Маркировка товаров

Маркировка нижнего белья, носков, перчаток и другого легпрома с 1 марта 2025

С 1 марта 2025 года началась маркировка одежды третьей волны. Она затронула не только товары, которые произвели или ввезли в Россию после этой даты, но и остатки. Наносить коды маркировки предстоит всем участникам оборота, включая оптовиков, розничные магазины, селлеров на маркетплейсах и интернет-продавцов.

Собрали гайд с дедлайнами, рекомендациями по процессам, необходимым оборудованием.

Какие товары нужно маркировать, а какие — нет

В третью волну становится обязательна маркировка нижнего белья, носков, халатов, купальников, пижам, перчаток, шарфов, головных уборов и еще ряда товаров легкой промышленностию.

Примеры позиций, подлежащих маркировке

🔎 Как проверить, должна ли на товаре быть маркировка. Посмотрите на два кода продукции ТН ВЭД и ОКПД 2, которые указаны в таможенной декларации или сертификатах соответствия. Коды можно ввести в проверочный сервис на сайте «Честного знака»: система покажет, подлежат эти позиции маркировке или нет.

Проверить коды на обязательность маркировки

❌ Что не надо маркировать

  • Нижнее белье и другую продукцию легпрома, пошитую на заказ по договору оказания услуг.

  • Повязки головные, подкладки, чехлы, каркасы шляпные, основы шляпные, козырьки и ремни подбородочные для головных уборов (ОКПД 2: 14.19.43.160).

  • Каркасы шляпные, основы шляпные (ОКПД 2: 14.19.43.170).

  • Козырьки и ремни подбородочные для головных уборов (ОКПД 2: 14.19.43.180).

💡 Регламентирует третью волну маркировки легпрома постановление Правительства от 29.06.24 № 883.

Какие изменения стартовали с 1 марта 2025

Для всех участников оборота нижнего белья, носков, перчаток и других товаров из списка третьей волны меняются правила работы:

Что нового

Что нужно сделать

Маркировка товаров на производстве и при импорте

Производители и импортеры наносят коды маркировки (Data Matrix) на товары, которые произвели или ввезли в Россию после 1 марта. Передают в «Честный знак» (ГИС МТ) данные о вводе в оборот

Старт маркировки остатков

Все участники оборота, у которых есть закупленные или произведенные до 1 марта товары, должны их промаркировать и ввести в оборот. На это дается 8 месяцев, но есть нюансы для разных участников процесса

Обмен документами только по ЭДО

Все участники оборота отгружают и принимают товары только по одному документу: электронному УПД. В нем указывают все коды маркировки передаваемых позиций.

❗️ Больше нельзя отгружать или принимать от поставщика товары без кодов маркировки, если они произведены или импортированы после 1 марта 2025

Вывод из оборота через кассу

Розничным продавцам нужно сканировать коды маркировки каждого изделия на кассе. Так информация о выводе товара из оборота отражается в чеке и через оператора фискальных данных передается в «Честный знак».

Проверьте онлайн‑кассу по инструкции

📦 Остатки, которые произведены или ввезены в Россию до 1 марта 2025, можно отгружать без кодов Data Matrix и ЭДО до 1 августа 2025.

🚚 Если вы производитель, импортер или оптовик, то не сможете отгрузить или принять без кодов маркировки и электронного документооборота те товары, которые произведены или импортированы после 1 марта 2025.

🛒 Если у вас розничный бизнес, остатки без маркировки можно продавать в розницу до 1 августа 2025. Товары, промаркированные и введенные в оборот с 1 марта, обязательно принимать по ЭДО, в УПД должны быть указаны коды маркировки. При продаже обязательно сканировать код маркировки в чек.

🌎 Специальные сроки для импорта, если товары приобретены по 28 февраля 2025 включительно. До 1 июля 2025 таможня будет выпускать эти товары без кодов маркировки, но до 1 октября 2025 их надо промаркировать и ввести в оборот.

Сроки для обязательной маркировки остатков

Остатками считаются все товары, которые вы произвели или получили до старта обязательной маркировки (до 28 февраля 2025 включительно). Это белье, носки и другие позиции из списка легпрома третьей волны, на которых нет кодов Data Matrix.

