Электронные подписи

Главные вопросы от бухгалтеров про электронные подписи

Электронная подпись в 2023 году уже стала неотъемлемым инструментом практически каждого бухгалтера. С ее помощью отправляют отчетность в налоговую, заключают сделки и оформляют сотрудников. Мы ответим на самые частые вопросы бухгалтеров, связанные с электронными подписями.
Главные вопросы от бухгалтеров про электронные подписи
Иллюстрация: reepik/freepik

Что такое электронная подпись и зачем она нужна

Электронная подпись (ЭП) – это цифровой аналог личной подписи человека, который нужен для того, чтобы удостоверить тот или иной электронный документ. Выглядеть такая подпись может как символьный или цифробуквенный набор, либо как штамп с печатью, а в определенных случаях и вообще являться невидимой для всех, кроме специальных устройств.

Самая главная функция электронной подписи – подтвердить то, что автором конкретного электронного документа является конкретное лицо. В некоторых случаях ЭП может удостоверять тот факт, что в данный электронный документ никто не вносил изменений с того момента, как он был подписан.

Какие виды электронных подписей существуют

Закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ об электронной подписи выделяет три вида подписей:

  • Простая электронная подпись (ПЭП).

  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП).

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Простая электронная подпись имеет силу собственноручной, если об этом заключено специальное соглашение между соответствующими участниками электронного документооборота. Пример такой подписи, знакомый каждому – это логин и пароль, которые вводятся при входе на тот или иной сайт.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись подходит для внутреннего оборота документов компании (приказов, распоряжений, документов по кадрам), а также для обмена электронными документами между контрагентами в области b2b. К ним, в частности, можно отнести счета-фактуры, договоры, различные акты и т.д. Но, чтобы использовать УНЭП наравне с бумажной подписью, также нужно соответствующее соглашение сторон.

Обратите внимание: согласно письму Минфина № 03-03-06/1/23591 от 04.04.2019, если речь идет о сдаче «первички», то закон допускает применение абсолютно любого вида электронных подписей. Будучи подписаны таким образом, документы бухгалтерского и налогового учета имеют такую же юридическую силу, как если бы бухгалтер собственноручно завизировал их бумажные экземпляры.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – наиболее надежный вид электронной подписи. В отличие от предыдущих, здесь сторонам не нужно заключать соглашение о том, чтобы УКЭП имела такую же силу, как подпись на бумаге. Это происходит автоматически в силу предписания закона.

Именно УКЭП нужна бухгалтеру, чтобы сдавать электронную отчетность в контролирующие органы (налоговые инспекции, Соцфонд, Росстат, Центробанк, Росалкогольрегулирование, ФТС и др.), участвовать в электронных торгах либо работать с государственными информсистемами (например, «Честный ЗНАК» или ЕГАИС).

С помощью Такском можно получить электронную подпись для сдачи отчетности, удовлетворяющую всем действующим стандартам. А при оплате онлайн имеется возможность заказать срочный выпуск ЭП – тогда ее оформят всего за 30 минут.

В чем главное отличие квалифицированной электронной подписи

На самом деле их несколько. Во-первых, выдавать ее могут только удостоверяющие центры ФНС или доверенные лица УЦ ФНС, и никто больше.

Во-вторых, УКЭП записывается на специальный носитель, который называется токеном. Это устройство позволяет использовать электронную подпись на разных ПК.

В-третьих, ключ проверки УКЭП записывается в специальном сертификате, структура которого утверждена приказом ФСБ от 27.12.2011 № 795. Этот сертификат может быть как электронным, так и бумажным – но его необходимо иметь в любом случае.

Использование УКЭП невозможно без установленной на ПК специальной программы – КриптоПро CSP с лицензией. Она обеспечивает проверку электронной подписи и юридическую значимость электронных документов.

Где и как можно получить квалифицированную электронную подпись в 2023 году

Это зависит в первую очередь от того, кто ее получает:

  • Руководители организаций и ИП могут получить УКЭП абсолютно бесплатно в УЦ ФНС или у доверенных лиц УЦ ФНС.

  • Если речь идет о государственном или муниципальном органе власти или организации, которая ему подведомственна, то за подписью нужно будет идти в УЦ Федерального казначейства.

