Психология для бухгалтера

Как вовремя распознать профессиональное выгорание и вернуться в строй

Профессиональное выгорание подрывает работоспособность сотрудников и парализует нормальную жизнедеятельность компании. При этом чаще выгорают те, кто действительно любит свою работу и выкладывается на все сто. Разберем, как вовремя распознать выгорание и как с ним бороться.
Как вовремя распознать профессиональное выгорание и вернуться в строй

Профессиональное выгорание подрывает работоспособность сотрудников и парализует нормальную жизнедеятельность компании. При этом чаще выгорают те, кто действительно любит свою работу и выкладывается на все сто. Разберем, как вовремя распознать выгорание и как с ним бороться.

Что такое выгорание

Это понятие впервые появилось еще в 1974 году. Его ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Так он описывал состояние пациентов, сопряженное с усталостью от работы, апатией, разочарованием в профессии.

В 2019 году ВОЗ включил синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней. Синдром — это не болезнь, а набор факторов, которые приводят к серьезному нарушению здоровья: тревожности, депрессии, хроническому стрессу.

Выгорание выражается отрицательными эмоциями по отношению к работе и снижением производительности труда. Сотрудники, потерявшие к работе интерес, приносят компании меньше прибыли, чем работники, которые трудятся с энтузиазмом.

Как понять, что вы сами или ваши коллеги выгорели?

Синдром проявляется по-разному. Но если наблюдается хотя бы три признака из списка ниже — это повод заподозрить у себя или окружающих симптомы выгорания:

1. Чувство страха перед повседневными рабочими задачами.

2. Попытки избежать выполнения трудовой функции любыми способами: затягивание перерывов, отвлечение на посторонние дела.

3. Негативные эмоции по отношению к работе: человек идет на работу из-под палки, стремится пораньше уйти домой.

4. Неуверенность в своих силах, постоянные мысли: «Что бы я ни сделал — лучше не будет».

5. Апатия от рутины, монотонности процессов, отсутствия чего-то нового.

6. Повышенная раздражительность, острая неприязнь к коллегам, замкнутость.

7. Нарушения общего состояния: вялость, головные боли, бессонница, аллергические реакции, расстройство пищеварения.

Кто чаще подвержен выгоранию

В зону риска попадают люди, которые:

1.Много общаются с другими людьми.

Когда специфика труда — это постоянное общение с клиентами, партнерами, другими сотрудниками, полностью абстрагироваться от окружения невозможно. Пропуская через себя эмоциональное состояние окружающих, их настроение, проблемы, неуверенность, раздражительность — люди истощают себя.

2.Склонны к самокритике.

Они излишне строги к себе, винят себя за любые недочеты, ошибки. Зациклены на собственной неполноценности, не способны махнуть рукой на неидеальный результат и переключиться на новые задачи.

3.Недооценены руководством.

Часто сотрудники выполняют сложную и ответственную работу. Например: главные бухгалтеры, чья работа по определению сопряжена со стрессовыми ситуациями. Но недалекое руководство считает, что сотрудники ничего сложного не делают. Ноша ответственности, желание сделать работу качественно, понимание, что результат никто не оценит — прямой путь к выгоранию.

4.Только запускают собственный бизнес.

Старт собственного дела сопряжен с постоянным стрессом: трудности из-за нехватки знаний и опыта, бесконечные проблемы, которые требуют оперативного решения. У начинающего бизнесмена размываются границы личного и рабочего времени, а итог — хроническая усталость и выгорание.

5.Тянут убыточное предприятие.

Пандемия больно ударила по многим сферам деятельности. Под удар попадают предприниматели и руководящие сотрудники, которые пытаются вывести бизнес из долгов, переживают за свой персонал, выискивают любые возможности получить хоть какую-то прибыль. Длительное состояние нервного напряжения дает свои плоды.

Бесплатный вебинар «Профессиональные бухгалтерские лайфхаки. Как всё успевать, эффективно работать и радоваться жизни» Вы получите ответы на вечные вопросы: как бухгалтеру не утонуть в текучке, как мониторить законодательство, но не забивать голову лишней информацией. Узнаете лайфхаки тайм-менеджмента на удаленке: как совместить работу и хобби и ничего не упускать.

Стадии выгорания

Синдром не проявляется в один момент — это длительный процесс, который может растянуться на целые годы.

Первая ласточка — мелкие недочеты в работе

Человек допускает глупые ошибки в самых рядовых действиях, которые, казалось бы, давно доведены до автоматизма. Заказал у поставщика не тот товар, забыл о деловой встрече, указал не того получателя платежа, не сдал отчетность. Человек поражается сам себе. Ему кажется, что виновато обычное переутомление, но даже после выходных легче не становится.

Вторая стадия — падение заинтересованности

Нет сил и желания генерировать новые идеи, общаться с коллегами. Человек замыкается в себе, пускает все процессы на самотек. Если речь идет о руководящем работнике: директоре, главбухе, начальнике участка, отдела, службы — он просто делегирует функции подчиненным и полностью абстрагируется от работы: «Пусть справляются сами. Не справятся? Так тому и быть».

Третья стадия — разрушение личности

У человека обостряются хронические заболевания или появляются болезни, о которых он раньше и не подозревал.

Появляются мысли о собственной никчемности, бесполезности. Наступает полная апатия и разочарование в жизни.

Как победить выгорание

Вернуть человека в строй помогают:

Продолжительный отдых

Нужен полноценный отпуск. Не день отгула, а две недели качественного отдыха, чтобы разгрузить мозг, набраться новых впечатлений. Главное, абстрагироваться от работы: выйти из рабочего процесса, свести к минимуму общение на рабочие темы, а еще лучше — отказаться от него совсем на период отдыха.

Обновление рабочего места

Казалось бы, такая несущественная мелочь. Однако смена кабинета, новый стол, интерьер — как ни странно, помогают перезапустить мозговые процессы и войти в рабочий ритм.

Смена профиля работы, трудовой функции

Иногда человек просто засиживается на одном месте. Можно поручить ему новый интересный проект, перевести в другой отдел или на новую должность.

Занятия спортом

Смена образа жизни — это действительно непросто. Особенно для офисных сотрудников, которые проводят большую часть дня в сидячем положении. Но спорт помогает выявить скрытые резервы организма, наладить сон, поднять настроение.

Новое увлечение, хобби

Самое время заняться тем, что давно хотелось, но бесконечно откладывалось в долгий ящик. Если уделять любимому хобби хотя бы 15 минут в день — это позволит снять скопившиеся напряжение, переключить внимание, разгрузить мозг, зацикленный на рабочих процессах.

Как обратить выгорание себе на пользу

Да, профессионально выгорание — это беда. Но еще — это опыт, который можно обратить себе на пользу. Это возможность переосмыслить свою жизнь, выделить время на заботу о собственном здоровье, найти дело, которое действительно нравится.

Это возможность расставить приоритеты, научиться управлять своими эмоциями, уделять время всем сферам жизни, установить для себя комфортный темп работы.

Чувствуете, что выгорание замаячило на горизонте, не пускайте ситуацию на самотек — действуйте!

Обучение для бухгалтера

Учитесь онлайн не отрываясь от работы. Лучшие подборки вебинаров, полезные статьи и курсы

 

Комментарии

2
  • Маша М

    крутой пост, скину руководителю пусть просветится, спасиб

  • tem.kotick

    У меня возникает желание уволиться и сменить сферу деятельности, после того как кто-то из коллег уходит, думается что раз они уходят значит что-то знают, о чем я не догадываюсь))))