Электронный документооборот: что это и как работает

У каждого взрослого человека в РФ есть зловещая папка с документами. Раз в полгода мы обещаем перебрать эту кипу бумаг, выкинуть наконец договоры от старых банковских карт и разложить всё по отдельным файликам. А теперь умножим эту папку на масштаб компании или ИП. Страшно? Нам тоже.
Электронный документооборот: что это и как работает
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое электронный документооборот

Представим секретный почтовый ящик, в котором можно хранить все документы и отправлять в два клика нужному человеку. Примерно так работает система электронного документооборота.

Облачный сервис защищен зашифрованными алгоритмами — украсть из него файлы почти невозможно. А все документы заверены цифровой подписью, поэтому имеют ту же юридическую силу, что и на бумаге.

А теперь сложными словами, если метафоры не убеждают

Электронный документооборот — это обмен юридически значимыми документами по защищенным каналам связи. Этот обмен происходит через систему оператора ЭДО, одобренного ФНС.

Для использования ЭДО компании нужно получить сертификат квалифицированной электронной подписи, выбрать оператора, установить специальное программное обеспечение и подключить контрагентов.

В сервисе Бизнес для работы с самозанятыми эта процедура устроена проще: подробнее расскажем ниже.

Как работает электронный документооборот

Подключаясь к системе ЭДО, пользователь получает доступ к сервису на интернет-площадке оператора. С этого момента он «общается» с получателями через программный интерфейс. Помимо самого обмена ЭДО хранит базу всех участников и архив документов.

Пример того, как выглядит схема электронного документооборота между контрагентами:

  1. Отправитель создает документ или заполняет готовый шаблон, ставит электронную подпись и отправляет контрагенту.

  2. Получатель утверждает документ или отклоняет. Отправителю приходит уведомление о том или ином действии.

  3. Подписанный документ возвращается отправителю. Если в нем есть ошибки или замечания, документ высылается повторно и алгоритм повторяется.

Электронный документооборот: плюсы и минусы

Теперь подробнее о том, как ЭДО повлияет на работу компании.

Преимущества электронного документооборота

  • Сокращение расходов.

Было: к очевидным затратам на чернила, конверты и особенно бумагу добавляется курьерская или почтовая доставка документов. Если прикинуть стоимость одного документа, то на его отправку уходит от 100 до 700 рублей.

Стало: с ЭДО эта сумма приближается как минимум к двузначному значению, а то и к нулю, даже подпись и печать — электронные.

  • Контроль документооборота.

Было: сотрудник должен вести отдельный учёт документооборота.

Стало: статус документа можно увидеть в любой момент: у кого находится, кто должен подписать, когда заканчивается срок действия.

  • Экономия времени.

Было: сотрудник составляет документ, проверяет, распечатывает и отправляет на подпись руководителю, уточняет адрес доставки, идёт на почту или вызывает курьера.

Стало: сотрудник составил документ или взял готовый шаблон, кликнул на получателя и отправил. В ЭДО от Самозанятые.рф приглашение на подпись приходит в Личный кабинет. Самозанятому достаточно зайти в приложение и подписать документ с помощью кода, который придет ему в СМС.

  • Безопасность.

Было: документы не защищены от изменений, подделывания подписи и механических повреждений. А ещё они могут банально потеряться

Стало: документы передаются по защищённым каналам связи, поэтому конфиденциальная информация не сможет попасть к злоумышленникам.

А теперь о том, с какими трудностями можно столкнуться при переходе на электронный документооборот.

  • ЭДО есть не у всех.

Если партнёров и контрагентов много — не факт, что все из них работают с ЭДО или подключены к другому оператору. В этом случае какое-то время придется совмещать бумажный и электронный вариант.

  • Обучение.

ЭДО высвобождает много ресурсов, но не избавляет от трат на переобучение сотрудника, который будет пользоваться системой.