  • Кредитные и финансовые организации, а также операторы платежных систем получают свои подписи через удостоверяющий центр Центрального банка.

Чтобы получить усиленную квалифицированную подпись, нужно обратиться в удостоверяющий центр ФНС или доверенное лицо УЦ ФНС. Чтобы заказать подпись, достаточно заполнить соответствующее заявление, после чего приложить к нему необходимые документы: как правило, это паспорт и СНИЛС.

По окончании проверки всех документов вы получите ключ электронной подписи, ключ ее проверки и сертификат ключа проверки УКЭП.

Получите электронную подпись для сдачи отчетности в контролирующие органы через интернет в Такском. Вы можете дополнительно приобрести лицензированную программу КриптоПро CSP.

Должен ли главный бухгалтер специально получать для себя отдельную УКЭП

Напомним, что до 1 сентября 2023 года действует переходный период, в который сотрудник, в том числе и бухгалтер, может подписывать документы двумя способами:

  • Первый способ – с помощью КЭП юридического лица, полученной на сотрудника организации. Сертификат включает сведения о компании и самом работнике.

  • Второй способ – с помощью личной подписи работника (физического лица) с приложением машиночитаемой доверенности (МЧД).

После 31 августа 2023 года подписывать документы можно будет только с помощью УКЭП руководителя или электронной подписи физлица с приложением МЧД.

Физлицо – сотрудник организации или ИП может получить электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ).

АУЦ Такском предлагает широкий выбор ЭЦП, основными преимуществами которых являются доступная цена, быстрый срок изготовления и надёжность.

Закон № 63-ФЗ указывает на то, что использовать электронную подпись легальным образом может только владелец. Например, именно на нем лежит обязанность обеспечить безопасность и конфиденциальность ключей проверки своей электронной подписи.

И кроме того, это дополнительная гарантия безопасности для самого руководителя – ведь если с помощью его подписи бухгалтер или главный бухгалтер совершит какое-либо мошенничество или иное преступление, то вся ответственность по закону ляжет на того, кому выдана подпись (т.е. директора либо гендиректора).

Важный момент: если в компании отчетностью занимается несколько бухгалтеров, то каждому из них лучше всего оформить отдельные ЭП в рамках собственных полномочий. Таким образом, один из них сможет, например, подписывать документы касательно НДС, а другой – документы отчетности (бухгалтерский баланс, налоговые декларации и отчетность по сотрудникам).

Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД) и в чем ее особенности

Машиночитаемая доверенность – это цифровая доверенность, которая заверена электронной подписью руководителя организации и дает право ее сотруднику представлять юрлицо, используя свою собственную ЭП.

Необходимость введения машиночитаемой доверенности связана именно с тем, что теперь все сотрудники по закону получают электронные подписи только как физические лица, без привязки к компании-работодателю.

Таким образом, если, например, бухгалтер перешел из одной компании в другую, то ему не придется оформлять себе новую электронную подпись. Особенно это актуально для бухгалтеров на аутсорсе, которые могут работать в нескольких организациях сразу.

Оформите электронную подпись в Такском штатным сотрудникам компании, например, бухгалтерам и кадровикам, а также внештатным работникам – бухгалтерам на аутсорсе, налоговым представителям, таможенным брокерам и временным управляющим.

Как верно заполнить платёжку по единому налоговому платежу?

Забирайте статью-подсказку бесплатно

Заполните форму ниже, отправим статью на ваш e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «ТАКСКОМ», ИНН 7704211201, erid: LjN8JyNp2

Начать дискуссию

Отпуска

Роструд: как оплачивать день отзыва из отпуска — как отпуск или работу?

День непосредственного отзыва с отпуска или отдыха относится к рабочему времени независимо от того, в какое время суток сотрудник был вызван на работу.

Пенсии

Социальный фонд: размер накопительных пенсий вырастет с 1 августа

Накопительные пенсии увеличат на 7%. По программе софинансирования пенсионных накоплений выплаты вырастут на 6,92%.

Бесплатно с Налоговые требования

Ответ на требования ФНС: сроки, документы и ответственность. Конспект вебинара с видео и тестированием

В последнее время бухгалтеров заваливают требованиями по НДФЛ, а также вопросами, касающимися работы индивидуальных предпринимателей. Несмотря на сезон отпусков, лето становится активной порой для общения с налоговой и составления ответов на требования.