Промаркировать остатки все участники оборота должны до 1 ноября. После этой даты текстильная продукция без кодов Data Matrix перейдет в статус нелегальной, ее нельзя даже хранить. Если проверяющие обнаружат такие товары, их конфискуют, а предпринимателю выпишут штраф.

Последний дедлайн для маркировки остатков легкой промышленности — 1 декабря. Это возможность для тех, кто нанес Data Matrix, ввести эти товары в оборот. После сделать это будет невозможно — на сайте «Честного знака» закроется эта опция.

Примеры ситуаций по остаткам:

👌 В феврале 2025 предприниматель завез новую партию купальников в торговую точку. Летом запустил распродажу и успел реализовать всё до 31 июля 2025. Никаких нарушений нет — до этой даты немаркированными остатками можно торговать без вопросов.

⚠️ Селлер сшил большую партию нижнего белья еще в 2024 году и опубликовал карточки товаров на маркетплейсах. Если все позиции разберут в июне-июле — переживать не о чем. Если не раскупят, до 31 июля 2025 года селлеру придется промаркировать остатки самостоятельно.

☝️ У производителя по состоянию на 1 марта находится на складе 1 000 пар трусов без кодов. Такие остатки можно отгружать без маркировки только до 1 августа 2025. Провести маркировку этих трусов необходимо до 1 ноября, а ввести в оборот строго до 1 декабря.

🚫 В ноябре 2025 года на складе оптовика лежат упаковки с носками и колготками без кодов маркировки. Это нарушение: 31 октября — последний день, когда чулочно-носочные изделия можно хранить без нанесения Data Matrix.

🔥 Скидка 50% на маркировку остатков субъектам МСП

Регистрация в «Честном знаке»

Отчитываться в «Честный знак» (ГИС МТ) при приемке и продаже товаров должны все участники оборота: производители, импортеры, оптовики, розничные продавцы (независимо от канала продаж: офлайн, маркетплейс, интернет-магазин).

Зарегистрируйтесь на сайте «Честного знака», если еще не работали с системой маркировки. Участникам оборота, кто уже продает маркированные товары из других групп, нужно добавить в личный кабинет ГИС МТ группу «Легкая промышленность».

Создание карточки товара в Национальном каталоге

Чтобы получить коды маркировки на товары, произведенные после 1 марта, и остатки легпрома, необходимо:

Рекомендуем провести инвентаризацию остатков перед тем, как регистрировать товары в Национальном каталоге. Так вы поймете, какое количество товаров лежит на складе и сколько времени заложить на описание изделий.

Если не сделать инвентаризацию, вы рискуете либо не получить нужное количество Data Matrix, либо заказать их с избытком. Во втором случае у «Честного знака» могут появиться вопросы, зачем так много кодов и почему они не используются.

Например, у оптовика 1 000 женских маек с одинаковыми характеристиками (цвет, размер, состав). Для них нужна одна карточка в Нацкаталоге. А если на складе 5 000 маек разных цветов, размеров, состава, каждой модели потребуется своя карточка и свой GTIN.

В карточках необходимо указать 10 характеристик — они должны совпадать с информацией на бирке одежды:

  • полное наименование товара;

  • категория товара;

  • товарный знак;

  • коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2;

  • страна производства;

  • модель/артикул;

  • потребительские свойства;

  • состав;

  • целевой пол;

  • разрешительная документация (можно не заполнять продавцам).

Если товар отличается хотя бы одной характеристикой — для него нужен свой GTIN. Например, для кепок одной модели, цвета, бренда, но разного размера необходимо сформировать отдельные карточки:

После оформления отправьте карточки на модерацию — она может занимать от 1 до 3 дней. Когда их одобрят, карточки нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и опубликовать. Товару будет присвоен код GTIN. Если карточек много, отправлять их придется отдельными партиями: в каждой — максимум 100 карточек.

В Saby легко начать маркировку товаров и остатков одежды

Быстрый старт работы в системе. остаточно один раз настроить интеграцию с Национальным каталогом — после этого позиции из своего локального каталога можно перенести в список карточек. Если вы уже публиковали карточки в Национальном каталоге, то их можно импортировать по одной кнопке.

