Управление финансами

Для России отток капитала не менее опасен, чем падение цен на нефть

По итогам первых месяцев 2008 г. в России отмечен отток капитала. Создалась непривычная для последних лет ситуация, когда российские доходы от экспорта растут, а деньги из страны уходят.

По итогам первых месяцев 2008 г. в России отмечен отток капитала. Создалась непривычная для последних лет ситуация, когда российские доходы от экспорта растут, а деньги из страны уходят.

Россию вполне может постигнуть судьба стран Азиатско-Тихоокеанского региона, столкнувшихся в 1997-1998 гг. с тяжелым кризисом и обесценением своих валют, показывают расчеты Института экономики переходного периода (ИЭПП). Этот вариант они характеризуют как имеющий «достаточно высокую вероятность уже в ближайшее время». Даже без падения цен на нефть рост экономики может прекратиться уже в 2009-2010 гг., а за доллар будут давать 48 руб.

То, как плохо будет России, если цены на нефть упадут, пытались посчитать уже много раз во многих исследовательских организациях и институтах. В ИЭПП такой вариант тоже рассмотрели, но, пожалуй, впервые там смоделирована и другая ситуация: когда цены на российское сырье остаются на высоком уровне, а вот капитал из страны уходит. Раньше никто особо не задумывался над тем, что подобный расчет вообще нужен, так как в случае общемирового кризиса (который считался маловероятным) и капитал будет, скорее всего, утекать, и сырье дешеветь. Но в последнее время популярной стала теория декаплинга, или разъединения, согласно которой, кроме американской экономики, вот уже несколько десятилетий считающейся главным двигателем экономики мировой, появились другие важные «моторы» — развивающиеся страны, прежде всего Китай. Именно они обеспечивают сейчас львиную долю прироста потребления сырья, и именно их мы должны благодарить за нынешние цены на нефть. В таких условиях спровоцированный финансовым кризисом отток средств из развивающихся стран вполне может сопровождаться высокими ценами на сырье. Пока ничто из происходящего этой теории не противоречит: Америка, похоже, уже в рецессии, а экономики Азии переживают бум, баррель нефти стоит уже почти $120. При этом инвесторы осторожничают и выводят деньги с развивающихся рынков. В России по итогам первых месяцев 2008 г. отмечен отток капитала. Создалась непривычная для последних лет ситуация, когда российские доходы от экспорта растут, а деньги из страны уходят. Сергей Дробышевский постарался спрогнозировать, что будет, если такое положение сохранится еще 1-2 года.

МЕХАНИЗМ КРИЗИСА

За I квартал этого года из России утекло $23 млрд. В наиболее вероятном сценарии, который смоделировали в ИЭПП, отток все же сменится притоком благодаря улучшению ситуации на мировых финансовых рынках и в экономике США. Но высокую вероятность имеет и сценарий, при котором кризис затянется и деньги продолжат утекать из нашей страны. Причем темпами раза в два большими. В следующем году скорость оттока может составить $50 млрд в квартал. «Может случиться примерно то же, что в Азии в 1997 г., — рассказывает Дробышевский. — Первая стадия — когда наши компании будут отдавать уже накопленные долги, а новых займов будет все меньше из-за дороговизны ресурсов». Это породит плохие ожидания на рынке, иностранные инвесторы начнут постепенно уводить деньги. Собственно, что-то такое уже происходит. Следующая стадия, по мнению Дробышевского, наступит тогда, когда из-за всего происходящего рубль перестанет укрепляться. Тогда случится очень неприятная вещь: российские компании решат, что за границей деньги хранить надежнее, чем в России. Именно из-за этого станет возможным столь мощный отток капитала — около $200 млрд за 2009 г. Счет текущих операций резко войдет в отрицательную зону, рубль начнет быстро терять позиции. Тут начнется третья стадия — уже не на макро-, а на микроуровне, когда население вслед за компаниями разочаруется в рубле и начнет от него избавляться. Российская валюта в результате подешевеет более чем двукратно.

Пик кризиса придется на 2010 или 2011 г., а признаки восстановления будут отмечены в 2012 г. Но до тех пор экономике предстоит серьезная встряска. Первыми пострадают банки, отрезанные от заграничных ресурсов. Потом проблемы начнутся у компаний реального сектора, которые тоже потеряют доступ к кредитам и вынуждены будут сокращать инвестпрограммы. Еще чуть позже кризис дойдет до простых людей. «Рост реальных доходов прекратится, а ставки по кредитам будут на 5-8 процентных пунктов выше нынешних, если инфляция останется на текущем уровне», — прогнозирует Дробышевский.

ЦЕНА ИНТЕГРАЦИИ

Российская экономика сейчас зависит от притока капитала не меньше, чем от цен на нефть. Главное пугало последних лет — катастрофическое падение цен на сырье — получило достойного соперника. В ИЭПП подсчитали, что отток капитала приведет примерно к тем же последствиям, что падение цен на нефть до $30-35 за баррель, то есть к сокращению золотовалютных резервов в несколько раз, прекращению экономического роста, девальвации рубля и, как следствие, — всплеску инфляции. Такова цена интеграции в мировую экономику.

«Если сценарий падения цен на нефть или оттока капитала будет реализован, то это произойдет только под влиянием внешних факторов, российское правительство никак не сможет его предотвратить», — уверен Дробышевский. Но если нельзя предотвратить, то, может быть, можно смягчить? Что нужно делать властям для минимизации урона? Ничего, пожимает плечами Дробышевский. Банку России будет не под силу стабилизировать курс рубля, тот двукратно подешевеет, даже если потратить 2/3 золотовалютных резервов. «Самое худшее — это если правительство бросится помогать компаниям выполнять их инвестпрограммы, распечатывать нефтяные фонды, раздавать деньги», — убежден Дробышевский. Это только усилит и без того слишком сильное инфляционное давление и продлит кризис. Утешением может служить только то, что сценарий оттока капитала хотя и весьма вероятный, но не единственный. И даже если он реализуется, кризис вряд ли продлится долго. Страны Азии, пережившие нечто подобное, оправились очень быстро.

Начать дискуссию