Подотчет, командировки

Документы и отчетность после командировки

Организация командировки – это большой и многоуровневый процесс, в котором задействованы многие сотрудники компании. Один из ключевых аспектов любой служебной поездки – подготовить и сохранить необходимый комплект документов. Рассмотрим порядок документирования в статье.
Документы и отчетность после командировки
Иллюстрация: Smartway

Документы до командировки

Пакет документов, подтверждающих направление сотрудника в служебную поездку обширен. Подготовка и оформление документов начинается до начала командировки. А большинство составляемых документов потребуются и после возвращения сотрудника. Отсутствие одного или нескольких обязательных документов является не только налоговым риском, но и нарушением кадрового документооборота.

Первый документ – это заявка на командировку, в которой описывается какие задачи, где и в какие сроки должен выполнить командированный сотрудник. С точки зрения законодательства этот документ не обязателен, однако он может служить основанием для составления приказа о направлении в командировку и служит ценным источником информации для управленческого учета. Заявка может оформляться в виде служебной записки, в которой заполняются личные данные сотрудника, дата начала и окончания командировки, место выполнения поставленных задач.

Приказ о направлении в командировку является обязательным документом, который потребуется для обоснования расходов в налоговом учете. Этот документ может оформлен по типовой форме Т-9 или иным шаблоном, который разработала компаниям для внутреннего использования. В документе необходимо указать подробные реквизиты организации-работодателя, данные о сотруднике, место командирования, длительность служебной поездки и ее цель. Приказ должен быть завизирован руководителем компании (его представителем) и сотрудником, направляемым в командировку (при ознакомлении с приказом).

Если командировка или проезд в место назначения выпадают на выходной день, потребуется оформить согласие сотрудника на работу в выходные дни.

Важно иметь в виду: отправить в командировку, период которой включает выходные дни, можно не всех. В частности, беременных женщин привлечь к работе в выходные запрещено законодательно, этого не получится сделать даже с согласия сотрудницы.

До начала командировки также потребуются документы, подтверждающие выплату (перечисление) денежных средств для покупки услуг в командировке (например, оплаты гостиницы наличными) и получение суточных. В зависимости от формы выплаты это могут быть кассовые ордера или платежные поручения в банк. Этот вид документов потребуется для бухгалтерского учета и контроля кассовых операций. Дополнительно: они будут подтверждать своевременность всех переводов сотруднику.

Иные документы, связанные со служебной поездкой сотрудника, оформляются в добровольном порядке. Формы и содержание могут быть утверждены локальными актами работодателя.

Например, для дополнительной информации и сбора статистических данных для будущего планирования бюджета командировок может дополнительно оформляться служебное задание.

Документы после командировки

Перечень документов, оформляемых после окончания служебной поездки, определяется особенностями конкретной командировки. Рассмотрим примерный список документов, которые могут служить подтверждением совершения поездки.

Посадочные талоны или железнодорожные билеты подтверждают факт поездки авиа или ж/д транспортом. Не имеет значение в какой форме были оформлены билеты – в бумажной или электронной, в обоих случаях их можно принять к учету. Бумажные документы необходимо хранить вместе с другими оформленными документами по командировке. Данные в электронной форме также необходимо сохранять в качестве подтверждения расходов для налоговой службы.

На платформе Smartway сотрудники вашей компании могут самостоятельно бронировать билеты и отели, менять параметры бронирования или отменять поездки за пару кликов.

В качестве подтверждения проживания в гостинице подойдут документы, полученные от места размещения. Это может быть договор, счет, акты, документы оплаты и иная документация. К ним применяются общие требования к оформлению бухгалтерских документов: наличие обязательных реквизитов, в том числе подписей. Отсутствие этих документов является препятствием для признания командировочных расходов в бухгалтерском и налоговом учете компании.

Дополнительные документы, подтверждающие расходы в командировке. Эти расходы должны быть строго служебными, т. е. направленными на выполнение задач, поставленных перед сотрудником на время поездки. Аналогично другим видам первичных документов, они должны содержать все обязательные данные для бухучета и быть оформлены либо в бумажном, либо в электронном виде.

