ФНС России давно и успешно находится на передовых развития ЭДО: еще в 2012 году в Налоговом кодексе появились нормы, закрепляющие обязательность электронных счетов-фактур по форматам ФНС. Но при этом их доля сегодня составляет всего около 9%, получается, что проникновение электронных документов идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы бизнесу.
Для создания условий по развитию ЭДО, ФНС в своей структуре создала Управление электронного документооборота, которым руководит Федор Вадимович Новиков. Одним из первых шагов Управления стала разработка блока мероприятий, которые позволят вывести ЭДО как внутри страны, так и с иностранным элементом, на качественно новый уровень.
К чему готовиться бизнесу
1. Универсальные форматы электронных документов
Планируется разработать унифицированную структуру для всех электронных документов, чтобы налогоплательщикам могли быстрее (автоматизировано) и проще переносить и обрабатывать информацию.
2. Электронные документы с шаблонами визуализации внутри
Сейчас файл может быть создан в формате, который читает только определенная система или ПО. Из-за этого появляются сложности с предоставлением электронных документов, например, в суд. Планируется разработать такие требования, чтобы документы можно было открывать в любой системе и без проблем визуализировать содержимое в понятном виде. В частности рассматривается вариант использования формата PDF/A3.
3. Закрепление новых форматов электронных документов
ФНС выделила список документов, которые в первую очередь требуют разработки форматов:
- договор с контрагентом, оферта, акцепт;
- акт сверки;
- транспортная накладная;
- счет;
- документ, оформляемый при возврате товара;
- претензия;
- КС-2;
- КС-3.
4. Динамичное развитие ЭДО между хозяйственными субъектами
Рассматривается возможность введения обязательности ЭДО для определенных типов документов: счетов-фактур, товарных накладных, путевых листов и др. Внедрение будет постепенным, в несколько этапов с учетом категории бизнеса и особенностей обмена конкретного документа.
5. Создание и упрощение правил обмена электронными документами
Планируется разрешить обмениваться электронными документами не только через оператора ЭДО, а и любыми другими каналами связи (e-mail, флешка, файловый обменник и т.д.), с условием обязательной регистрации документа в системе оператора электронного документооборота. Каждый зарегистрированный документ в автоматическом режиме будет передаваться в контролирующий государственный орган.
6. Совершенствование технологии предоставления документов в суд и органы исполнительной власти.
Единый формат позволит предоставлять электронные документы в исходном виде, без печати на бумаге и заверения.
Также планируется реализовать принцип «однократности» предоставления истребуемых документов. Необходимые сведения органы исполнительной власти будут запрашивать не у налогоплательщиков, а в государственных информационных системах или у операторов ЭДО. Например, в отношении счетов-фактур по товарам, подлежащим прослеживаемости, данные будут запрашиваться ФНС у оператора ЭДО.
7. Развитие международного ЭДО
Управление ЭДО также принимает активное участие в выработке стратегии и тактики международного обмена. Так, при создании единого формата документов будет учитываться международный формат, будет создан международный каталог национальных решений в области регулирования электронного документооборота.
8. Расширение сферы использования электронной подписи
Будет реализована возможность хранения закрытого ключа электронной подписи удаленно, а также планируется введение нового вида электронной подписи — обезличенной — для автоматического подписания ряда документов (например, квитанций о приеме документа).
Список мероприятий будет расширяться, так как выработка стратегии повышения эффективности, безопасности и прозрачности хозяйственной деятельности является приоритетной задачей государства, а Управление ЭДО ФНС, как ведущий методолог гражданского ЭДО, нацелено решать современные и востребованные задачи.
Как СБИС примет нововведения
Работа ФНС по развитию ЭДО проходит при плотном взаимодействии с операторами электронного документооборота и бизнесом. СБИС активно участвует в рабочих группах и пилотах. Как только утверждаются новые требования, они сразу появляются в программе.
СБИС всегда готов к изменениям!
Отправляйте через ЭДО ТТН, кадровые документы и формализованные договоры с актами сверки
Хотите быть в ногу со временем? Подключайтесь к ЭДО СБИС
Комментарии
5Пандемия, несомненно, этому проникновению поспособствует. Сейчас желающих перейти на ЭДО становится все больше - и каждый раз это лишняя головная боль.
Присылают готовые соглашение о переходе на ЭДО кто во что горазд (подозреваю, берут их у своих операторов: юристу не понять, бухгалтеру сложно, а сисадмину незачем), каждый раз нужно изучать чужую версию. Но соглашения слишком обобщенные, чтобы затрагивать нюансы работы при договоре поставки. Мне кажется, нужно формализовать эту конкретику "сверху", или разработать хотя бы методические указания. Сейчас, отправляя электронный УПД, везем товар по бумажной ТТН (т.е. уже больше бумаги тратим) - и СЧИТАЕМ его первичкой до получения электронной подписи клиента (если только не прописали все-таки это в ДС к договору поставки). Но насколько это верно юридически, и обязан ли клиент ставить отметку на бумажном ТТН, если в договоре этого нет...
И трудоемкость контроля наличия документов мне кажется выше. И подключение роуминга - дополнительное удовольствие.
Единственное, что на мой взгляд в этой истории требуется, так это убрать власть из регулирования бизнеса совсем. Так будет в любом случае лучше чем сейчас. Ну и не пытаться "родить" электронный документооборот, раньше чем он "родится" естественным образом.
да вот, боюсь, что наш родился без глаза
Анастасия, добрый день!
По ФЗ-63 (ст.6, пункт 1) любой документ, заверенный электронной подписью, считается юридически значимым. Это значит, что для участия в ЭДО никаких дополнительных документов прилагать не нужно. Но компании все равно высылают соглашения о переходе на ЭДО, чтобы обезопасить себя, если начнутся проблемы с контрагентами и будут судебные тяжбы.
Сейчас бухгалтерам приходится работать с электронными документами и их бумажными копиями, поэтому и поводов для контроля в два раза больше. В СБИС мы решаем эту проблему QR-кодами. Их можно размещать на бумажных документах. Тогда при сканировании СБИС автоматически свяжет его с электронными. Подробнее
Роуминг можно победить с помощью SignedOnPage. С этой технологией контрагенты и клиенты смогут безопасно обмениваться и подписывать документы независимого от того, к какому оператору ЭДО они подключены. Подробнее
@pr.tensor,
Почему мне, как поставщику, хочется подписывать с клиентами ДС по ЭДО:
Зачем клиентам нужно Соглашение об ЭДО (общего характера) - не знаю. Но каждый раз приходится изучать эти "опусы".
Например, в присланном сегодня варианте обнаружила новые термины "Титул покупателя" и "Титул заказчика" (теперь будет чем заняться - хотя, возможно, это просто нечто придуманное Контуром, как Приглашение к ЭДО), а также возможность прямого обмена (минуя операторов).