Уже более 10 лет на российском рынке представлены профессиональные услуги. Профессия консультанта стала одной из популярных и по праву заняла свое место среди таких профессий как банкир, аудитор, юрист.
Несмотря на такой достаточный для становления профессии срок, ясности у руководителей предприятий в нужности и необходимости услуг, которые предлагают консультанты до сих пор нет.
Более того, консультанты, пожалуй, одна из немногих сегодня профессий, которые вызывают явный негатив со стороны заказчиков. При слове «консалтинг» многие руководители в лучшем случае скептически улыбаются и начинают явно смотреть на консультанта с высока и с большой степенью недоверия. В худшем случае, руководители замыкаются в себе и зачастую прекращают вести интересно начавшуюся еще несколько минут назад беседу.
Причиной такого отношения во многом является непонимание со стороны руководителей полезности и, как следствие, целесообразности привлечения консультанта к себе на предприятие.
«Да чем Вы можете мне помочь, я уже более … лет руковожу этим предприятием» - типичный ответ на предложение воспользоваться услугами внешних консультантов. «Я сам себе консультант» - еще один типичный ответ руководителя.
Пафосные ответы директоров не уменьшают проблем предприятий. Неровные продажи, текучка кадров, несовершенное управление, заваленный маркетинг, - все-таки чего-то не хватает руководителю, чтобы самостоятельно решить все свои насущные проблемы. И даже если об этих проблемах руководитель не говорит, ограничиваясь «у меня все ОК», проблем меньше не становится.
Парадоксально, но несмотря на явный скептицизм, консалтинговый бизнес продолжает развиваться. А если бизнес развивается, значит «это кому-то нужно»?
Итак, когда нужно привлекать консультанта? Какие задачи можно решить при помощи внешнего консультанта?
Конечно, можно ответить на этот вопрос однозначно – «ЛЮБЫЕ» и доля истины здесь будет не малой. Тем не менее, представим сжатый список задач, которые способен решать внешний консультант:
- пути решения проблемы руководством компании не приводят к положительным результатам в течении определенного времени;
- времени на решение задачи своими силами нет;
- отсутствуют подготовленные кадры, способные решить возникшую проблему;
- отсутствует единое решение руководства компании на ту или иную проблему в компании;
- знаний персонала явно недостаточно для решения возникшей проблемы;
- решение проблемы своими силами потребует больших финансовых вложений.
Можно привести несколько существенных аргументов, которые поднимают статус консультанта в лице потенциального заказчика. Этими аргументами, как бы это странно не звучало, являются следующие – время, деньги, знания, человеческие ресурсы и объективность. Кстати говоря, эти аргументы могут являться некими столпами всего консалтингового бизнеса сегодня.
Время. Далеко не всегда проблема может быть грамотно сформулирована руководством предприятия. Не работает отдел маркетинга, ну что ж, надо что-то подправить, что-то изменить. На это «что-то» уходит время, которого, как правило, у руководства нет. Более того, возникшая проблема вносит коррективы в работу не только отдела маркетинга, но и всего предприятия. В итоге – деятельность предприятия может быть парализована на продолжительное время. Консультант, точечно решает задачу, предлагая конкретное «точечное» решение проблемы.
Деньги. На первый взгляд может показаться, что найм консультанта – дорогое удовольствие и лучше решать проблемы самостоятельно. Да, привлечение консультанта требует затрат. Но зачастую эти затраты несопоставимы с теми затратами, которые может нести предприятие, решая проблему самостоятельно – приглашение в компанию новых сотрудников, их обучение, адаптация и тому подобное, вот лишь ряд статей расхода предприятия при самостоятельном решении задач. Между тем, консультант зарабатывает на конкретном проекте, который он выполняет у заказчика. И те траты, которые несет предприятие на самостоятельное решение проблем зачастую несоизмеримы с оплатой труда внешнего консультанта.
Знания. Как правило, консультанты «заточены» на решение определенного круга задач, имеют более глубокие знания и опыт в решении именного того спектра проблем, с которыми приходит заказчик. Эти знания, основанные на практике могут быть полезны для руководителя, а опыт других предприятий может сыграть свое положительную роль при решении собственных задач.
Человеческие ресурсы. Любая проблема требует привлечения людских ресурсов с определенными знаниями, опытом, долей креатива. Всегда ли кадры предприятия удовлетворяют этим критериям? Всегда ли знаний сотрудников хватает для выявления проблемы и грамотного принятия решения? Как показывает практика, очень часто знания штатных сотрудников не помогают в решении задач. И дело тут не в том, что персонал компании не квалифицирован, а дело в том, что внутренний сотрудник всегда имеет субъективный взгляд на ту или иную проблему.
Объективность. Консультант всегда независим. Независим от руководства предприятия, его политики, взглядов на развитие бизнеса. Именно в силу своей независимости консультант свободен в своих рассуждениях и мнениях, свободен от предубеждений, которые возникают при работе у клиента. Более того, независимость консультанта дает ему возможность задавать любые вопросы, которые не всегда могут быть приятны руководителю компании-заказчика. Именно это дает право консультанту предлагать объективное решение.
Является ли внешний консультант панацеей от всех бед компании и несет ли консультант всю ответственность за коммерческий успех компании - заказчика? Конечно же нет. Консультант, обладая своими знаниями, опытом и практическими навыками работ в том или ином спектре проблем, способен помочь сориентироваться в проблемах заказчика, выявить конкретные недостатки и предложить пути решения. А уж какой дорогой пойдет заказчик, это уже его выбор.
Автор - Генеральный директор Компания FineConsulting.
Начать дискуссию