Легкое получение GTIN. Система покажет обязательные поля, а также предоставит варианты их заполнения — не нужно описывать характеристики вручную.

Проверка на ошибки до и после публикации карточек. Saby объяснит понятным языком, как их исправить: например, нужно добавить товарный знак или страну производства.

Автоматическое заполнение данных в документах по карточкам. В Saby вы один раз заполняете карточку номенклатуры и дальше работаете с наименованием товарной позиции. Система запомнит все коды ТН ВЭД, GTIN, сертификаты и декларации соответствия и будет указывать в нужных документах.

Например, при оформлении заказа кодов в «Честном знаке» достаточно выбрать наименование товара — все сведения подтянутся автоматически.

Получение кодов маркировки в «Честном знаке»

Когда вы опубликуете карточки в Национальном каталоге, можно заказывать коды маркировки для каждого товара.

Чтобы «Честный знак» отправил Data Matrix, необходимо:

  • Пополнить лицевой счет в личном кабинете «Честного знака». Стоимость одного кода — 60 копеек (с учетом НДС 20%).

  • Заказать коды. Нужно выбрать, для каких товаров заказываете коды — для остатков или для производства/импорта.

Если работаете в Saby, все операции по заказу кодов — в одном окне. Не нужно переключаться между вкладками, вы работаете только с актом выпуска, где заказываете Data Matrix, сразу же отправляете их на печать или выгружаете в .pdf или .xls. Выпуск в оборот происходит по одной кнопке — не надо загружать экселевские таблицы.

По каждому акту выпуска система покажет его статус — из единого списка вы сразу увидите обработанные заказы, где нужно получить коды, выпустить их в оборот, где требуется отчет о нанесении.

💡 Ввозить немаркированную продукцию в Россию нельзя. Поэтому импортер должен либо передать файл с кодами иностранному поставщику, либо выслать готовые этикетки. Не нужно перемаркировывать товар, если он поставлен из стран ЕАЭС и промаркирован в национальной системе поставщика (подробнее).

Печать кодов маркировки

Полученные коды необходимо напечатать и наклеить на товар.

Не рекомендуем использовать офисные принтеры. Печать на простой глянцевой бумаге не сможет обеспечить качество и сохранность кода маркировки. Особенно если вы производитель, импортер или оптовик: товар не будет реализован конечному розничному покупателю в ближайшее время, а может пройти еще длительную цепочку перемещений. Не рискуйте — сразу маркируйте качественно.

👌 Выбирайте принтер этикеток, лучше термотрансферный: он печатает на специальной этикетке информацию о товаре — не только Data Matrix, а название, размер, другие характеристики.

Что важно учесть при выборе принтера этикеток:

  • Если вы производитель или импортер — сколько этикеток в день надо печатать. Чем больше этикеток, тем мощнее должен быть принтер. На что еще обратить внимание, рассказали в статье.

  • Если вы оптовик или розничный продавец — какое количество товаров на остатках вам необходимо промаркировать и какой будет размер этикетки. От этого зависит стоимость оборудования. Если за 3 дня он напечатает вам 3 000 этикеток, в дальше не понадобится, то нет смысла переплачивать за более дорогие устройства. Если на остатках 1 000–1 500 единиц, покупать принтер нецелесообразно.

В Saby есть готовые шаблоны этикеток — вы можете выбрать подходящий и сразу распечатать коды. Если в шаблоне каких-то данных вам не хватает, отредактируйте его или создайте свой шаблон с нуля.

☝️ Минимальная информация на этикетке — код Data Matrix. Дополнительно чаще всего указывают артикул товара или хвостик от кода маркировки, чтобы в случае каких-то разбирательств было легко определить, какой именно это код маркировки.

Так выглядит редактор этикеток:

Что меняется в отузке и приемке товаров

С 1 марта 2025 года отгрузка и приемка нижнего белья, носков, перчаток и других товаров из списка третьей волны маркировки невозможна без ЭДО. Исключение: остатки, которые разрешено продавать без кодов маркировки и ЭДО до 1 августа.

