Обучение для бухгалтеров

Как бухгалтеру-новичку выжить на испытательном сроке: оптимизируем налоги, сдаем отчеты без ошибок

После того, как свежеиспеченный бухгалтер получил диплом в ВУЗе или закончил курс по бухучету перед ним встает две задачи — как найти работу и как не завалить испытательный срок. Причем можно попасть в уже работающую организацию или в только что открывшуюся, чистую как белый лист. И неизвестно, что хуже. В работающей можно подглядеть за предшественником и коллегами, а в новой подсказать будет некому. Еще круче, если только пришел — а уже надо сдавать отчетность. Но не бойтесь, мы вам поможем.
Как бухгалтеру-новичку выжить на испытательном сроке: оптимизируем налоги, сдаем отчеты без ошибок

После того, как свежеиспеченный бухгалтер получил диплом в ВУЗе или закончил курс по бухучету перед ним встает две задачи — как найти работу и как не завалить испытательный срок. Причем можно попасть в уже работающую организацию или в только что открывшуюся, чистую как белый лист. И неизвестно, что хуже. В работающей можно подглядеть за предшественником и коллегами, а в новой подсказать будет некому. Еще круче, если только пришел — а уже надо сдавать отчетность. Но не бойтесь, мы вам поможем.

Что проверить на новой работе

Если вы пришли на чье-то место, то самый первый логический шаг — приемка дел. Но не всегда это происходит официально с актом и подписями с обеих сторон. Возможно даже, что бывшего работника давно нет на месте. Тогда придется проверить все самостоятельно, убедитесь, что в наличии (в зависимости от участка работы):

  • Все отчеты минимум за последние три года, а лучше за 5 лет;

  • Накладные, акты, счет-фактуры входящие;

  • Документы реализации;

  • Кассовая книга;

  • Авансовые отчеты;

  • Личные дела сотрудников — карточка Т-2, трудовой договор, заявление о приеме на работу, на вычеты, на отпуска, на материальную помощь и т.д. ситуативно;

  • Расчетные и платежные ведомости, расчетные листки;

  • Больничные и расчеты по ним;

  • Банковские выписки (уточните, сколько счетов у организации и каких — расчетный, кредитный, депозит, специальный счет, валютный и т.п.);

  • Другие первичные документы (они хранятся, как правило, не менее 5 лет, связанные с кадрами 50/75 лет).

Кроме того, убедитесь, что у вас есть доступ к программе учета и она также заполнена. Зачастую в таких программах есть возможность проверить корректность учета (нет ли нарушения нумерации документов, отрицательного остатка в кассе, списания материалов, отсутствующих на складе и т.п.). Для начала прогоняем базу по такой проверке и смотрим результат.

У вас также должны быть логины и пароли от рабочей почты, программы сдачи отчетности, онлайн-банка, личного кабинета в ФНС и других рабочих сервисов. По необходимости — печать, приказ на право подписи, доступа к коммерческой тайне и прочие аналогичные распорядительные документы.

Наличие исходящей первички проверить довольно просто — распечатайте реестр документов из программы и сверьте с наличием. Со входящими труднее. Поэтому также один из первых шагов — акты сверки с поставщиками. Причем их можно разослать по электронной почте или через ЭДО для большей оперативности.

Проверьте входящую корреспонденцию (бумажную и электронную) — нет ли неотвеченных требований и запросов от ФНС, ПФР или ФСС, какие вообще письма поступают в организацию.

Внимание! Не забудьте заглянуть в основные документы — учетную политику, положения об оплате труда, командировках, подотчетных лицах и т.п.

Закажите свежую выписку из ЕГРЮЛ, проверьте, что данные в ней соответствуют реальности, рекомендуем посетить личный кабинет организации на сайте ФНС и проверить систему налогообложения (вас может ждать сюрприз).

Распечатайте оборотки по основным счетам — 01, 02, 10, 19, 41, 50, 51, 60, 62, 68, 69, 70, 71, 75, 76, 84, 90, 91, 99 в разрезе аналитики (например, 70 — по работникам, 68 — по видам налогов). Проанализируйте остатки и обороты и эти сведения также включите в свой акт.

Пример: на 31 марта 2021 года имеется непогашенная задолженность по заработной плате по сотрудникам Иванову и Петрову за прошлые периоды, причины недоплаты пока не выяснены.