Ответ на требования ФНС: сроки, документы и ответственность. Конспект вебинара с видео и тестированием

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как в 2025 году без рисков работать с самозанятыми

Сотрудничество с самозанятыми находится под пристальным вниманием ФНС и Минтруда. Они следят за тем, чтобы работодатели не скрывали под договорами ГПХ фактически трудовые отношения.

Как логистика повлияет на цены в конце 2024 года

Зима близко… А значит, скоро наступит «жаркий» сезон в ритейле. Что нас ждет зимой 2024/2025 и стоит ли покупать зеленый горошек уже сегодня, рассказал Юрий Коробейников, директор по продажам федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».

Зарплата

Долги по заработной плате за год сократились на 42%

Работодатели не выплатили сотрудникам больше 326 млн рублей. Чаще всего зарплату задерживают из-за отсутствия собственных средств у компании.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минфин хочет пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами

Власти принимают предложения от бизнеса по пересмотру СИДН.

НДФЛ

Платит ли работодатель НДФЛ при погашении кредита за работника

Минфин разъяснил вопрос с НДФЛ при погашении работодателем в качестве поручителя за работника суммы долга и процентов по потребительскому кредиту.

Первичные документы

Как исправлять ошибки в первичных документах, чтобы не было проблем с контрагентами и ФНС

Работу с документами регламентирует закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — отдельная 9 статья. Кроме того, приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н утвержден отдельный стандарт — ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Рассмотрим, что относится к ошибкам в первичных документах, зачем и как их корректно исправлять, учитывая стандарты нормативно-правовых актов.

Как исправлять ошибки в первичных документах, чтобы не было проблем с контрагентами и ФНС

ФНС объяснила нюансы, как сформировать корректировочный счет-фактуру

Если из-за корректировки цены и сокращения числа отгруженных товаров меняется их стоимость, нужно составить корректировочный счет-фактуру.

🧠Мозгонапрягатель. Литературный

Давайте вспомним литературную классику.

🧠Мозгонапрягатель. Литературный
Проверки

Роспотребнадзору разрешат проводить выездные проверки общепита

Компании общепита и ретейла не смогут вести деятельность, если не уведомят Роспотребнадзор о начале своей работы. Отменят мораторий на выездные проверки службы.

Власти определились с приложениями, которые должны быть предустановлены в смартфонах

С 2025 года смартфоны будут продаваться с 19 предустановленными приложениями. На компьютерах обязательно должен быть браузер, офисный софт и антивирус.

НДФЛ

Введут правила налогообложения при покупке долей в российских ООО по номинальной стоимости

При покупке доли в ООО по номинальной стоимости, которая отличается от стоимости чистых активов, расчет налогового бремени покупателя будет происходить по данным бухгалтерской отчетности ООО.

Минфин: инвестиционный вычет будут предоставлять по единым правилам

Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) не будет ограничен конкретными проектами или компаниями. Его налогоплательщики смогут получить по единым правилам. Их установят после утверждения объемов финансирования.

Основные изменения по УСН в 2024 году уже в обновленном курсе «Главный бухгалтер на УСН». Записывайтесь — старт потока 1 августа!

Мы следим за тем, как меняется законодательство и оперативно обновляем информацию в наших курсах. В 2024 году появились новые лимиты по УСН, новая декларация, новая КУДиР, из обихода вышли платежки со статусом 02 — вместо них бухгалтеры сдают уведомления по ЕНП.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

В личных кабинетах ФНС перестала обновляться информация и не формируются электронные подписи + опрос

Пользователи не могут увидеть актуальную информацию о своем сальдо ЕНС.

2
УСН

Что будет, если недоплатить аванс по УСН: последствия

При объекте УСН «доходы» все поступления на счет налоговикам видны. При объекте «доходы минус расходы» расчет налоговой базы более сложный: ИФНС не может сама детализировать расходы упрощенца, поэтому не видит недоплату аванса.

ФНС считается с позицией судов по дроблению бизнеса

К участию в предпринимательской деятельности можно привлекать родственников, но нельзя их вовлекать в бизнес ради налоговой оптимизации.

1

Интересные материалы

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 7

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен налогоплательщикам и элементам налогообложения.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 7