Электронные подписи

Главные вопросы от бухгалтеров про электронные подписи

Электронная подпись в 2023 году уже стала неотъемлемым инструментом практически каждого бухгалтера. С ее помощью отправляют отчетность в налоговую, заключают сделки и оформляют сотрудников. Мы ответим на самые частые вопросы бухгалтеров, связанные с электронными подписями.
Главные вопросы от бухгалтеров про электронные подписи
Иллюстрация: reepik/freepik

Что такое электронная подпись и зачем она нужна

Электронная подпись (ЭП) – это цифровой аналог личной подписи человека, который нужен для того, чтобы удостоверить тот или иной электронный документ. Выглядеть такая подпись может как символьный или цифробуквенный набор, либо как штамп с печатью, а в определенных случаях и вообще являться невидимой для всех, кроме специальных устройств.

Самая главная функция электронной подписи – подтвердить то, что автором конкретного электронного документа является конкретное лицо. В некоторых случаях ЭП может удостоверять тот факт, что в данный электронный документ никто не вносил изменений с того момента, как он был подписан.

Какие виды электронных подписей существуют

Закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ об электронной подписи выделяет три вида подписей:

  • Простая электронная подпись (ПЭП).

  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП).

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Простая электронная подпись имеет силу собственноручной, если об этом заключено специальное соглашение между соответствующими участниками электронного документооборота. Пример такой подписи, знакомый каждому – это логин и пароль, которые вводятся при входе на тот или иной сайт.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись подходит для внутреннего оборота документов компании (приказов, распоряжений, документов по кадрам), а также для обмена электронными документами между контрагентами в области b2b. К ним, в частности, можно отнести счета-фактуры, договоры, различные акты и т.д. Но, чтобы использовать УНЭП наравне с бумажной подписью, также нужно соответствующее соглашение сторон.

Обратите внимание: согласно письму Минфина № 03-03-06/1/23591 от 04.04.2019, если речь идет о сдаче «первички», то закон допускает применение абсолютно любого вида электронных подписей. Будучи подписаны таким образом, документы бухгалтерского и налогового учета имеют такую же юридическую силу, как если бы бухгалтер собственноручно завизировал их бумажные экземпляры.

Усиленная квалифицированная электронная подпись – наиболее надежный вид электронной подписи. В отличие от предыдущих, здесь сторонам не нужно заключать соглашение о том, чтобы УКЭП имела такую же силу, как подпись на бумаге. Это происходит автоматически в силу предписания закона.

Именно УКЭП нужна бухгалтеру, чтобы сдавать электронную отчетность в контролирующие органы (налоговые инспекции, Соцфонд, Росстат, Центробанк, Росалкогольрегулирование, ФТС и др.), участвовать в электронных торгах либо работать с государственными информсистемами (например, «Честный ЗНАК» или ЕГАИС).

С помощью Такском можно получить электронную подпись для сдачи отчетности, удовлетворяющую всем действующим стандартам. А при оплате онлайн имеется возможность заказать срочный выпуск ЭП – тогда ее оформят всего за 30 минут.

В чем главное отличие квалифицированной электронной подписи

На самом деле их несколько. Во-первых, выдавать ее могут только удостоверяющие центры ФНС или доверенные лица УЦ ФНС, и никто больше.

Во-вторых, УКЭП записывается на специальный носитель, который называется токеном. Это устройство позволяет использовать электронную подпись на разных ПК.

В-третьих, ключ проверки УКЭП записывается в специальном сертификате, структура которого утверждена приказом ФСБ от 27.12.2011 № 795. Этот сертификат может быть как электронным, так и бумажным – но его необходимо иметь в любом случае.

Использование УКЭП невозможно без установленной на ПК специальной программы – КриптоПро CSP с лицензией. Она обеспечивает проверку электронной подписи и юридическую значимость электронных документов.

