ГК РФ

Какие документы, кроме чека, нужны при расчетах с самозанятыми

Правильно составленные документы защищают бизнес от налоговой, бухгалтерию от головной боли, а заказчика от недопонимания с исполнителем. Сделали понятную инструкцию: какая «бумажка» и на каком этапе понадобится в работе с самозанятым.
Какие документы, кроме чека, нужны при расчетах с самозанятыми

Правильно составленные документы защищают бизнес от налоговой, бухгалтерию от головной боли, а заказчика от недопонимания с исполнителем. Сделали понятную инструкцию: какая «бумажка» и на каком этапе понадобится в работе с самозанятым.

Справка о самозанятости

Этот документ пригодится в самом начале. Когда заказчик выбирает самозанятого исполнителя и соглашается с ним работать, справка становится подтверждением статуса НПД.

Где взять? В приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого есть кнопка «Справка о постановке». Документ не нужно ждать голубиной почтой, он тут же отображается на экране и отправляется двумя кликами.

Что должно быть в справке?

  • ФИО самозанятого;
  • ИНН;
  • паспортные данные;
  • адрес постоянной или временной регистрации;
  • дата постановки на учет в качестве плательщика «Налога на профессиональный доход»;
  • данные ИФНС.

Такому документу можно доверять: онлайн-формат подтверждается электронной подписью ФНС.

Зачем нужна справка? Это подтверждение того, что заказчик работает с участником НПД. В противном случае компания может оформить договор с самозанятым, а по факту он будет с обычным физиком. И тогда придется заплатить НДФЛ, страховые взносы, а еще и штрафы.

Мы советуем подстраховаться и проверить статус самозанятого по ИНН. Для этого нужно скопировать номер из справки и «пробить по базе» ФНС.

Договор

В работе с самозанятым подойдет договор ГПХ (подряда или оказания услуг). Единственный случай, когда можно обойтись без этого документа, — сделка вроде покупки с моментальной оплатой.

Где взять? Стандартный шаблон можно скачать здесь и заполнить под свои цели.

Что должно быть в договоре?А точнее: чего быть не должно. Стандартные поля документа (что делает, сколько нужно заплатить и когда) заполняем как обычно, но тщательно избегаем формулировок, которые намекают на трудовые отношения:

  • слова «сотрудничество», «работник», «обязанности», «аванс» и прочее;
  • рабочий график;
  • фиксированную ежемесячную оплату;
  • корпоративные правила;
  • описание рабочего места и требование там находиться.

Вместо этого: описание услуги или товара, стоимость единицы и общую сумму, сроки оплаты и выполнения работы, ответственность сторон.

Наша персональная рекомендация — добавить пункт об ответственности исполнителя за нарушение режима НПД. Так заказчик может застраховать себя на тот случай, если самозанятый лишится статуса и не предупредит об этом.

Зачем нужен договор? Кроме очевидного «так положено» договор станет гарантом в спорных ситуациях. Если налоговая заподозрит в подмене трудовых отношений или самозанятый не выполнит условия — на руках будет документ, который поможет расставить все по местам.

Сервис Сам.Бизнес автоматизирует работу заказчика с самозанятым: мы сами составим и проверим все необходимые документы.

Приложения

Если работа с самозанятым предполагает долгий срок и большой объем работы, то к договору нужны приложения.

Где взять? Их можно составить в свободной форме: например, так.

Обычно в приложении указывают:

  • подробное описание услуг;
  • технические требования;
  • сроки выполнения;
  • вознаграждение за отдельные этапы работы.

Обе стороны подписывают приложения и обмениваются оригиналами.

Акт выполненных работ

По договору заказчик должен в указанный срок проверить и принять работу самозанятого. Акты этот этап закрепляют.

Где взять? Самозанятый не обязан предоставлять акты выполненных работ, но заказчик может выслать стандартный шаблон и попросить его заполнить.

Зачем нужны? Для ИП и ООО акты документально подтверждают расходы. А еще — фиксируют факт выполнения работ и их сроки.

Например, заказчик принял работы, но обнаружил какие-то недочеты. Тогда он не только сообщает об этом исполнителю, но и фиксирует недостатки в акте. Документ становится главным доказательством выполненной или невыполненной работы самозанятого.

Счет на оплату и платежное поручение

После того как самозанятый выполнил работу, заказчик может запросить счет на оплату. А после — сформировать платежное поручение.

Где взять? Счет на оплату самозанятый может выслать из приложения «Мой налог». Или скачать и заполнить стандартный шаблон. Платежное поручение формирует сам заказчик.

Что должно быть в документах?

Счет на оплату содержит информацию об исполнителе, услуге и ее стоимости, название организации и ее реквизиты.

