ЭДО для бюджетников: законодательство
В 2023 — 2024 годах все бюджетники обязаны перейти на бухгалтерский электронный документооборот. Учреждения, входящие в перечень из приложения № 1 к постановлению правительства от 15.02.2020 № 153, первыми вступят в цифровизацию к 01.01.2023, дедлайн для остальных — 01.01.2024.
Можно начать работать с электронными документами и раньше, при условии, что это будет отражено в учетной политике.
Какие документы нужно оцифровать
Приказ Минфина от 15.04.2021 № 61н с изменениями, внесенными приказом от 28.06.2022 № 100н, утвердил, перечень документации, подпадающей под ЭДО. Всего семнадцать форм и три регистра, среди которых есть, например, документы, касающиеся учета:
- материальных ценностей;
- доходов;
- на забалансовых счетах;
- другие документы.
Кроме того, под цифровизацию попали формы, которые учреждения используют при проведении инвентаризации. Начинать переход в цифровое пространство можно именно с документа «Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)».
Как провести инвентаризацию и оформить ее итоги, расскажет экспресс-курс в Школе Главбуха госучреждения. Из этого же курса узнаете, как навести порядок в учете, чтобы переход на ЭДО прошел безболезненно, или оставьте заявку и мы откроем доступ ко всем 21 программам Школы.
Учитесь в нашей Школе
21 программа различной спецификации, свыше 30 коротких экспресс-курсов
Хотите попробовать бесплатно?
Учреждение вправе не ограничиваться списком форм из приказа 61н и перевести в цифровое пространство и другие документы, какие позволяет формировать в электронном виде бухгалтерское программное обеспечение, а также ввести ЭДО и в кадровом деле. Тем более, что право кадровой цифровизации закреплено в трудовом кодексе, а пилотный проект успешно завершен.
Что нужно подготовить к переходу на ЭДО
С технической стороны вопроса, организация должна:
- оборудовать рабочие места всем сотрудникам, которые будут работать в ЭДО (установить компьютеры или ноутбуки, подключенные к интернет, и настроить ПО);
- выпустить им квалифицированные или простые электронные подписи в зависимости от обязанностей и круга подписываемых документов.
Бухгалтерский ЭДО предусматривает указание идентификатора контрагента в большинстве цифровых документов из приказа 61н. Например, 1С:БГУ 8 формирует этот 22-значный код самостоятельно, если все поля в карточке контрагента заполнены корректно. Код строится на основе данных из полей:
- ИНН;
- КПП (для юрлиц);
- ОГРНИП (для ИП);
- тип контрагента;
- вид и реквизиты ДУЛ.
Поэтому перед переходом на ЭДО, проверьте, как сформирован идентификатор у каждого контрагента, и при необходимости дополните или скорректируйте информацию в карточках физических и юридических лиц.
В отдельных документах нужно указывать уникальный номер реестровой записи источника дохода бюджета в соответствии с реестром источников доходов. Для корректного отображения этого кода актуализируйте справочники администраторов доходов бюджета под требования приказа Минфина от 25.09.2020 № 213н.
Переход на ЭДО: пошаговая инструкция
Когда убедитесь, что технические вопросы закрыты, а идентификатор формируется правильно, запускайте процедуру перехода.
Шаг 1. Назначьте ответственного за проведение цифровизации процессов в учреждении.
Шаг 2. Определите дату, после которой будет внедрен ЭДО.
Шаг 3. Измените учетную политику под обязанность ведения ЭДО в определенных вопросах, скорректируйте график документооборота с учетом ЭДО.
Шаг 4. Разработайте и утвердите внутренний документ, регламентирующий применение электронного документообмена. Это может быть самостоятельно положение или приложение к учетной политике.
Шаг 5. Утвердите список сотрудников, которые будут формировать и подписывать цифровые документы, и регламент их работы. В нем пропишите:
- порядок и последовательность их взаимодействия;
- полномочия и ответственность;
- тип применяемой электронной подписи.
Шаг 6. Установите и подключите систему электронного документооборота.
Шаг 7. Дайте доступ в систему документооборота всем сотрудникам, кому предстоит работа с цифровыми документами.
Чтобы переход на ЭДО был максимально безболезненным и безошибочным, пройдите курс Главбух госсектора (код В) — 2022. Вы узнаете как формировать электронную первичку и регистры в соответствии с приказом 61н, а также, как выстроить цифровые взаимоотношения с поставщиками, заказчиками и сотрудниками.
Повышение квалификации дает не только «очередную корочку», но и знание новостей законодательства и тонкостей отраслевого учета, ваши компетенции будут отражены в Едином реестре бухгалтеров госсектора.
Учитесь в нашей Школе
21 программа различной спецификации, свыше 30 коротких экспресс-курсов
Хотите попробовать бесплатно?
Комментарии
1Система электронного документооборота? Под этим понимаются возможности 1С: Бухгалтерии и 1С: Зарплаты и кадров госучреждения или вне зависимости от количества сотрудников - 1С: Документооборот?