Реклама

Психографика в маркетинге: как узнать больше о целевой аудитории

Ключевая цель маркетинга — сформировать подходящее для целевой аудитории предложение и донести его до потребителей. Чтобы достичь этой цели, нужно уметь различать интересы потенциальных покупателей, понимать, какие проблемы их волнуют и как они принимают решения.
Психографика в маркетинге: как узнать больше о целевой аудитории

Рассказывает Дмитрий Кузин, автор Контур.Экстерн.

Что такое психографика

Психографика — это изучение взглядов и интересов людей в сочетании с типичными демографическими данными с целью сформировать более полное представление о целевых рынках и аудиториях. Иначе говоря, это исследование того, как люди принимают решения, что влияет на их взгляды и интересы, кто для них авторитет.

В отличие от психографики, традиционные инструменты исследования целевой аудитории в основном помогают определить платежеспособность и модели потребления. Например, они позволяют сделать вывод, что мужчины в возрасте 25-35 лет, имеющие детей, скорее всего закупаются в гипермаркетах по выходным.

Психографика выделяет информацию о хобби и интересах покупателей, что помогает сформировать ценностное предложение. Например, если нужно продать планшет, соцдем-характеристики позволят определить физическую точку сбыта и понять, что человеку это по карману. Психографика раскроет больше деталей о покупателях этого планшета — например, то, что они любят музыку и проводят время в кофейнях. Поэтому в рекламных креативах можно сделать акцент на то, что планшет удобно брать с собой и за чашкой кофе слушать треки.

Модель AIO

Психографика — это не какой-то устойчивый инструмент для изучения целевой аудитории, а скорее концепция, в которой есть несколько подходов или моделей. Вот несколько популярных.

Модель AIO — это группы потребителей, структурированные в зависимости от их поведения, интересов и мнений. Подробно модель выглядит так.

  • Activity (деятельность) — как обычно ведут себя потребители, из чего состоит их жизнь. Чтобы собрать данные, изучают характерное поведение на работе, во время отдыха или занятий хобби, участие в каких-то социальных группах или событиях, действия во время покупки.
  • Interests (интересы) — что интересует потребителей, что вызывает у них мотивацию, на чем они непроизвольно концентрируются. Например, что им нравится из еды, какие СМИ они читают, как им нравится отдыхать, что их интересует в работе или в семье.
  • Opinions (мнения) — убеждения потребителей, их ценности, отношение к себе, политике, экономике, будущему и настоящему. Задача маркетолога — выяснить, какие у группы потребителей ценности, какие есть ожидания от покупок.

AIO считается упрощенной моделью психографики, но даже на ее основе можно сформулировать маркетинговый контент и разобраться, чего от бизнеса ждет потребитель.

Психографика в зависимости от ценностей потребителя

Модель VALS, или Values and Lifestyles — это структурирование потребителей в зависимости от их ценностей и образа жизни. Эту модель предложили еще в 90-х годах прошлого века, несколько раз модифицировали.

Классический VALS предлагает деление всех потребителей на девять групп, в зависимости от вида их мотивации к потреблению.

  1. Выживающие — низкий доход, недоверие к обществу, интересуются в первую очередь ценой.
  2. Терпеливые — низкий доход, нет ощущения безопасности, поэтому кроме низкой цены хотят получить гарантии качества. Плохо относятся к новым брендам.
  3. Убежденные — люди со средним доходом, которые не хотят экспериментировать и покупают проверенные марки.
  4. Подражающие — амбициозные, для них важен имидж продуктов потребления.
  5. Преуспевающие — ищут комфорта и престижа, товары должны быть качественными и соответствовать их представлению об успехе.
  6. Индивидуалисты — молодые и импульсивные, склонны к экспериментам, обычно следуют за модой и друзьями.
  7. Рискующие — активные люди, которым важен не только результат, но и процесс покупки.
  8. Социально озабоченные — консервативны, для них важны бережливость и благотворительность.
  9. Интегрированные — зрелые, проявляют индивидуальность, фокусируются на собственных ценностях.