Платежное поручение можно составить, используя данные счета, договора или актов. В поле «Назначение платежа» заказчику нужно указать наименование услуги или товара, но ни в коем случае не писать слова «зарплата», «аванс» или «премия».

Зачем нужны? Платежное поручение нужно для безналичной оплаты работы самозанятого с расчетного счета заказчика.

Счет — это один из документов, служащих для оплаты, хотя и необязательный.

Чек

Как только компания-заказчик перевела деньги самозанятому — тот должен выслать чек.

Где взять? Чек формируется в приложении «Мой налог». Оттуда самозанятый может выслать документ заказчику в виде ссылки или изображения.

Что должно быть в чеке? Дата, ФИО исполнителя, ИНН самозанятого и заказчика, название услуги и сумма.

Зачем нужен? Акты, счета на оплату и даже договор иногда не нужны, а вот без чека не обойтись. Это главный документ, который подтверждает оплату участнику НПД и освобождает от уплаты налогов заказчика.

Если самозанятый забыл его отправить сразу — не стесняйтесь напомнить. Игнорирует и не отвечает — жалуйтесь в ФНС.

Самозанятые.рф

Работа с самозанятыми без рисков для бизнеса

Комментарии

10
  • де-юре одного чека вполне достаточно, но де-факто работать с самозанятыми без акта выполненных работ - это большой риск

  • kidos43

    Здравствуйте. Не совсем понятно требование Актов бухгалтерией ООО, когда работа ведется по Договору, выставляются Счета, предоставляются Чеки, а по результатам работ делается Отчет (согласно Договора). Просьба пояснить?

  • ИКС Эн

    Отчет в Вашем случае - это и есть эквивалент акта выполненных работ.

    Если контрагент просим можно и заменить на данную форму. Для них-то затраты, стараются перестраховаться.

    • kidos43

      Спасибо! В моем Договоре подробно описано, как и когда предоставляется Отчет и как по нему закрывается период, также определена форма отчета, но бухгалтер запугивает меня, что если я не предоставлю акты, то должна денег заказчику

      • natti

        не видя ваш отчет трудно сказать может ли он быть оправдательным документом. в нем должен быть отражен ряд реквизитов, благодаря которым будет возможно понять кто, кому, что, когда и т.п.

        • kidos43

          кто кому и когда указано в договоре, счете и чеке. Информации об актах в договоре нет, есть информация об отчете и этот договор был согласован и подписан. И по ФЗ 422, как ответили мне в налоговой, самозанятое физическое лицо обязано предоставлять только чек.

          • natti

            выше я написала, не зная чем вы занимаетель и не видя ваши документы сказать что-либо конкретное очень трудно

            кто кому и когда указано в договоре, счете и чеке.

            тут много факторов и будет зависить от того: что вы делаете/продаете, разово/регулярно, стоимоть фиксирована/зависит от объема и вида работ/услуг/товаров и т.д. для бухучета вполне может быть достаточно всего вышеперечисленного, а для налогового может быть и нет.

            И по ФЗ 422, как ответили мне в налоговой, самозанятое физическое лицо обязано предоставлять только чек.

            угу. никто и не спорит.

            но вы должны понимать, что с таким подходом с вам вряд ли захотят работать те кто хочет учитывать свои расходы в налоговом учете. т.к. для бухгалтерского достаточно по сути составить бух.справку и приложить ваш чек.

            и если вы оформляете договор, счет и отчет, то на мой взгляд это говорит о вашем желании работать все же со всеми.

            и если у другой стороны есть какие-либо пожелания, то просто надо понять чем они обусловлены - нет в отчете каких-либо нужных реквизитов или просто не нравиться название документа. и тут уже вы будите решать как быть дальше.

            • kidos43

              Спасибо Вам за подробное разъяснение! Я занимаюсь маркетинговыми услугами, а именно seo для сайтов.

              Согласна, что пожелания бухгалтерии должны быть обусловлены чем-то, кроме "все так делают" и "так привыкла", учитывая тот договор, который был ранее был уже подписан с заказчиком и согласован. А теперь вдруг, после расставания с заказчиком спустя месяц, бухгалтерия "проснулась" и чего-то захотела))

              • natti
                учитывая тот договор, который был ранее был уже подписан с заказчиком и согласован. А теперь вдруг, после расставания с заказчиком спустя месяц, бухгалтерия "проснулась" и чего-то захотела))

                просто скорее всего до бухгалтерии только дошли все докумены))) вот и появились вопросы. так как никто не спросил у них заранее - тут все ок? можем работать? иногда такие сюрпризы выпрыгивают))))

                • kidos43

                  Спасибо Вам за ответы!

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Интересные материалы

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.