Поставщики обязаны добавлять в УПД код маркировки каждой позиции. Нельзя отправить УПД, если в него не добавлены коды маркировки. Чтобы наполнить УПД кодами, необходимо отсканировать Data Matrix с каждой единицы партии. При больших партиях в адрес одного покупателя, коды можно агрегировать в транспортную упаковку.

Покупатели принимают поступившие товары только по электронному УПД. После утверждения документов по ЭДО в «Честный знак» поступит информация, что перешло право собственности на коды маркировки и они зачислены на баланс покупателя.

Если работаете в Saby, ЭДО уже встроен в систему. Например, если ведете продажи через программу для магазинов или используете сервис для работы на маркетплейсе. Необходимо только подключить и настроить эту опцию.

Проблемы с кодами маркировки

  • Ситуация на стороне поставщика. Кладовщик при отгрузке сканирует коды маркировки 2D-сканером, чтобы они отразились в УПД. Поскольку рядом нет компьютера, кладовщик сразу не узнает, что с каким-то кодом проблема — он не считался и не попал в УПД. Приходится заново сканировать всю партию.

  • Ситуация на стороне покупателя (розницы). Приемщик не проверил коды поступивших товаров, и несколько позиций не смогли продать — касса заблокировала реализацию. Это произошло из-за проблемы с кодом — он не считался при сканировании кассиром.

Покупателям мы рекомендуем проводить хотя бы выборочную проверку поступивших Data Matrix: отсканировать код на товаре и посмотреть, есть ли он в документе. Вторая проверка — корректны ли сами коды в УПД (например, они могут быть не введены в оборот или не читаться).

☝️ Коды необходимо проверить до того, как вы утвердили УПД. Если с кодами всё хорошо, утверждаем УПД. Если есть проблемы, сообщаем бухгалтеру поставщика — он исправит УПД, и не придется потом оформлять корректирующие документы.

Чтобы избежать проблем с кодами, лучше использовать при сканировании ТСД или смартфон с приложением Saby Docs.

Кладовщик поставщика сразу на экране видит, если код не считался и не попал в УПД.

Приемщик покупателя открывает входящее поступление, «пикает» код маркировки и сразу видит — есть этот код в документе или нет.

📋 Вам нужно обучить персонал работать по новым правилам. Чтобы сотрудники понимали, как добавлять коды маркировки в УПД, как правильно их проверить на приемке, как оформить списание товара (например, при порче).

Все это включает наше обучение — проведем его вашим сотрудникам вместе с настройкой Saby. И вам будет гораздо проще начать работу по новым правилам.

🚨 Кому грозят штрафы за несоблюдение требований к маркировке и как бизнесу их избежать, читайте в другой статье.

Поможем с маркировкой остатков

  • Выдадим электронную подпись.

  • Подключим к «Честному знаку» и ЭДО.

  • Опишем товары, закажем GTIN и коды.

  • Загрузим карточки товаров в Saby.

  • Обучим сотрудников.

Узнать подробнее

Реклама: ООО «КОМПАНИЯ «ТЕНЗОР», ИНН 7605016030, erid: 2W5zFJWsBFn

Продукты компании

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Инвестиции

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жесткий, так что и вся неделя получилась жесткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно.

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

Российский IT-дайджест #2 за17–21 марта 2025

О самых важных новостях российской ИТ-отрасли за неделю — в свежем дайджесте.

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф теперь стоит всего 6 тысяч рублей

Команда «Клерк» изменила правила игры — пересмотрели ценовую политику на наш главный продукт — Клерк.Премиум. Сделали профессиональные знания доступными каждому бухгалтеру. Теперь Клерк.Премиум — подписка, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф — 6 000 руб. Это не скидка, а новая цена!

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф  теперь стоит всего 6 тысяч рублей
7

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговые требования

Образцы ответов на запросы налоговиков о даче пояснений по НДС, налогу на прибыль, УСН. Разбор некоторых проблемных ситуаций (часть 1: НДС)

В данной статье автор попытался сформулировать готовые  ответы на самые популярные требования по НДС, налогу на прибыль и упрощенке.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)

Линкедин — это не просто платформа, где все публикуют резюме, ищут сотрудников или хвастаются офисными кактусами. Это гигантская база данных, где каждый профиль — открытая дверь для холодных, но горячих сделок.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)
Кредитование

Сервисы рассрочки перестанут быть инструментом скрытого кредитования

Госдума движется к принятию закона, который запретит использовать рассрочку для скрытого кредитования. Документ устанавливает жесткие требования к операторам и передает надзор Банку России. Сервисы рассрочки обяжут раскрывать данные в БКИ.