Где и как можно получить квалифицированную электронную подпись в 2023 году

Это зависит в первую очередь от того, кто ее получает:

  • Руководители организаций и ИП могут получить УКЭП абсолютно бесплатно в УЦ ФНС или у доверенных лиц УЦ ФНС.

  • Если речь идет о государственном или муниципальном органе власти или организации, которая ему подведомственна, то за подписью нужно будет идти в УЦ Федерального казначейства.

  • Кредитные и финансовые организации, а также операторы платежных систем получают свои подписи через удостоверяющий центр Центрального банка.

Чтобы получить усиленную квалифицированную подпись, нужно обратиться в удостоверяющий центр ФНС или доверенное лицо УЦ ФНС. Чтобы заказать подпись, достаточно заполнить соответствующее заявление, после чего приложить к нему необходимые документы: как правило, это паспорт и СНИЛС.

По окончании проверки всех документов вы получите ключ электронной подписи, ключ ее проверки и сертификат ключа проверки УКЭП.

Получите электронную подпись для сдачи отчетности в контролирующие органы через интернет в Такском. Вы можете дополнительно приобрести лицензированную программу КриптоПро CSP.

Должен ли главный бухгалтер специально получать для себя отдельную УКЭП

Напомним, что до 1 сентября 2023 года действует переходный период, в который сотрудник, в том числе и бухгалтер, может подписывать документы двумя способами:

  • Первый способ – с помощью КЭП юридического лица, полученной на сотрудника организации. Сертификат включает сведения о компании и самом работнике.

  • Второй способ – с помощью личной подписи работника (физического лица) с приложением машиночитаемой доверенности (МЧД).

После 31 августа 2023 года подписывать документы можно будет только с помощью УКЭП руководителя или электронной подписи физлица с приложением МЧД.

Физлицо – сотрудник организации или ИП может получить электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ).

АУЦ Такском предлагает широкий выбор ЭЦП, основными преимуществами которых являются доступная цена, быстрый срок изготовления и надёжность.

Закон № 63-ФЗ указывает на то, что использовать электронную подпись легальным образом может только владелец. Например, именно на нем лежит обязанность обеспечить безопасность и конфиденциальность ключей проверки своей электронной подписи.

И кроме того, это дополнительная гарантия безопасности для самого руководителя – ведь если с помощью его подписи бухгалтер или главный бухгалтер совершит какое-либо мошенничество или иное преступление, то вся ответственность по закону ляжет на того, кому выдана подпись (т.е. директора либо гендиректора).

Важный момент: если в компании отчетностью занимается несколько бухгалтеров, то каждому из них лучше всего оформить отдельные ЭП в рамках собственных полномочий. Таким образом, один из них сможет, например, подписывать документы касательно НДС, а другой – документы отчетности (бухгалтерский баланс, налоговые декларации и отчетность по сотрудникам).

Что такое машиночитаемая доверенность (МЧД) и в чем ее особенности

Машиночитаемая доверенность – это цифровая доверенность, которая заверена электронной подписью руководителя организации и дает право ее сотруднику представлять юрлицо, используя свою собственную ЭП.

Необходимость введения машиночитаемой доверенности связана именно с тем, что теперь все сотрудники по закону получают электронные подписи только как физические лица, без привязки к компании-работодателю.

Таким образом, если, например, бухгалтер перешел из одной компании в другую, то ему не придется оформлять себе новую электронную подпись. Особенно это актуально для бухгалтеров на аутсорсе, которые могут работать в нескольких организациях сразу.

Оформите электронную подпись в Такском штатным сотрудникам компании, например, бухгалтерам и кадровикам, а также внештатным работникам – бухгалтерам на аутсорсе, налоговым представителям, таможенным брокерам и временным управляющим.

Как верно заполнить платёжку по единому налоговому платежу?

Забирайте статью-подсказку бесплатно

Заполните форму ниже, отправим статью на ваш e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: ООО «ТАКСКОМ», ИНН 7704211201, erid: LjN8JyNp2

Начать дискуссию