«Холодные» звонки — вне закона
Строго говоря, да. Более того, 17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП (оформлены законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ), которыми повышен размер штрафов за спам-звонки. Спам-звонки общего плана могут обойтись теперь до 1 млн руб. Если звонки содержат недостоверную рекламу микрозаймов, а это любая рекламная информация о продукте, не разъясняющая до конца условия и не содержащая всех данных о нем — то штрафы могут составить до 1,6 млн руб.
Эти санкции могут последовать не только за звонки, но и за распространение информации по электронной почте, в мессенджерах и вообще по сетям электросвязи (ст. 18 закона о рекламе).
Так что не только «холодные» звонки, но и вообще все директ-мейл-рассылки могут принести своим заказчикам и организаторам крупные штрафы.
Напомним, что запрещены также автодозвоны и авторассылки, то есть распространение рекламы без участия человека. Недопустимо также сначала доводить до пользователя рекламу, а уже потом — запрошенную им справку (например, о состоянии баланса, п. 3 ст. 18 закона о рекламе, постановление ФАС Уральского округа от 03.08.2012 № Ф09-5620/12). Время рекламных сообщений не должно включаться во время, оплачиваемое абонентом (п. 4 ст. 18 закона о рекламе).
А если абонент согласен
Для распространения рекламы необходимо заранее получить согласие абонента (адресата), то есть лица, на номер или е-мейл которого высылаются предложения.
Согласие должно быть получено в форме, достаточной для идентификации и подтверждения волеизъявления (п. 15 постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58).
Конкретную форму согласия закон о рекламе не устанавливает. Оно может быть выражено, например, путем отметки соответствующего чек-бокса — «Согласен» или «Не согласен» (постановление АС Уральского округа от 12.10.2017 по делу № А60-63378/2016), или подписанием отдельного согласия на получение рекламы (на целесообразность такого метода указали ЦБ и ФАС, см. информационное письмо от 06.09.2021 № ИН-06-59/70, № АК/75514/21). Если, например, абонент:
просто купил дисконтную карту (решение АС Свердловской области от 13.08.2015, дело № А60-22112/2015);
когда-то был клиентом рекламодателя, и е-мейл попал в базу (решение того же АС от 25.04.2024, дело № А60-3961/2024);
указал номер телефона, чтобы совершить перевод денег (решение АС Свердловской области от 05.05.2016, дело № А60-11547/2016),
то это не дает оснований полагать, что он дал согласие на получение рекламы. Подведем итог: автодозвоны, авторассылки, массовые «холодные» звонки и прочий директ-мейл без согласия абонента недопустимы.
Эксперты АКГ «Созидание и Развитие» оказывают услуги по юридическому сопровождению бизнеса и помогают решить сложные спорные вопросы, в том числе по вопросам безопасных рекламных кампаний
Размеры штрафов: было и стало
Ранее в КоАП не было отдельной статьи, посвященной именно спам-звонкам и электронным посланиям. За такие действия штрафовали по «общей» ч. 1 ст. 14.3 КоАП, как за нарушение законодательства о рекламе. Как обстоят дела теперь — смотрите Таблицу 1.
Таблица 1
Нарушитель | До 17.04.2024, руб. | После 17.04.2024, руб. |
Гражданин | 2000–2500 | 10 000–20 000 |
Должностное лицо | 4000–20 000 | 20 000–100 000 |
Юридическое лицо | 100 000–500 000 | 30 000–1 000 000 |
Рост «цен» на недобросовестную рекламу микрозаймов отражен в Таблице 2.
Таблица 2
Нарушитель | До 17.04.2024, руб. | После 17.04.2024, руб. |
Должностное лицо, ИП | 20 000–50 000 | 40 000–100 000 |
Юридическое лицо | 300 000–800 000 | 600 000–1 600 000 |
Кто фиксирует нарушения и штрафует
Как и прежде — органы ФАС. Сигналом для проведения проверки могут стать не только жалобы абонентов, но и сообщения конкурентов, а равно и собственная проверка, проведенная экспертом ФАС. Срок давности по данным нарушениям составляет год.
Итак, необходимо отбирать персонифицированные (с указанием Ф.И.О.) согласия на рассылки, рекламные звонки, следить за тем, чтобы у абонента была возможность отказаться / не соглашаться.
Все полученные согласия должны храниться на собственных российских серверах (ст. 18 закона о персональных данных) или в бумажном виде.
Чтобы не получить вместо новых клиентов штрафы за спам, проконсультируйтесь у экспертов АКГ «Созидание и Развитие». Организовывайте рекламные кампании в строгом соответствии с законом!
Вашему бизнесу нужна юридическая помощь?
Помогаем в решении сложных задач!
Запишитесь на консультацию
Реклама: ООО «Созидание и Развитие», ИНН: 7729407083, erid: LjN8KJAMj
Начать дискуссию