«ЭДО включает в себя подписание в электронном виде самозанятым любого типа документов. Например, подтверждающих выполнение работ, что позволяет сразу производить выплату. Бизнес получает необходимые подтверждения, а самозанятый оплату своего труда без задержек» — Евгений Ермолов, технический директор Самозанятые.рф

Как подключить ЭДО

Электронный документооборот от Самозанятые.рф интегрирован в сервис Бизнес. Он помогает российским и зарубежным компаниям автоматизировать работу с самозанятыми:

  • находит исполнителя, проверяет его статус и вносит в базу компании,

  • заключает договор и формирует сопроводительные документы,

  • проводит выплаты самозанятым и физическим лицам,

  • систематизирует и контролирует работу с исполнителями.

Компании всё чаще нанимают самозанятых, одна из причин — экономия на налогах, ведь платит их не заказчик, а сам исполнитель. Но вслед за этой тенденцией приходит другая: налоговая активнее проверяет бизнес на предмет подмены трудовых отношений.

В спорах с налоговой главным доказательством становятся договоры и сопроводительные документы. Поэтому мы, официальные партнёры ФНС, предлагаем сервис Бизнес и ЭДО, с которыми беспокоиться о налоговых проверках не нужно.

Мы составим и проверим документы, вовремя отправим оплату и сформируем чек с правильными данными. А если что-то пойдет не так — наши консультанты помогут разрешить проблему.

Подключение к электронному документообороту

Чтобы использовать ЭДО, достаточно подключиться к сервису Сам.Бизнес. Никаких дополнительных действий совершать не надо: документооборот уже предусмотрен программой.

В системе есть два варианта обмена электронными документами с самозанятыми:

  1. Прямой документооборот — компания формирует нужный документ и вручную отправляет его самозанятому.

  2. Автоматический документооборот — компания подписывает с самозанятым договор, а все сопутствующие документы генерируются автоматически с указанными данными.

В сервисе уже хранится база самозанятых, с которыми работает компания, поэтому дополнительно тратить время на заполнение данных не нужно. А если это новый исполнитель — достаточно отправить ему ссылку для регистрации в системе.

В чем преимущества перехода на электронный документооборот от Самозанятые.рф:

  • Простая электронная подпись. Никаких специальных навыков контрагенту не понадобится: заказчик отправляет документ в формате pdf — самозанятый подписывает его с помощью кода из СМС.

  • Прозрачность и скорость документооборота.

  • Консультации и помощь специалистов.

В программу можно загрузить свои шаблоны документов или воспользоваться готовыми вариантами. В любом случае специалисты сервиса будут на связи и помогут составить документ в соответствии с требованиями платформы и законодательства.

«При желании бизнес может внедрить автоматическое подписание документов со стороны самозанятого. Для этого контрагенту нужно дать соответствующее разрешение в дополнительном соглашении к оферте. В этом случае самозанятому не нужно даже заходить в приложение, чтобы подписать акты выполненных работ», — Евгений Ермолов, технический директор Самозанятые.рф.

Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию от наших экспертов!

Специалисты Самозанятые.рф ответят на ваши вопросы

Оставьте контактные данные и мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Самозанятые», ИНН 9731029523, erid: LjN8KWwQ4

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

19

Брокер Райффайзенбанка повысит комиссию на покупку юаней до 1,9%

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

Малый и средний бизнес сможет быстро подключиться к сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Число несовершеннолетних самозанятых увеличилось в полтора раза

146 тысяч подростков работают как самозанятые. В основном в период летних каникул они выполняют работу, которая не требует высокой квалификации.

5 шагов: как перейти из офиса на удаленку

Офисная рутина, долгие поездки на работу и обратно, необходимость соблюдать строгий дресс-код — все это может стать причиной усталости и выгорания. Неудивительно, что все больше людей задумываются об удаленной работе. Рассмотрим пять шагов, которые помогут вам перейти из офиса на удаленку и наслаждаться преимуществами работы из дома.

