Персональная битва

68% российских представителей малого и среднего бизнеса — участников опроса Grant Thornton International — жалуются на увеличение расходов на персонал. Это общемировая проблема, говорят эксперты, и лучше раскошеливаться сразу.
68% российских представителей малого и среднего бизнеса — участников опроса Grant Thornton International — жалуются на увеличение расходов на персонал. Это общемировая проблема, говорят эксперты, и лучше раскошеливаться сразу.

В нынешнем году 61% руководителей малых и средних компаний (с численностью сотрудников до 500 человек) назвали главной проблемой бизнеса финансирование и удержание персонала, утверждает исследование Grant Thornton International, опросившей топ-менеджеров 250 компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Самары, Новосибирска, Воронежа, Краснодара, Волгограда и Владивостока. Для сравнения: в 2005 г. на проблемы с персоналом жаловались лишь 37% российских респондентов, а главной головной болью бизнеса считали отечественную бюрократию.

Какие расходы!

68% российских респондентов Grant Thornton в этом году пожаловались на увеличение расходов на персонал — это выше среднемирового показателя (59%), но ниже, чем, скажем, в Индии (79%), Китае (81%) и Вьетнаме (84%) (см. график). «Увеличение расходов на персонал коснулось в первую очередь стран с развивающейся экономикой. Это значит, что период факторов, сдерживающих инфляцию, в этих странах заканчивается», — отмечает Алекс Макбит, глава Grant Thornton International.

По словам Андрея Бережнова, основателя и гендиректора производителя обуви Ralf Ringer, за два последних года затраты на персонал в его компании увеличились вдвое — прежде всего за счет роста зарплат. Примерно на 35% возросли затраты на персонал в мебельной компании Mr.Doors, по словам Максима Валецкого, председателя совета директоров компании. «В интернет-супермаркете SoftKey за 2007 г. затраты на персонал выросли втрое, а количество сотрудников только в два раза», — рассказывает директор компании Феликс Мучник. Для сравнения: по данным Росстата, в прошлом году зарплаты в среднем по стране увеличились на 15%, а в предыдущем — на 24,4%.

«В любом государстве владельцы мелкого и среднего бизнеса в большей степени, чем крупные мультинациональные компании, ощущают на себе последствия нехватки персонала», — говорит Макбит. С ним согласен Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК: «Это объясняется как большей ответственностью за бизнес каждого сотрудника в небольших компаниях, так и меньшими (в сравнении с крупным бизнесом) средствами для мотивации персонала».

Чем рискуют

Самым негативным последствием ухода сотрудников становится увеличение нагрузки на оставшийся персонал, на это указали в России 75% опрошенных. Далее следуют риск потери бизнеса (36%) и рост операционных расходов (26%), 22% указали на риск потери клиентов.

«В среднем бизнесе при уходе сотрудников любого уровня сразу компенсировать увеличение нагрузки на персонал невозможно: дублирование полномочий увеличит стоимость продукции», — уверен Бережнов. Риск потери бизнеса в этой ситуации он не воспринимает всерьез, равно как и Валецкий. «Мне кажется, эта цифра отражает наши страхи, — говорит Пятенко. — В России предприниматели еще не научились работать с 5%-ной прибылью, как на Западе. Многие по-прежнему мыслят категориями прошлого десятилетия, ждут 100%-ной прибыли. А когда рентабельность снижается — начинают паниковать». Пришла пора заниматься скучным менеджментом: 365 дней в году думать о том, как оптимизировать бизнес. Избежать же финансовых потерь при замене сотрудника, по мнению Пятенко, невозможно.

«Стоимость услуг кадровых агентств при подборе персонала обычно составляет 20-25% от годовой зарплаты сотрудника», — калькулирует Борис Вульфсон, консультант направления «кадровый консалтинг» компании «Евроменеджмент». Кроме того, компания тратится на доплату за совмещение и переобучение сотрудников. Общий размер расходов может составлять до трети годового вознаграждения уволившегося сотрудника.

Риск потери клиентов считают высоким все собеседники «Ведомостей». Все сходятся на мысли, что нельзя замыкать клиентов на отдельной персоне — только на компании в целом. «Здесь важна максимальная прозрачность, — добавляет Бережнов. — Открытый и одинаковый прайс-лист для всех клиентов, хорошо выстроенная клиентская база, протоколы переговоров и т. д.».

Куда бежать

По данным Grant Thornton International, разработкой собственных программ по обучению и карьерному росту в России озабочены 60% частных компаний. Основной же мерой по привлечению и удержанию персонала 73% опрошенных предпринимателей считают предложение компенсационных пакетов и систем поощрения. «Затраты на персонал у нас идут на зарплаты, премии, соцпакеты, транспорт и оборудование», — отмечает Мучник. «В нашей компании большинство работников на производстве — мужчины, для них главный мотиватор — деньги, для женщин важна обстановка, но, возможно, гораздо важнее поддерживать здоровую корпоративную культуру, где нет места сплетникам и где поощряют профессиональный рост работников», — рассказывает Валецкий.

«Мультинациональные компании инвестируют много средств, чтобы стать “работодателем выбора”. Для этого создается крупный пакет нефинансовой мотивации (медицинское страхование, фитнес, пенсионные программы), который иногда повышает привлекательность должности в частных компаниях на 20-25%», — комментирует Вульфсон.

Однако, по мнению Николая Долгова, лидера практики «управление компенсационным пакетом» «Экопси консалтинг», у небольшого частного бизнеса есть и преимущества. Например: а) в небольших коллективах сотрудники имеют гораздо больше возможностей для общения с первым лицом и влияния на корпоративную культуру; б) легкость выявления и развития талантов; в) гибкость бизнес-процессов: деятельность гораздо менее регламентирована, а значит, у сотрудников больше свободы для творчества и реализации идей. Продвигая эти преимущества перед сотрудниками и кандидатами, можно снизить риск потери персонала и связанных с ней негативных последствий для бизнеса.

Начать дискуссию

Как оспорить решение инспекции труда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Интересные материалы

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль