Вы-де-лить! (и не испортить)

Увы, но то, что исходит из нашего рта, не внушает доверия в сравнении с информацией, зафиксированной в умной программе и распечатанной на бумаге с синим штампом. Банковские распечатки сильнее слов. Программа «1С» сильнее. Выписки из ЕГРЮЛ – сильнее. Экспертизы сильнее… И таких «сильнее» тонны

Была одна компания – стало 1+4. Точнее «минус». Была «классика» – стали спецрежимы. Было много налогов – стало мало… Это реорганизация бизнеса путем выделения. Или типичное дробление. Плохой пример с поверхностным соблюдением формальностей. Так работал бизнесмен в Постановлении АС Дальневосточного округа № Ф03-6025/2018 от 30.01.2019 года по делу №А73-21299/2017. Он думал, что деятельность выделенных компаний соответствует прописным истинам Налогового кодекса. Инспекторы пришли в ту компанию, из которой выделили, и подумали иначе…

Сначала точка зрения бизнесмена:

  • Мы разделили бизнес на 5 юридических лиц, поскольку у участников были разные взгляды на дальнейшее развитие и дивидендную политику.
  • Каждый участник выделенных обществ самостоятельно распоряжался своей долей дохода от управления имуществом, покупал или продавал объекты недвижимости.
  • Моя компания управляла общим имуществом в соответствии с соглашением, заключенным между сособственниками. Это обычная деловая практика по управлению единым объектом коммерческой недвижимости.
  • И вообще, вы проверяли мою фирму в 2009-2010 годах, после выделения, и убедились в добросовестности.

А теперь «политика» сотрудников фискальной службы:

  • Всеми вами руководит общая управляющая организация.
  • У выделенных компаний отсутствует транспорт и земельные участки. Плюс, по одному человеку в штате.
  • Вы зарегистрированы и располагаетесь по одному адресу.
  • Ваш главбух ведет бухгалтерию и сдает отчетность выделенных обществ.
  • У вас одинаковый вид деятельности.
  • Расчетные счета открыты в одном банке.
  • Право первой подписи на банковских документах, доступ к системе банковского обслуживания, сертификат ключа электронной подписи, сертификат ключа шифрования всех обществ в руках вашего учредителя.
  • Общий IP-адрес.
  • Ваши «подопечные» финансово зависимы: первые денежные средства после реорганизации они получили с назначением платежа «взнос в уставный капитал», «перечисления по договору займа».
  • У вас общие контрагенты: более 95% всех доходов выделенные компании получали от одного арендатора. Кроме того, договоры аренды заключили на одинаковых условиях, а подписал ваш учредитель.
  • Поэтому, вся эта реорганизация бизнеса исключительно для применения спецрежимов. А ваша самостоятельность и деловые цели – просто формальность.

По такому принципу работать нельзя. Это понятно. Вроде бы, на словах все красиво. Но разница между словами бизнесмена и словами налоговиков лишь в одном – это факты. Слова + факты… Вы хоть с пеной у рта кричите про «отдельные бизнесы», вам никто не поверит без бумажек и прочих доказательств, которые можно посмотреть и потрогать.

Увы, но то, что исходит из нашего рта, не внушает доверия в сравнении с информацией, зафиксированной в умной программе и распечатанной на бумаге с синим штампом. Банковские распечатки сильнее слов. Программа «1С» сильнее. Выписки из ЕГРЮЛ – сильнее. Экспертизы сильнее… И таких «сильнее» тонны…

Элементарно, не правда ли? Тогда почему бизнесмены думают, что их словам поверят? И думают ли они вообще?

Фото

Наталья Брылева

Юрист и старший налоговый консультант «Туров и партнеры»:

  1. Действительно, бизнесмены часто защищают свою позицию: «А если я объясню это ссорой с партнерами? Разошлись во взглядах на дальнейшее развитие бизнеса? Я ведь так могу?» Можете, но при этом учтите: налоговая инспекция оценивает ситуацию по совокупности разных признаков, и, если против вышеперечисленных факторов дробления будут только показания директора или учредителя – заинтересованных лиц, такое решение оспорить не получится.
  2. Поэтому подкрепляйте свои слова доказательствами самостоятельности выделившихся обществ. Во-первых, при выделении всегда передавайте новым обществам и хорошее, и плохое: и долги, и дебиторку поровну. Во-вторых, раз вы позиционируете такой процесс разными взглядами на бизнес, то и документальное оформление деятельности бизнеса должно отличаться. Создайте разные формы внутренних документов, должностных инструкций, внутренней маркетинговой политики, приказов, уставов. Многие считают, что если этими фирмами заключен договор на бухгалтерское обслуживание, то и обоснование, что все документы под копирку есть. Но это не так.
  3. На примере реальной аутсорсинговой компании: сотрудники предложат вам стандартные формы, но каждый заказчик внесет в него условия отличные от шаблона, как минимум по набору полномочий. И будьте осторожны с ключами доступа на учредителя – это признак подконтрольности организаций в части денежных потоков. Поэтому по возможности доверьте это реальным директорам, прописав материальную ответственность. Их работа станет ответственнее, а учредитель освободит время для мыслей о развитии бизнеса. Не буду писать о необходимом количестве сотрудников – это и так понятно. Следите за прибыльностью каждой организации, выплатой дивидендов. До реорганизации создайте переписку с учредителями на предмет будущей реорганизации. Главное, проникнитесь идеей, что это разные компании. Тогда вы с легкостью обоснуете реорганизацию.

Кстати, о том, как безболезненно реорганизовать бизнес, Владимир Туров расскажет на семинаре в Москве 27-28 февраля в Москве. Приходите и узнайте правила безопасного дробления бизнеса, которые должен соблюдать каждый владелец двух и более компаний.

Ссылки на судебную практику:

Постановление АС Дальневосточного округа № Ф03-6025/2018 от 30.01.2019 года по делу №А73-21299/2017

Начать дискуссию