Налог на имущество

Когда резидент территорий опережающего развития не получит льготу по налогу на имущество

21 сентября Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело № А50-5607/21, предметом которого стали льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Заявителю ООО «Чусовской завод по восстановлению труб» (далее – общество, резидент) было отказано в освобождении от налога на имущество. Суд посчитал, что льготируемое имущество создано вне связи со статусом резидента ТОСЭР.
Когда резидент территорий опережающего развития не получит льготу по налогу на имущество

21 сентября Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело № А50-5607/21, предметом которого стали льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Заявителю ООО «Чусовской завод по восстановлению труб» (далее – общество, резидент) было отказано в освобождении от налога на имущество. Суд посчитал, что льготируемое имущество создано вне связи со статусом резидента ТОСЭР.

Фабула дела

Общество являлось резидентом ТОСЭР и применяло освобождение от налога на имущество, предусмотренное в ст. 2 Закона Пермского края от 03.07.2017 № 108-ПК в отношении вновь созданных (приобретенных) объектов в рамках реализации инвестиционных проектов на территории ТОСЭР. Соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР было заключено 22.06.2017. Общество заявило льготу по зданию, по которому акт приемки законченного строительством объекта КС-11 был составлен 17.05.2017. Право собственности на объект было зарегистрировано 13.07.2017.

Налоговый орган не согласился с применением обществом освобождения, потому что объект основных средств возник ранее приобретения статуса резидента ТОСЭР. Резидент возражал против начислений на том основании, что имущество было зарегистрировано в ЕГРН после возникновения соответствующего статуса, а эксплуатироваться объект начал с 01.09.2017 после доукомплектования.

Позиция суда

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд принял решение в пользу налогового органа, руководствуясь следующим:

  • в соответствии с ПБУ 6/01 объект подлежит учету в составе основных средств в момент готовности и возможности использования для выполнения определенных задач, при условии, что его первоначальная стоимость сформирована;
  • согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № ВАС-4451/10, на необходимость учета объекта основных средств не влияет ни его фактическая эксплуатация, ни государственная регистрация права собственности;
  • поскольку постановка на учет объекта в качестве основного средства и введение его в эксплуатацию осуществлено заявителем до даты заключения инвестиционного соглашения, у общества отсутствует право на применение льготы.

Оценка Taxology

Момент завершения инвестиций имеет определяющее значение для применения мер стимулирования капитальных вложений. Например, в последнем Определении Верховного Суда РФ, где предметом рассмотрения стала пониженная ставка налога на прибыль согласно статье 1 Закона Саратовской области от 01.08.2007 № 131-ЗСО, обращается внимание на следующее:

«С учетом целевого предназначения льготы, как направленной на частичное освобождение от налогообложения прибыли, полученной от использования вновь построенных объектов, и приведенных положений правил бухгалтерского учета, для целей применения пониженной ставки налога значение в рассматриваемом случае должны иметь завершенные капитальные вложения, которые отражаются в бухгалтерском учете по окончании строительства соответствующих объектов, пригодных к эксплуатации и принятых в связи с этим к учету в качестве основных средств».

Представляется, что соображения Верховного Суда РФ по вопросу завершенности капитальных объектов актуальны и для льгот по налогу на имущество, предусмотренных для инвесторов.

Условие о создании имущества после приобретения инвестором определенного правового статуса часто устанавливается для применения льгот, которые установлены за осуществление капитальных вложений. В частности, такое требования в общем случае действует:

  • для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) согласно пп. 4 п. 1 ст. 25.8, п. 8 ст. 284.3 НК РФ;
  • для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048;
  • участников региональных инвестиционных соглашений и т. д.

В рассматриваемом случае Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь подходом, который устоялся еще со времен существования ВАС РФ, сделал вывод о возникновении облагаемого имущества с даты составления акта КС-11. Этот вывод применим и к другим аналогичным льготам по налогу на имущество. Поэтому инвесторам необходимо учитывать существенный риск налоговых претензий при использовании льгот в ситуации, когда отдельные документы о готовности объекта оформлялись до приобретения необходимого статуса.

В частности, представляется возможной ситуация, когда в поддержке инвестиционной деятельности будет отказано, если акт КС-11 оформлен до согласования инвестору необходимого статуса, а акт ОС-1 о вводе объекта в эксплуатацию составлен после возникновения права на меры стимулирования. Ведь даже когда акт ОС-1 оформлен с опозданием, имущество должно быть принято к учету как основное средство с момента пригодности к эксплуатации – то есть, при оформлении акта КС-11.

Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.

Ознакомиться с услугами по налоговым льготам

Начать дискуссию