Позже модель неоднократно перерабатывали, поэтому в некоторых источниках есть упоминания о разных названиях улучшенной модели — VALS 2, модифицированный VALS, просто VALS. Суть везде одна.

Всех потребителей по VALS 2 делят на три больших класса — в зависимости от их принципов, статуса и желания самовыражения. А уже эти группы делят на категории, в зависимости от личностных ценностей и жизненных ситуаций.

  • Реализующие (Actualizers). У этих людей изобилие ресурсов. Эта категория покупателей удовлетворена жизнью, ценит порядок и ответственность, вдумчиво выбирает товары, ориентируясь не столько на цену, сколько на реализацию потребности.
  • Выполняющие (Fufilleds). Это консервативные граждане, у них немного ресурсов, они предпочитают устоявшиеся бренды с историей, возможно, локальные.
  • Экспериментаторы (Experiencers). Преуспевающие люди с избыточными ресурсами, которые готовы много и активно потреблять. Хотят всего самого лучшего. Не интересуются политикой.
  • Достигающие (Achievers). Успешные люди, которые ориентированы на карьеру. Они предпочитают хорошие и известные марки, подчеркивающие престиж владельца.
  • Консерваторы (Believers). Приверженцы традиций, их основные ценности: семья, церковь, дети, общество, патриотизм.
  • Старающиеся (Strivers). Неуверенные в себе люди, с ограниченным ресурсом, предпочитают стильные товары, стараются походить на богатых людей, несмотря на недостаток денег.
  • Мейкеры (Makers). Создатели, равнодушны к материальным подтверждениям статуса, стремятся к самодостаточности.
  • Нуждающиеся (Strugglers). Люди с ограниченным количеством ресурсов, пассивные, предпочитающие дешевые и знакомые бренды.

Существуют и другие типологии, которые помогают разобраться в ценностях и принципах жизни потребителей. Например, сейчас активно используется концепция изучения пользователей интернета. Их разделяют на группы в зависимости от опыта использования сети, позитивного или негативного настроя к новшествам, предпочтения к поиску новых ресурсов или консервативному подходу, когда пользователи сидят на одних и тех же сайтах.

Как собирают психографические данные

Для сбора данных о тех, кто уже купил, или о рынке в целом, используют обычные маркетинговые инструменты:

  • фокус-группы;
  • открытые опросы;
  • аналитики веб-сайтов;
  • отслеживание поведения пользователей на сайте или в приложении;
  • глубинные интервью.
За полноценным психографическим анализом стоит обращаться в компании, которые специализируются на таких исследованиях. Они могут применять специальное программное обеспечение, например, лингвистические словари, с помощью которых анализируют содержание социальных сетей или определенных сайтов.

Как использовать психографику

Если бизнесу важно определить категории клиентов, которые ему интересно привлекать, то есть несколько способов использования психографики.

  • Продумайте tone of voice бизнеса — учитывая предпочтения потребителей, стоит искать комфортный для них язык коммуникации. Например, если аудитория бренда склонна к поискам самовыражения и экспериментам, вряд ли стоит использовать канцеляризмы.
  • Проработайте рекламные таргетированные кампании — в том же VK можно настраивать рекламу с фильтрацией аудитории по интересам.
  • Используйте эмоциональные триггеры в рекламе. Зная особенности характера покупателей, можно создавать уникальные креативы.

Основная цель психографики — понять, что хотят потребители от любых продуктов в целом. Это дает возможность улучшать конверсии воронки продаж, совершенствовать философию бренда и маркетинговую упаковку продукта.

Все для бухгалтера в экосистеме Контур

Обучение, ведение учета, сдача отчетности, сверки по НДС, проверка контрагентов, ЭДО и многое другое

Получите персональную консультацию!

Оставьте заявку в форме ниже, наши специалисты свяжутся с вами, расскажут о сервисах и действующих акциях:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Источник: Контур.Журнал

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году