Управленческие отчеты

ТОП отчетности для руководителя на разных этапах развития бизнеса

Правильная и своевременная отчетность — один из ключевых факторов успешного управления бизнесом. На разных этапах развития компании потребности в информации и типы отчетов меняются, отражая рост и усложнение бизнес-процессов. Рассмотрим, как отчетность для руководителя бизнеса эволюционирует в зависимости от этапов развития компании.

Этап 1. Начало бизнеса

На старте бизнеса процессы относительно просты, объемы данных невелики, и основной фокус делается на базовых показателях финансового состояния. Главная задача бизнеса — это доказать свою жизнеспособность. 

Руководителям важно понимать общую картину: насколько эффективен бизнес с точки зрения генерации дохода, контроля затрат и управления денежными потоками.

Основная отчетность на этапе запуска:

  • Выручка. Общий приход денег в компанию.

  • Затраты без разбиения по направлениям. Важно отслеживать все операционные расходы компании, такие как аренда, зарплаты, коммунальные услуги и прочие затраты, без деления на конкретные бизнес-направления.

  • Валовая прибыль. Этот показатель помогает оценить разницу между выручкой и затратами.

  • Дебиторская задолженность. Отчет по дебиторской задолженности помогает контролировать неоплаченные счета клиентов, что критично для управления денежными потоками на начальном этапе.

На данном этапе, достаточно будет иметь не сложные элементы автоматизации, такие как 1С:Бухгалтерия предприятия и Excel.

На данном этапе отчетность носит общий характер и не требует детализированных показателей по отдельным направлениям деятельности, так как компания еще не имеет развитой структуры и большого количества бизнес-направлений.

Этап 2. Развитие и рост бизнеса

С ростом бизнеса возрастает сложность процессов, появляются новые направления деятельности, и руководителю становится важно иметь более детализированное представление о работе компании. На этом этапе отчетность становится более глубокой и сегментированной.

На этапе развития к отчетности первого этапа добавляются следующие отчеты:

  1. Себестоимость. С ростом бизнеса становится важным более точно учитывать себестоимость производства / услуг /продаж  для анализа маржинальности по каждому продукту или направлению.

  2. Доходы по направлениям деятельности. Когда компания расширяет ассортимент или услуги, важно видеть, сколько каждая категория бизнеса приносит доходов. Этот показатель позволяет оценить, какие направления наиболее прибыльны и куда стоит вкладывать больше ресурсов.

  3. Затраты по направлениям деятельности. Отчет о расходах по каждому направлению позволяет руководителю контролировать и оптимизировать затраты на разные аспекты бизнеса, повышая общую эффективность управления.

  4. Кредиторская задолженность. По мере увеличения числа поставщиков и объемов закупок появляется необходимость в управлении кредиторской задолженностью, чтобы избежать просрочек по платежам и оптимизировать работу с кредиторами.

Здесь уже может понадобиться более сложные инструменты автоматизации, способные разделять затраты и доходы по подразделениям и направлениям деятельности, а также различными способами рассчитывать себестоимость. Такие, как 1С:Управление торговлей и 1С:Комплексная автоматизация.

Таким образом, отчетность на этапе роста помогает руководителю более точно контролировать эффективность различных направлений бизнеса и принимать решения на основе детализированных данных о доходах и расходах.

Этап 3. Плановое масштабирование

Когда компания готовится к масштабированию, добавляются новые инструменты для планирования и анализа. На этом этапе важно не только контролировать текущие показатели, но и прогнозировать будущее, чтобы избегать финансовых проблем и управлять ресурсами компании максимально эффективно.

Дополнительная отчетность на этапе масштабирования, к уже имеющейся на первых этапах развития:

  1. Планирование. Формирование бюджетов и финансовых планов для каждого направления бизнеса становится обязательным. Это включает прогнозирование доходов, расходов и денежных потоков на будущие периоды.

  2. План-фактный анализ деятельности компании. Сравнение плановых показателей с фактическими результатами позволяет выявлять отклонения и своевременно корректировать стратегию компании. Этот анализ помогает улучшить прогнозирование и управление ресурсами.

  3. Платежный календарь. Для более точного управления денежными потоками необходимо внедрить платежный календарь, который позволит планировать и отслеживать все поступления и платежи по срокам. Это помогает избежать кассовых разрывов и оптимизировать финансовую стабильность компании (мы добавили эту отчетность в данный этап, так как она является ключевой в планировании).

Список инструментов уже сужается на этом этапе, и удовлетворить их могут системы класса ERP или значительно переработанные программистами установленные на вашем предприятии системы.

На этом этапе отчетность становится еще более стратегической, с акцентом на долгосрочное планирование и управление ресурсами компании. Руководителям важно не только видеть текущие результаты, но и понимать, как те или иные решения повлияют на бизнес в будущем.

Заключение

На каждом этапе развития бизнеса требования к отчетности усложняются и становятся более структурированными.

На начальном этапе компания нуждается в базовой финансовой информации, такой как валовая прибыль, общие затраты и управление дебиторкой. С развитием и ростом бизнеса добавляется отчетность по себестоимости, доходам и расходам по направлениям, а также по кредиторской задолженности. На этапе масштабирования компании необходимы инструменты для планирования, анализ отклонений и платежный календарь.

Эволюция отчетности отражает переход бизнеса от простых операций к более сложным процессам, требующим детального планирования и контроля. Каждый новый уровень отчетности помогает руководителю принимать более обоснованные решения, эффективно управлять ресурсами и достигать стратегических целей компании.

Запишитесь на консультацию по автоматизации бизнес-процессов

Оставьте контакты и наши менеджеры с вами свяжутся:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: ООО «Трио», ИНН: 6322039268, erid: LjN8KRFXp

73%

Старт обучения в удобное Вам время

Главбух на УСН-2025

От учета и отчетности до 1С. Освойте все тонкости УСН и защитите свой бизнес от штрафов с обновленным курсом по налоговой реформе-2025!

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков
НДС на УСН

Почему может неправильно выделяться НДС при УСН при получении оплаты от покупателей на расчетный счет (в банковских выписках)

На примере ООО на УСН, применяющего пониженную ставку НДС 5% с 01.01.2025г.

Миграционный учет

Мигрантам хотят выдавать целевые патенты

Чтобы мигранты работали по своей специальности, в патентах будут указывать профессию иностранцев.

Платить налоги надо будет по-новому: обзор поправок в приказ Минфина № 107н

С 1 января 2026 года заработают новые правила заполнения платежных поручений на уплату налогов, взносов и прочих платежей в бюджет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию

«Трибуна» — это уникальные персональные некоммерческие блоги пользователей. Здесь пользователи-эксперты ведут личные блоги от своего имени и делятся знаниями с другими читатели. При этом, у нас есть определенные правила👇

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию
64

Интересные материалы

Реклама

Госдума запретила рекламу на заблокированных сайтах

С 1 сентября будет нельзя распространять рекламу на сайтах нежелательных организаций. Это сделали, чтобы защитить россиян и перекрыть источник дохода владельцам информационных ресурсов, которые ведут недружественную политику по отношению к РФ.