«Никого не заставляют! — уверяет менеджер отдела маркетинга головного офиса компании “Кока-кола” Марина Авдеева. — На субботник приходит 90% сотрудников — с мужьями и детьми. Где еще мы могли бы перезнакомиться семьями?» 19 апреля в парке 50-летия Октября под бодрую поп-музыку сотрудники компании собирали мусор. После нескольких часов работы участников ждали обед, призы за лучшую работу и концерт приглашенных звезд. «Мне как человеку умственного труда приятно заниматься трудом физическим, особенно под музыку. Мы все с нетерпением ждем этих субботников и приходим на них в любую погоду», — говорит Авдеева. «Субботники проводят не только в Москве, но в городах России и Европы, где есть заводы “Кока-кола”. В Москве проходит пятый субботник подряд, для нас это и социальная ответственность, и тимбилдинг, и пиар-акция», — комментирует менеджер по внешним связям компании «Кока-кола эйчбиси Евразия» Екатерина Чулкова.
Забыть ассоциацию |
Валерий Ангелов |
адвокат |
юридический центр «Тиан» «Слово «субботник» многим режет слух, потому что вызывает нехорошие ассоциации с Лениным и его бревном, но рано или поздно они исчезнут и субботник станет просто корпоративной тусовкой» |
Sms-субботник
В тот же день и по такому же сценарию субботник проходил и в компании «Мегафон». Участники в фартуках зеленого корпоративного цвета убирали мусор и сажали деревья в парке около Новодевичьего монастыря. «Зеленый субботник» — ежегодная экологическая акция, запущенная в Москве три года назад«, — рассказывает советник генерального директора компании «Мегафон-Москва» Роман Проколов. «А наши абоненты, даже находясь далеко от дома, могут принять участие в экологическом движении компании, отправив специальное экологическое sms (стоит, как обычное). На вырученные средства компания покупает саженцы деревьев, которые сотрудники вместе с абонентами сажают в парках Москвы. Каждый может посадить и именное дерево», — добавляет начальник отдела по связям со СМИ компании «Мегафон» Татьяна Зверева. В этом году экологическая акция «Мегафона» вышла на федеральный уровень: с 19 по 26 апреля субботники прошли в 25 городах России от Волгограда до Биробиджана.
Если компания не готова проводить субботник своими силами, она может финансами и руками помочь компании-организатору. «В этом году Ситибанк выступил как спонсор субботника WWF. На наши средства были куплены перчатки, мешки, организован вывоз мусора, — поясняет менеджер по корпоративной социальной ответственности Ситибанка Татьяна Авраменко. — Наши сотрудники участвовали и как волонтеры, убирали Измайловский парк, за что нам вручили приз — скворечник».
Адвокаты-сеятели
Если крупные компании убирают парки, то мелкие наводят порядок в собственных офисах. «Мы проводим субботники уже 20 лет, с момента основания компании, — рассказывает адвокат юридического центра “Тиан” Московской коллегии адвокатов Валерий Ангелов. — В этом году посеяли траву на прилегающем к офису участке, вымыли окна, разобрали старые бумаги. Потом отметили событие в ресторане». Ангелов убежден, что адвокату не зазорно ходить с граблями или тряпкой: «Только благодаря субботникам я узнал, как сеять траву или мыть окна. Это знание мне не помешает». Офисные субботники чаще всего проходят по инициативе руководителей высшего и среднего звена. «В апреле прошлого года я увидел, что в офисе стало неуютно, и предложил навести порядок руками сотрудников, — рассказывает главный редактор корпоративного СМИ RetailMedia.ru Сергей Гребенников. — Администрация согласилась, люди тоже. Несмотря на то что участие в субботнике не было обязательным, пришли все. Работали не в субботу, а в день перед майскими праздниками. Уборка заняла два часа, потом было небольшое угощение — пицца и безалкогольные напитки. В этом году субботник прошел точно так же». «Когда адвокаты и водители работают на равных, коллектив отлично сплачивается», — считает Ангелов. «Это элемент внутрикорпоративной культуры. После субботника, во время фуршета, люди могут поделиться проблемами в неформальной обстановке», — соглашается Гребенников.
Не только по субботам
«Наша компания предпочитает в качестве тимбилдинга скорее не субботники, а корпоративные вечера, выезды на природу, празднование важных для компании дат. Но внутренние “пятничники” мы проводим регулярно: наводим в кабинетах порядок, лишние документы и папки отправляем в архив, стараемся поддерживать уют», — рассказывает пиар-директор компании «Г.М.Р. планета гостеприимства» Карина Погосова.
«Каждый месяц мы устраиваем творческие субботники — просто махать тряпкой неинтересно, поэтому после уборки офиса мы играем. На последнем субботнике — в ассоциации», — говорит арт-директор информационно-книготорговой компании IndexMarket и NEXTdesign Agency Павел Кудрявцев. — У нас дружный коллектив, поэтому никто не отказывается. Во время таких встреч мы обсуждаем и рабочие моменты, и заряжаемся позитивом на следующий месяц«.
«У понятия “субботник” негативный идеологический оттенок. Еще многие помнят, как людей насильно сгоняли на субботники, — соглашается независимый бизнес-тренер Родион Чепалов. — И все же пусть медленно, но субботники будут внедряться в нашу корпоративную культуру. Мотивация участников может быть самой разной: для одних это возможность сблизиться в неформальной обстановке с начальством, для других — совершить что-то необычное или хорошее, а для кого-то — возможность отказаться от вскапывания тещиного огорода в пользу вскапывания корпоративного скверика. В любом случае субботники приживутся только в благополучных компаниях, сотрудникам которых не унизительно работать бесплатно и в выходной».
Начать дискуссию