По результатам составьте акт, в котором укажите текущее положение дел и, что, как вы считаете, требует внимания руководства.

К примеру, при сверке выявились расхождения в расчетах, не хватает ряда отгрузочных документов, подписанных покупателями, обнаружилось неотвеченное в срок требование о предоставлении пояснений по декларации в связи с грубыми ошибками и т.д. Попросите директора подписать акт в двух экземплярах, один сохраните у себя.

Что еще нужно сделать

Принимая дела, вы уже поймете устройство внутреннего документооборота и заметите слабые места. Например, опоздания сотрудников с авансовыми отчетами.

Очень важно, на начальном этапе выстроить взаимодействие — требовать своевременно предоставлять документы, для этого должен быть составлен график документооборота, подписанный руководителем.

Не обязательно разрабатывать сложные таблицы. Укажите наименование документа, срок предоставления и ФИО (должность) ответственного лица. Всех сотрудников необходимо ознакомить с графиком под роспись.

Напоминать о том, что близится срок передачи лучше в письменном виде — через корпоративную почту или мессенджер. Если работники продолжают регулярно нарушать сроки — сообщите о происходящем директору.

Предупредите, что дело не в вашем желании замучить всех вокруг бюрократией, а в порядке учета, от которого зависит своевременная и правильная подача отчетов и актуальность данных, которыми пользуется сам руководитель.

Что касается инвентаризации склада — то провести ее желательно (и даже положено по закону при смене главного бухгалтера). Но мы понимаем — при большой номенклатуре это долго и сложно. Найдите компромисс — сделайте выборку, например, из 30 позиций и проверьте их, через неделю проверьте 30 других позиций и т.д.

По возможности автоматизируйте свою работу — ввод первички, загрузку выписок, обмен документами с контрагентами, расчет зарплаты, формирование кадровой документации и т.д.

Ведь в чем залог подготовки отчетности без авралов и работы в выходной — максимально автоматизированный учет, исключающий ошибки, налаженный документооборот, делегирование.

Не бойтесь ошибок — их совершают все. Даже опытный бухгалтер может забыть сдать СЗВ-М на 500 человек.

Проявите инициативу — посмотрите обороты, уровень доходов и расходов, возможно есть варианты оптимизации.

Как можно оптимизировать учет в 8 из 10 случаев

Есть общие для большинства компаний моменты, изменив которые, вы сможете улучшить состояние учета и оптимизировать налогообложение.

  1. Пересмотреть налоговый режим. К примеру, компания применяет УСН «доходы», потому что так проще — платится 6% со всех доходов и все довольны. При этом большинство расходов подтверждено документами и уровень затрат высокий — порядка 80% от доходов. Получается в абсолютных цифрах выгода будет на режиме УСН «доходы минус расходы».

  2. Привлекать в качестве рабочих самозанятых и ИП. Для выполнения разовых работ руководитель находит так называемых частников по объявлениям, «халтурщиков». Они не могут выставить документы, выплаты им проходят неофициально, т.к. иначе придется удерживать 13% НДФЛ (на что не согласны сами рабочие), а также платить страховые взносы (этому уже не рад директор). Расскажите о биржах, где можно найти нужного специалиста, их уже много в интернете. Объясните, что время, затраченное на поиск такого работника, будет оправдано не только экономией на взносах, но и возможностью учесть расходы при расчете основного налога — единого (на УСН) или на прибыль (на ОСНО).

  3. Руководитель получает крупные суммы под отчет или в качестве займа и не закрывает задолженность, а организация с него разумеется ничего и не требует. Расскажите о рисках — о том, что нередки в этих случаях доначисления при камеральных и выездных проверках. Полученные суммы посчитают доходом директора и придется заплатить с них как НДФЛ, так и взносы. Лучше все-таки действовать официально и получать дивиденды. Их можно выплачивать раз в квартал, главное, чтобы такая возможность была предусмотрена уставом.

  4. Пересмотреть содержание текущих сделок. Некоторые договора о поставке по факту оказываются договорами комиссии. Например, поставщик предоставляет покупателю товар, а рассчитываться за него нужно по мере реализации.