5 шагов: как перейти из офиса на удаленку

Недополученный на работе стандартный вычет можно получить в ИФНС по 3-НДФЛ

Стандартный вычет по НДФЛ можно получить через налогового агента (работодателя). Вычет предоставляют, пока доход не превысит 350 тыс. рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Порядок внесения уставного капитала на расчетный счет

Рассказываем, как внести уставный капитал на расчетный счет.

Порядок внесения уставного капитала на расчетный счет

Счетная Палата указала на недостатки в стимулировании инвесторов в России

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Дмитрий Курочкин заявил, что инвестиционное законодательство нуждается в обновлении.

В Северо-Кавказском федеральном округе улучшилась динамика переходов МСП в более высокие категории

На 9,5% увеличилось за год число переходов малого и среднего бизнеса Кавказа в более высокие категории бизнеса.

Кто из кредиторов может подать заявление о субсидиарной ответственности

На первый взгляд ответ очевидный — все могут это сделать! Но в отдельных ситуациях далеко не все.

Ипотека

+6%: вырастет ставка по Арктической ипотеке

В Минфине считают, что низкая льготная ставка приведет к ценовому пузырю на рынке недвижимости. Власти будут постепенно менять условия льготных программ.

Инвестиции

Суровое челябинское IPO. АПРИ выходит на биржу

Есть отличная примета. Если на IPO выходит легенда долгового рынка, значит она уже не тянет выпускать облигации под 100500% годовых. Кажется, это самое понятное IPO из всех самых понятных IPO. Высокозакредитованная компания с кредитным рейтингом BB, падающий рынок, жесткая ДКП и возможность взять бесплатные деньги у инвесторов.

Суровое челябинское IPO. АПРИ выходит на биржу

Утренний бухгалтер № 5685. Изменят сроки сдачи ЕФС-1

Проект с поправками опубликован на федеральном портале.

Использование искусственного интеллекта станет отягчающим обстоятельством

Если группа мошенников применяет возможности искусственного интеллекта для обмана населения, наказание за преступление должно быть серьезнее.

Когда в товарищах согласье есть. Или вновь о роли допросов

Мы уже не раз обращали внимание наших уважаемых подписчиков на то, что характер проведенного допроса и содержание показаний, данных на нем свидетелями имеют большое влияние на сход дело в пользу налогоплательщика или налогового органа. Однако, еще большее значение инспекции в ходе проверок придают совпадениям показаний между разными лицами.

Курсы валют

ЦБ опубликовал методологию расчета официальных курсов доллара и евро

Обратим внимание на основные моменты, которые полезно знать.

Налог на ангелов, НДФЛ при разделе земли, антитуристический налог в финансовом обзоре

События в налоговой сфере

Бухгалтерам придется чаще сдавать отчет ЕФС-1. «Куда уж чаще?» — недовольны бухгалтеры. 🤦‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1729

По мнению законодателей настоящий бухгалтер не ходит в отпуск, не спит, не ест, ну вы поняли. Иначе зачем укорачивать срок для сдачи ЕФС-1 еще для парочки кадровых мероприятий до одного дня. И еще плюс два важных изменения в отчете.

Иллюстрация: Вера Ревина Клерк.ру

Исполнение лицензии EUROCLEAR

Сегодня мы получили заряд позитивного настроения, поздравили нашего клиента и теперь спешим поделиться этим настроением с Вами. Речь идет о получении персональной лицензии Казначейства Бельгии на разблокировку замороженных активов, учитываемых в EUROCLEAR, в адрес физического лица.

Исполнение лицензии EUROCLEAR

Интересные материалы

Интернет и IT

В Роскомнадзоре назвали риски развития искусственного интеллекта без достаточного регулирования законом

Советник гендиректора Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) по научно-техническому развитию Евгения Рыжова рассказала, что одна из сегодняшних тенденций в области ИИ – развитие технологий управления эмоциями.