми органами как раз за пределами официально открытой проверки, в ходе своей повседневной деятельности.

Мы дадим несколько небольших советов, как правильно взаимодействовать с налоговыми органами, когда и какие документы можно не направлять, а также поговорим о порядке обжалования решений налоговых органов. 

Общение с инспектором без открытой проверки

С введением электронных сервисов для взаимодействия с налоговой инспекцией необходимость учитывать «человеческий фактор» значительно снизилась. Однако, несмотря на развитие технологий, важно понимать основные правила общения с инспекторами и ИФНС в целом. Безусловно, при общении с налоговыми инспекторами нужно быть вежливым и компетентным, и в целом, конечно, для налогоплательщика всегда ценно поддержание доброжелательных, открытых и рабочих отношений с налоговыми органами.

Однако доброжелательность не означает бесправности — поэтому перед ответами на запросы и требования налоговых органов следует внимательно изучать НК и не пренебрегать обращением к специалистам, которым помогут грамотно ответить на запрос инспекции. 

На телефонные звонки отвечать можно, если вопросы задаются общие, без погружения в детали. Например, можно рассказать, чем в общей занимается компания, как организована деятельность. Также телефонное общение может быть очень полезным для того, чтобы уточнить какие-то детали по уже полученному требованию, выяснить, с чем точно связано его направление, предварительно озвучить свою позицию перед тем, как изложить ее в ответе. 

Но если речь идет о запросе каких-то более конкретных документов или сведений, обязательно попросите инспектора направить официальный письменный запрос или требование, ведь только при наличии такого акта налогоплательщик сможет защитить свои права — только письменное требование может эффективно выступать доказательством, и только письменное требование можно будет обжаловать. 

Если в телефонном разговоре инспектор побуждает вас совершить какое-то действие, на словах объясняя его необходимость, требуйте от него зафиксировать такие требования и договоренности письменно.

Впоследствии при обжаловании решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд доказать устные требования и договоренности будет очень сложно. Совершенные на их основании действия налогоплательщика будут выглядеть самостоятельными.

Почему важно предоставлять информацию и документы только в случае их официального запроса со стороны налоговых органов?

Потому что вы не знаете, как инспектор планирует их использовать и в каких целях. Поскольку основной интерес налоговой службы — увеличить собираемость налогов, вряд ли инспектор будет действовать в интересах налогоплательщика.

Самые частые требования налоговых органов, с которым приходится сталкиваться налогоплательщикам в ходе своей деятельности, это, пожалуй, требования о представлении пояснений и требования о представлении документов. Не всегда эти требования правомерны или правомерны в полной мере.

При этом мы рекомендуем никогда не оставлять требования налоговых органов без ответа, даже если они неправомерны, и вы не планируете представлять ничего из запрошенного — корректнее будет направить инспекции письменный ответ с изложением вашей позиции о неправомерности запроса.

Так, вне рамок проведения налоговых проверок инспекция имеет право запросить у вас документы или информацию, касающиеся вашей деятельности, только в одном случае: если у нее возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК). Соответственно, обоснованность такой необходимости должна быть отражена в требовании, и из требования должно точно следовать, о какой конкретной сделке идет речь.

Если конкретная сделка не указана — вы имеете право ничего не представлять, и суды в таких случаях встают на сторону налогоплательщика (постановления АС Московского округа от 31.10.2022 по делу № А40-74731/2022, от 24.12.2021 по делу № А40-20258/2021). Запрос, например, локальных нормативных актов налогоплательщика за пределами проверки заведомо неправомерен, если только инспекции не удастся доказать, что они каким-то образом имеют отношение к последствиям по конкретной сделке. 

Запрос документов по нескольким сделкам в одном требовании правомерен, но, как указывают суды, только в разумных пределах. Например, суды считают превышающим пределы полномочий инспекции запрос документов сразу по всем сделкам налогоплательщика с конкретным контрагентом или сразу по всем контрагентам (постановления АС Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015).

СберРешения будут рады помочь с анализом правомерности запросов и требований налоговых органов и подготовкой ответов на них. Оказываем профессиональную поддержку в сложных вопросах.