  5. Выплачивать компенсации или аренду. Это тоже способ законно заявить расходы. Например, сотрудник использует для работы личный смартфон или ноутбук, а другой ездит в командировку на своем автомобиле. Первому вообще не дают компенсации, а второй получает возмещение за бензин из подотчетных денег директора (см. выше).

Для начинающего бухгалтера — как подстраховаться

Очень важно — сдать отчеты в срок. Но иногда можно закрыть глаза на мелкие ошибки и исправить их позднее, а отчет сдать немного «сырым».

Предупреждаем — это правило не работает в отношении декларации по НДС. Она проходит очень тщательную проверку, в т.ч. перекрестно с вашими контрагентами. Автоматизированная система в налоговой выявляет расхождения и направляет требования о предоставлении пояснений. Да и контрагенты могут пострадать от подобных ошибок.

И все же не привыкайте к корректировкам. Старайтесь проводить все документы в момент, не собирая их в грозно нависающие над столом кучи.

Вот несколько советов новичкам, которые также помогут стать образцовым бухгалтером:

  • Регулярно сохраняйте бухгалтерскую базу, в идеале — ежедневно, как минимум — раз в неделю. Если в организации есть системный администратор уточните — производит ли он сохранение, как часто и как быстро можно будет вернуться к работе, если вдруг что-то произойдет;

  • К форс-мажору надо быть готовым. Сломался принтер, отключили электричество или интернет, забыли продлить ЭЦП — имейте запасной план хотя бы для очевидных ситуаций. Не будьте самонадеянными — не говорите, что с вами такого не произойдет;

Лайфхак: несмотря на наличие сервиса сдачи электронной отчетности, вы можете отправить отчеты письмом, при условии, что соблюдаются ограничения. Например, в организации менее 25 сотрудников, значит можно распечатать и отправить СЗВ-М по почте, если случился форс-мажор.

  • Не затягивайте с отчетностью до последнего, если остается всего несколько дней на подготовку, а вас заваливают другими задачами, решительно отказывайтесь — тут придется проявить характер и объяснить, что отчеты важнее, возможно даже в цифрах. Предупреждение, что просроченная декларация = многотысячный штраф обычно отрезвляюще действует на руководство;

  • Пользуйтесь подсказками. Понять исходную инструкцию к заполнению отчета порой непросто. Ищите подсказки — в программе всегда можно посмотреть по каким показателям была заполнена та или иная строка, как рассчитана;

  • Смотрите вебинары по заполнению отчетности — лекторы разбирают подробно и на примерах каждый отчет. Если смотреть не запись, а «живой» эфир, то можно даже задать вопросы (их лучше заготовить заранее);

  • Создайте себе налоговый календарь. Отмечайте два состояния отчета — подготовлен и сдан. Если работаете в онлайн-бухгалтерии или программе учета, в них уже есть необходимый функционал, но для подстраховки запаситесь блокнотом или приложением на телефоне;

  • Делегируете задачи подчиненным — подумайте, как быть, если кто-то заболеет. В 2020 году, когда сотрудники болели массово или оказывались на карантине, приходилось перестраивать работу бухгалтерии на ходу, в т.ч. переходить на удаленку. Учтите опыт и решите, кто кого заменит в случае болезни. Это кстати один из аргументов за автоматизацию — если первичку распознает и проводит программа, то бухгалтерию не парализует из-за чьего-то больничного или отпуска.

Следите за изменениями, учитесь, постоянно совершенствуйтесь профессионально — смотрите вебинары на нужные темы или проходите курсы.

Обучение для бухгалтера

Учитесь онлайн не отрываясь от работы. Лучшие подборки вебинаров, полезные статьи и курсы

Комментарии

5
  • Лидия С

    Классно, не убавить не прибавить. Так должно быть в идеале, а на практике дела передают годами

  • mila f

    Поучительная статья не только для бухгалтерии, но и для руководителей, пусть оценят вес ответственности бухгалтерии, ну и зп прибавят)

  • Vveronnika

    А если ближе к реальности? Много вы знаете организаций готовых взять бухгалтера сдающего отчетность после ВУЗА? или после курсов бухгалтера. А уж если при этом бывшего работника давно нет на месте, то дело совсем труба как показывает опыт.

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
14
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

1
Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Интересные материалы

Счета-фактуры

В рознице не надо выставлять счета-фактуры

Розничным покупателям выдают кассовый чек с НДС, а не счет-фактуру.