Светлана

Путевой лист

Добрый день! Заполняю путевой лист и выходит ошибка:

image.png

Почему программа ругается на время?
При этом другие документах время не указано

------------------------------------------------------------------------...

Читать полностью
Банки

Альфа-банк ответит за убытки клиента

Верховный суд рассмотрел спор о взыскании убытков с банка за неисполнение поручения клиента.

УК РФ

Будет новых подход к расследованию преступлений, где много потерпевших

Госдума приняла в первом чтении разработанный депутатами и сенаторами законопроект о возможности проведения предварительного расследования по уголовному делу по месту нахождения большинства потерпевших.

Импорт

Кабмин взялся за обувной контрафакт и незаконный ввоз самоходной техники

Первый вице-премьер Денис Мантуров провел заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Неделя прошла под зеленым флагом геополитических новостей и отчетностей эмитентов.

Дробление бизнеса

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Пример еще одного дела о дроблении, когда налоговики доказывали дробление с помощью сайта налогоплательщика и отзывов клиентов в Интернете, рассмотрел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.02.2025 № А53-47317/2023.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика
Инвестиции

Россия и страны ШОС готовят план общих инвестпроектов

Страны Шанхайской организации сотрудничества утвердили дорожную карту для реализации совместных инвестиционных проектов. Решение принято в ходе первого заседания Ассоциации инвесторов ШОС в Астане. Участники обсудили меры поддержки капиталовложений, включая цифровую экономику и устойчивое развитие.

НДС на УСН

У концессионеров на УСН нет ни освобождения, ни льготных ставок НДС

Независимо от применения УСН концессионеры обязаны выполнять обязанности плательщика НДС. Они должны выставлять счета-фактуры и вести отдельный учет операций по каждому соглашению. Льготные ставки и освобождение от налога для таких сделок не действуют.

Проверки ФАС

С завышенными тарифами ФАС борется дисквалификацией

Более 29 млрд рублей необоснованных расходов исключены из тарифов ЖКХ и вывоз мусора в 2024 году. Такие результаты стали возможны после передачи территориальным органам контроля полномочий по проверке экономической эффективности тарифообразования.

Инвестиции

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь

Поскольку капитал уже существенный, вижу смысл считать, какой пассивный доход приносит портфель. Я решил ежемесячно подсчитывать, какая зарплата капает с акций, облигаций и депозита.

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь
Увольнение

Роструд развеял основные мифы про увольнение

Ведомство продолжает разбирать популярные заблуждения о трудовых отношениях.

Самозанятые

СФР: более 50 тысяч самозанятых добровольно формируют свою будущую пенсию

За 2024 год почти 53 тысячи самозанятых, применяющих налог на профессиональный доход (НПД), сделали добровольные взносы на свою пенсию. В общей сложности они перечислили 1,2 млрд рублей.

Фиксированные взносы 2024 года не уменьшают налог по УСН в 2025-м. 👀«Ночной бухгалтер» № 1896

Вам могло показаться, что это не так, но нет — все верно. Взносы ИП за 2024 год в 2025 учитывать при расчете единого налога уже нельзя. И, конечно, заходим почитать, что пятничного на «Клерке».

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Цифра приходит в ЖКХ: стартовал пилотный проект ФГИС «Тариф»

В 2025 году в ряде регионов России стартует тестирование федеральной государственной информационной системы «Тариф». Первыми участниками пилотного проекта станут Татарстан и Челябинская область.

Интересные материалы

Минфин рассмотрел последствия исключения недвижимости из регионального перечня для налога по кадастровой стоимости

Для недвижимости, исключенной из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, налоговая база будет определяться как среднегодовая стоимость имущества. Это правило действует с начала соответствующего налогового периода и закреплено в НК.