Налоговое право

Комплексная оценка налоговых рисков и защита бизнеса от налоговых претензий

Общение с инспектором в камеральной (невыездной) проверке

При проведении камеральной налоговой проверки полномочия инспекции по истребованию документов чуть шире, но в действительности тоже весьма ограничены. 

Как узнать открыта ли по вам проверка?

Основанием для проведения такой проверки является представленная налогоплательщиком налоговая декларация (расчет). Отдельные решения о проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не принимает.

То есть камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления (письмо ФНС от 18.12.2005 № 06-1-04/648).

Согласно п. 3 ст. 88 НК, если в ходе камеральной проверки налоговой декларации будут выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями в отчетности либо несоответствие этих сведений данным, имеющимся у налоговых органов, то инспекция вправе направить налогоплательщику требование о представлении пояснений на этот счет, указав в требовании, в чем состоят выявленные ошибки и противоречия.

В то же время согласно п. 7 ст. 88 НК при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган по общему правилу не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК (п. 7 ст. 88 НК).

Статьей 88 НК предусмотрен закрытый перечень случаев, когда налоговые органы имеют право потребовать предоставления документов в рамках камеральной проверки, например:

  • документы, подтверждающие право на льготу, если в декларации заявлена налоговая льгота (п. 6);

  • в уточненной декларации (расчете), поданной после истечения 2 лет от срока сдачи первичной отчетности, уменьшен налог (увеличен убыток) (п. 8.3);

  • в декларации заявлен НДС к возмещению — но только документы, подтверждающие правомерность применения вычетов;

  • документы, подтверждающие пониженные тарифы страховых взносов или необлагаемые выплаты.

Таким образом, зачастую в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации у инспекции и вовсе отсутствует право запрашивать какие-либо документы, только право требовать пояснения, если были выявлены некие ошибки или противоречия. Тем не менее, на практике налоговые органы нередко направляют в рамках камеральной проверки длинный перечень документов для истребования, включающий в себя и различные локальные нормативные акты компании, и первичные документы по всем договорам. Такие запросы приходят, поскольку большая часть налогоплательщиков (как правило в лице бухгалтерской службы) готова предоставить любые ответы, лишь бы не погружаться в суть требований и не проводить анализ правомерности этого требования (что запросили, то мы и предоставили, это же запрос инспекции).

В таком случае рекомендуем прежде всего оценить правомерность требования и выделить документы, которые вы действительно обязаны предоставить. Такие документы предоставить нужно будет в любом случае.

Затем следует подготовить письменный ответ на требование с изложением позиции относительно законности требования инспекции по конкретным пунктам. Далее уже по усмотрению налогоплательщика потенциально можно принять решение о частичном предоставлении каких-то из «лишних» запрошенных документов в целях поддержания уровня сотрудничества с инспекцией, подчеркнув добровольность этого жеста в ответе на требование, но мы рекомендуем принимать подобное решение по итогам консультации со специалистами. 

Всегда следует держать в голове, что все, что будет вами предоставлено, с высокой долей вероятности будет использовано против вас с целью доначисления налогов.

Кроме того, по общему правилу, налоговые инспекторы не могут запрашивать документы или информацию, которые уже запрашивались ранее. Но есть два исключения:

  • Ранее им предоставлялись оригиналы документы, которые были возвращены налогоплательщику;

  • Документы были утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В данном случае, можно уведомить налоговый орган в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).

Вполне вероятно, что инспектору будет лень искать эти документы внутри ФНС и он сам откажется от части требований к налогоплательщику.

Также, ИФНС может направлять требования о предоставлении документов в рамках налоговой проверки только в течение периода ее проведения. Для камеральной проверки по общему правилу это 3 месяца со дня предоставления отчета, для налоговой декларации по НДС — 2 месяца. При этом, по декларации по НДС срок может быть продлен до трех месяцев при выявлении признаков нарушений.

Для выездной проверки срок составляет 2 месяца с даты принятия решения руководителем налогового органа. В некоторых случаях срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Таким образом, инспекторы могут требовать предоставления документов во время проведения проверки, то есть в любой день с даты вынесения решения о назначении проверки до составления справки о проведенной проверке.

