Приобрели автомобиль, но не понятно как учесть амортизацию. А как учесть замену дверей в здании — увеличит это стоимость ОС или нет? Разбираем вопросы слушателей вебинаров.
Вопрос:
ООО на ОСНО приобрело авто в лизинг. Можно ли амортизацию учитывать в расходах или только лизинговые платежи?
Ответ:
При исчислении налога на прибыль амортизация в дополнение к лизинговым платежам в расход не принимается. При любом порядке учета имущества у лизингополучателя (на балансе или нет) общая сумма расходов не превысит лизинговый платеж.
При учете лизингового имущества на балансе лизингополучателя он начисляет амортизацию. Однако текущий лизинговый платеж, который можно включить в расходы, должен быть уменьшен на сумму амортизации.
Например, лизинговый платеж 100 тыс. руб., а амортизация за этот период начислена в размере 70 тыс. руб. В этом случае в расходы включается амортизация в сумме 70 тыс. руб., а также остаток лизингового платежа 30 тыс. руб. (100 тыс. руб. — 70 тыс. руб.). То есть общая сумма расхода все равно соответствует общей сумме лизингового платежа — 100 тыс. руб., только делится на две указанные составляющие.
При учете лизингового имущества на балансе лизингодателя в расходы принимаются лизинговые платежи. Амортизация в этом случае не начисляется. Такой порядок учета расходов вытекает из положений пп. 10 п.1 ст. 264 НК РФ.
По бухгалтерскому учету, если лизинговое имущество отражается на балансе лизингополучателя, то в расходы принимается только его амортизация. Лизинговые платежи относят в уменьшение общей суммы задолженности перед лизингодателем, которая сформировала первоначальную стоимость предмета лизинга.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то лизингополучатель отражает лизинговые платежи в расходах. Амортизация при этом не начисляется. Такой порядок учета расходов у лизингополучателя предусмотрен п.8 и п. 9 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15.
Также обращаем ваше внимание, что с 2022 года становится обязательным применение ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (утвержден Приказом Минфина России от 16.10. 2018 № 208н), который изменяет порядок бухгалтерского учета финансовой аренды (лизинга).
Вопрос:
Мы обшиваем здание, меняем двери, окна, укрепляем стены. Увеличивают данные затраты стоимость ОС?
Ответ:
По нашему мнению, указанные вами расходы не увеличивают стоимость основного средства, но для того чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо ознакомиться с проектной документацией по осуществлению этих работ, с договором, в котором будут указаны виды работ, и т.д.
- Если работы выполняются собственными силами, также необходимо ознакомится со сметой и видами работ, если по документам их можно классифицировать как модернизацию или реконструкцию (по Градостроительному Кодексу), то расходы на проведение этих работ увеличивают стоимость ОС и будут списываться через амортизацию.
- Если они классифицируются как ремонт, то это расходы текущего периода.
- Если вы создали резерв на капитальный ремонт ОС, то расходы на капитальный ремонт здания производственного назначения списываются за счет этого резерва (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ).
- Если у вас нет резерва на капремонт ОС, то такие расходы нужно включить в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260, пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом порядок учета расходов на капремонт зависит от того, какой метод учета доходов и расходов вы применяете.
Если вы применяете метод начисления, то включайте затраты на капремонт здания в прочие расходы в отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 5 ст. 272 НК РФ).
При кассовом методе включайте затраты на капремонт здания в прочие расходы после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Расходы на ремонт основных средств непроизводственного назначения в налоговом учете не учитывайте (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Комментарии
1Хотим оформить в банке лизинг на оборудование, кто решает кому учитывать ОС на балансе?