«Имя» коммерческой компании защищается законом. Законодательно оно закреплено под понятием «фирменное наименование».
Фирменное наименование — это то наименование, под которым компания выступает в гражданском обороте, оно фиксируется в учредительных документах и отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Фирменное наименование состоит из двух частей:
первая — из указания на организационно-правовую форму (например, АО, ООО и т.д.);
вторая — из собственно наименования компании.
В фирменном наименовании не допускается, чтобы:
наименование компании состояло только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК);
наименование включало официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований, наименования органов государственной власти и органов местного самоуправления, наименования общественных объединений (п. 4 ст. 1473 ГК);
наименование содержало обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (п. 4 ст. 1473 ГК);
в отсутствие соответствующего разрешения в наименование было включено «Российская Федерация» или «Россия», а также производные слова от них (п. 4 ст. 1473 ГК) и т.д.
С момента, когда фирменное наименование включено в ЕГРЮЛ, компания приобретает право на него: может использовать любыми способами (например, указывать на вывесках, документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет») или защищать от неправомерных действий третьих лиц.
При этом в отличие от других объектов интеллектуальной собственности таких как, например, программы для ЭВМ, товарные знаки, промышленные образцы, фирменным наименованием нельзя распорядиться: полная передача по договору об отчуждении или временная по лицензионному договору недопустима.
Наряду с этим есть еще одно важное ограничение, которое обладает особым практическим интересом. Так, коммерческая организация не может использовать в своем фирменном наименовании наименование, которое ранее уже было придумано другой компанией и внесено в ЕГРЮЛ и применяется в аналогичной сфере деятельности.
Причем такой запрет устанавливается не только в отношении таких же (тождественных) обозначений, но и сходных. Сходство, в частности, определяется наличием одинаковых словесных частей. Например, в одном из дел суд признал сходными названия «ООО «СКП» с «ООО «ЮК «СКП» (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.04.2024 № С01-469/2024 по делу № А40-150027/2023).
При нарушении такого запрета правообладатель может потребовать:
прекратить использование или изменить фирменное наименование (выбор лежит на потенциальном «нарушителе»);
возместить ему причиненные убытки.
Для того, чтобы его требования были удовлетворены, правообладатель должен доказать, что:
его наименование ранее было внесено в ЕГРЮЛ;
наименования компаний тождественны или схожи;
наименования правообладателя и потенциального «нарушителя» фактически используются в аналогичных сферах деятельности. На практике эти обстоятельства доказываются через сравнение ОКВЭД, а также анализа договоров поставки, подряда, услуг, актов приема-сдачи, выполненных работ, оказанных услуг, договоров аренды нежилых помещений, лицензий и т.д.
При наличии у правообладателя необходимых доказательств позиционирование на рынке компании-двойника претерпит изменения, что предотвратит возможные риски добросовестной компании и сохранит ее доброе имя.
Задайте свой вопрос РОКА «Советник» — ведущим специалистам в области права
Первая консультация бесплатно, подключаемся на любой стадии:
Реклама: Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник», ИНН: 6164267188, erid: LjN8KLtok
Начать дискуссию