В случае, если будет принято решение о проведении дополнительных мероприятий, то инспекция вправе запросить документы за пределами срока выездной проверки. Однако налогоплательщик должен быть уведомлен о таких дополнительных мероприятиях.

Если налоговые органы запросили документы за пределами указанных выше сроков, вы вправе направить им письмо, в котором указываете, что, например, срок проведения камеральной проверки завершен, и, соответственно, у инспекции нет законных основания для требования документов или пояснений к ним.

Еще одним примером из реальных и неправомерных действий ФНС является поступление требования от инспекции, в которой налогоплательщик не стоит на учете. Если сведения нужны инспекторам из ИНФС другого региона, то запрос они должны направить через инспекцию по месту регистрации. Если в запросе нет иных нарушений (и представление данных не должно повлиять на обязанности вашей компании), то в целом можно направить им запрашиваемые документы напрямую. Однако компания вправе ответить на запрос письмом со ссылкой на п. 3 и 4 ст. 93.1 НК, указав, что территориальные налоговые органы могут запрашивать документы через инспекцию, в которой налогоплательщик стоит на учете. 

Стоит также отметить, что порой уже после получения пояснений от налогоплательщика в отношении выявленных ошибок или противоречий инспекция продолжает требовать также представления уточненной налоговой декларации, отказываясь в ином случае завершать камеральную налоговую проверку (как правило, разумеется, такие требования передаются устно). Однако ст. 81 НК не устанавливает обязанности налогоплательщика по представлению уточненной налоговой декларации, если им самим в ранее представленной налоговой декларации не было выявлено ошибок, приводящих к занижению суммы налога к уплате.

Пункт 3 ст. 88 НК предусматривает право выбора налогоплательщика по требованию налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки представить либо уточненную налоговую декларацию, либо пояснения. Поэтому, если вы уже направили инспекции пояснения, требовать представления уточненной налоговой декларации неправомерно, инспекция должна завершить проверку с учетом полученных пояснений.

Другим способом вытянуть случайные полезные данные или повысить собираемость налогов без открытия трудоемких проверок являются веерные рассылки от налоговых органов с описанием каких-нибудь распространенных рисков и призывами к налогоплательщику скорректировать свои налоговые обязательства, потому что такие риски могут иметь место у него. Например, налоговые органы могут направлять такие письма компаниям, работающим с физическими лицами, применяющими НПД («самозанятыми»), и указывать, что работа с самозанятыми часто используется для прикрытия трудовых отношений и, так как у компании есть договоры с самозанятыми, ей стоит самостоятельно рассмотреть возможность доначисления НДФЛ и страховых взносов.

Такие письма не являются даже формальными требованиями, а выступают скорее инструментом «запугивания» налогоплательщиков. В качестве ответа на них может быть достаточно краткого письма о том, что компания является добросовестным налогоплательщиком и не реализует схем ухода от налогообложения, описанных в письме.

СберРешения предлагают услуги по анализу законности запросов и требований налоговых служб, помогут в составлении соответствующих ответов. Мы также специализируемся на подготовке возражений к актам налоговых проверок и на составлении апелляционных жалоб на решения, вынесенные по итогам данных проверок. Дополнительно наша команда обучает клиентов для успешного прохождения предпроверочных процедур и переговоров, и предоставляет сопровождение во время взаимодействий с ФНС.

Налоговое право

Комплексная оценка налоговых рисков и защита бизнеса от налоговых претензий

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KK8fg

Начать дискуссию

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
14
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Счета-фактуры

В рознице не надо выставлять счета-фактуры

Розничным покупателям выдают кассовый чек с НДС, а не счет-фактуру.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Северная Корея начнет поставлять яблоки, на Евро-2024 хотят заработать 2,4 млрд евро, мигрантов в России попросят не шептаться на родном языке

Подготовили обзор главных событий дня — 15 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Банкротство

Официально: банкротство в России за первое полугодие 2024

Федресурс опубликовал статистические показатели банкротства граждан и компаний в России за I полугодие 2024 года.