С 2016 года на налоговый мониторинг добровольно перешли 26 организаций, среди них: участники групп «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Новатэк», «Норильский никель», а также компании «Аэрофлот», «ИнтерРАО», Банк «Национальный Клиринговый Центр», «Мегафон», «МТС» и др. В мероприятии также приняли участие представители компаний, которые рассматривают возможность перейти к этому способу взаимодействия с налоговыми органами.
Из 26 участников налогового мониторинга 14 выбрали в качестве способа взаимодействия предоставление налоговым органам удаленного доступа к своим системам бухгалтерской и налоговой информации, 12 участников предоставляют информацию по телекоммуникационным системам (ТКС).
«ТКС это некий переходный период, – отметил Даниил Егоров. – Если организация на первом этапе взаимодействия не готова предоставить удаленный доступ к системе учета, то мы предлагаем «витрину» – это специальное облачное хранилище, в котором организация публикует налоговую отчетность и расшифровку показателей декларации».
Такой подход позволяет налоговикам быстро и эффективно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика (для крупнейших налогоплательщиков - это в среднем 10 млн операций в квартал). Drill-down (то есть расшифровка) до каждой операции и просмотр сканов первичного документа в «витрине», позволяют кардинально трансформировать процесс налогового контроля и отказаться от истребования документов. В ближайшее время в Службе начнется работа по стандартизации способов информационного взаимодействия между плательщиком и налоговыми органами.
«Мотивированные мнения занимают отдельную нишу среди разъяснений Минфина России и информирования Службы о действующем налоговом законодательстве. Это уникальный продукт, - рассказал заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин. - Мы не рассматриваем их как инструмент широкого применения для всех налогоплательщиков. Каждый запрос требует тщательной проработки».
При направлении запроса важно, отметил он, чтобы налогоплательщик как можно более полно отразил свою позицию. Это позволяет качественно и аргументированно формировать налоговому органу свое мнение.
Анализ полученных запросов позволил выделить несколько категорий. Среди основных:
- запросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна;
- вопросы, ответы на которые зависят от наличия тех или иных документов у плательщика;
- общие вопросы методологического характера, не связанные с конкретными сделками;
- вопросы по конкретным операциям, последовательное совершение которых, обладает признаками получения необоснованной налоговой выгоды или необходимости применения положений статьи 54.1 Налогового кодекса.
За время работы организации направили в ФНС России 19 запросов на мотивированные мнения. По урегулированным позициям совокупная налоговая база составила 663 млрд рублей, т.е. в среднем по каждому мотивированному мнению налоговая база по урегулированным налоговым позициям – более 35 млрд руб., а сумма налога – около 7 млрд рублей.
Большинство возникающих у организаций вопросов связано с налогом на прибыль, пояснила заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова. «На сегодняшний день нет случаев невыполнения налогоплательщиками полученных мотивированных мнений налогового органа. В то же время у нас есть опыт проведения трех взаимосогласительных процедур, две из которых оставили мотивированное мнение налогового органа без изменения», - сказала она.
При подготовке к «круглому столу» Налоговая служба провела онлайн-опрос среди потенциальных участников налогового мониторинга о том, что является для них основным мотивом вступления, чего они ожидают от нового формата взаимодействия с налоговыми органами. Большинство организаций заявили, что мониторинг позволит им снизить налоговые риски через урегулирование спорных вопросов. В то же время, многие компании отмечают, что переход на налоговый мониторинг для них, прежде всего, возможность повысить престиж организации, подтвердив тем самым репутацию добросовестного налогоплательщика.
Комментарии
1А как он повышает. Я не понял. Каким образом?