Примерами дополнительных расходов в командировках могут служить:

  1. Дополнительные услуги гостиницы (химчистка, стирка, доставка багажи и иные).
  2. Упаковка багажа, оплата перевеса ручной клади.
  3. Выбор места в салоне самолета.
  4. Аренда машины с помощью сервисов каршеринга.

Важно отметить, что дополнительные расходы должны быть оформлены со всей тщательностью, т. к. налоговые инспекторы при проверке обоснованности включения командировочных расходов в расчет налогов внимательно оценивают документы, подтверждающие затраты. Исходя из повышенного интереса ИФНС, бухгалтер при получении документов должен проводить дополнительный контроль возможности принятия каждого учетного документа.

Если в период командировки или после ее окончания часть документов, подтверждающих затраты, была утеряна, компания обязана предпринять все доступные шаги для восстановления документов. Возможны следующие варианты:

  1. Запросить копии документов у контрагентов, в частности – у гостиницы.
  2. Заказать справки у перевозчиков. Например, авиакомпании выдают электронные документы, подтверждающие поездку.
  3. Получить банковские выписки по операциям, связанным с командировками.
  4. Составить служебную записку с подробными данными о проживании/проезде с описанием причин утраты документов.

Оформление авансового отчета

Авансовый отчет – это важнейший документ, подтверждающий факт служебной поездки и понесенные в ней расходы. В отчете содержатся сведения о суммах, выданных под отчет, расходах, осуществленных в рамках поездки, и остатке неизрасходованных сумм (или их перерасходе). Документ должен оформляться штатными сотрудниками компании (ИП). При этом сам индивидуальный предприниматель не должен составлять его, т.к. имеет право распоряжаться денежными средствами с расчетного счета на свое усмотрение.

Важный аспект составления авансового отчета: если командировка отменяется и сотрудник не успел получить никаких выплат, отчитываться о расходах не требуется. Аналогичное правило действует, если сотрудник в полном объеме вернул денежные средства полученные под отчет – авансовый отчет не составляется.

Официального, обязательного к применению, бланка авансового отчета не установлено. Шаблон этого документа компания (ИП) может разработать самостоятельно с учетом отраслевых и иных особенностей вашего бизнеса. Разработанный корпоративный шаблон отчета должен содержать все необходимые реквизиты бухгалтерских документов. При этом можно применять унифицированную форму АО-1.

Срок составления и представления авансового отчета устанавливается организацией в локальных актах. Например: в положении о подотчетных лицах или в положении о командировках. В локальном акте можно закрепить и форму авансового отчета (если в организации применяет самостоятельно разработанный шаблон этого документа).

Во внутренних регламентах можно установить обязанность подотчетного лица составлять промежуточные авансовые отчеты, например, при направлении в длительные командировки. Это позволит своевременно отражать в расходах затраты, связанные со служебными поездками. Дополнительная возможность для компании – выдавать деньги подотчет, даже если работник еще не отчитался по предыдущей командировке. Если сотрудник не нарушает сроки представления авансовых отчетов, то санкций от контролирующих органов не последует.

Smartway поможет решить проблемы удаленного взаимодействия с командированными сотрудниками. Работники могут заказывать билеты и бронировать жилье с помощью мобильного приложения, а руководство и бухгалтерия может в любой момент проконтролировать расходы и вовремя получить все необходимые первичные документы.

Попробуйте Smartway бесплатно

Демо-версия сервиса с экскурсией по нему от нашего специалиста.

Оставьте заявку и получите доступ!

Укажите ваши контакты, наш специалист свяжется с вами и покажет, как работает Smartway.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

1
  • fkmrf123

    Время после закрытия своего ИП прошло уже достаточно много и хотелось бы услышать от просвещенных: "А какие документы в настоящее время ИП должен формировать для своей отчетности? " и в частности как перечисленная волокита с бумагами типа всяких "Приказов" на самого себя?

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
14
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

1
Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Интересные материалы

Счета-фактуры

В рознице не надо выставлять счета-фактуры

Розничным покупателям выдают кассовый чек с НДС, а не счет-фактуру.