Несмотря на всю привлекательность ведения бизнеса в Китае, осуществления инвестиций в китайскую экономику, управлять бизнесом в этой стране не просто. Важно заранее рассмотреть все стратегии и правильно подобрать организационно-правовую форму для своей компании в Китае. Экономическая ситуация в этой стране постоянно улучшается. Во многом это связано со вступлением КНР во Всемирную Торговую Организацию, уменьшением бюрократического давления на бизнесменов, устранением торговых барьеров. В условиях наличия огромных ресурсов дешевой рабочей силы Китай в ближайшее время может стать мировой производственной базой. Единственным препятствием на этом пути пока что является недостаток квалифицированных специалистов.
В 2005 году объем прямых иностранных инвестиций в Китае составил 72.4 млрд. долл., что уступило по размерам лишь размерам иностранных инвестиций в экономику Великобритании и США.
В связи с тем, что отношения между Россией и Китаем становятся все прочнее, крепнут политические, экономические и культурные связи, многие российские бизнесмены направили свой взор в сторону этого стремительно развивающегося государства. Но разобраться в китайском законодательстве, которое отличается своей многогранностью и сложностью не всем под силу. Вот и назрела необходимость разобраться в вопросе: каким образом российский предприниматель может выйти на китайский рынок? В качестве основной цели этой статьи я обозначу описание и разграничение форм, в которых могут существовать иностранные компании в КНР, а также обзор основных видов налогов, взимаемых с таких компаний.
К основным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность компаний на территории Китая, относятся, прежде всего:
• Закон «О компаниях КНР» от 1 июля 1994 года;
• Закон «О предприятиях со 100 % иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 года;
• Закон «О совместных акционерных предприятиях» от 1 июля 1979 года.
Для иностранных компаний китайское законодательство предусматривает три формы, в которых они могут осуществлять свою деятельность:
- совместное предприятие, которое в свою очередь подразделяется на:
- совместное акционерное предприятие с китайскими и иностранными инвестициями (Sino-foreign equity joint ventures - EJV);
- совместное кооперативное предприятие с китайскими и иностранными инвестициями (Sino-foreign co-operative joint ventures - CJV);
- предприятие со 100%-ми иностранными инвестициями (Wholly foreign owned enterprises - WFOE);
- представительство иностранной компании (Representative office – RO).
Для каждой из этих форм существуют свои процедуры регистрации, их правоспособность не одинакова. Общим обязательным условием является наличие реального офиса на территории Китая. Теперь рассмотрим каждую из этих форм в отдельности, проанализируем как их преимущества, так и недостатки.
Совместное предприятие
Совместное предприятие может быть как совместным акционерным предприятием, так и совместным кооперативным (договорным) предприятием. Данные организационно-правовые формы во многом схожи (порядок одобрения властями, структура менеджмента компании и порядок его назначения). Но в то же время они имеют два существенных различия:
1. В отличие от совместного акционерного предприятия, кооперативное совместное предприятие может и не быть самостоятельным юридическим лицом. Если это не самостоятельное юридическое лицо уменьшаются издержки, но при этом на участников возлагается большая ответственность.
2. В акционерном совместном предприятии ответственность участников ограничена их вкладом. Прибыль распределяется пропорционально количеству акций, принадлежащих участнику. В кооперативном же предприятии контроль, прибыль, риски распределяются согласно договору.
Кооперативное предприятие имеет большой недостаток. В связи с тем, что необходимо согласовать условия контракта, образование подобной компании может потребовать много времени и денег. К тому же всегда остается риск, что партнеры не придут к соглашению.
Совместное предприятие может быть образовано как минимум одним китайским и одним иностранным инвестором. В качестве китайского инвестора могут выступать китайские компании и предприниматели, а в качестве иностранных инвесторов также могут выступать физические лица. Доля иностранного инвестора должна быть не менее 25 % от разрешенного к выпуску капитала. Максимальный размер не ограничен, но в определенных случаях (зависит от типа бизнеса), китайское законодательство может устанавливать такой лимит.
Весь акционерный капитал должен быть поделен на акции равного размера. Стороны в качестве вклада в уставный капитал могут внести денежные средства, ценные бумаги, другие вещи и имущественные права (в том числе интеллектуальные права) и т.д. Обычно китайский партнер вносит денежные средства, права на земельные участки, в то время как иностранный инвестор вносит денежные средства, оборудование, станки. Данные вклады должны быть одобрены китайскими властями и заверены в докладе независимого аудитора.
Уставный капитал, разрешенный к выпуску составляет 1 000 000 юаней. В Китае оплаченный капитал приравнивается к капиталу, разрешенному к выпуску. Инвесторы (учредители) должны оплатить акции в специальном банке, который проверяется государственным бухгалтером.
Партнеры акционерного совместного предприятия должны совместно управлять предприятием. Совет директоров, который должен состоять как минимум из трех членов, обладает полномочием издавать важные решения, касающиеся деятельности предприятия. Партнеры совместного предприятия избирают членов совета директоров. Любой из партнеров может избрать председателя. Если один партнер назначает председателя, другой партнер имеет право назначить вице-председателя.
Процедура регистрации занимает много времени и состоит из следующих этапов:
- Получение необходимых разрешений, дающих право на работу предприятия.
- Получение одобрения и сертификата от Управления по иностранной экономике и торговле.
- Одобрение названия компании в Торгово-Промышленном Управлении.
- Получение одобрения и сертификатов от различных органов власти, таких как Служба планирования, Служба статистики, Комитет национального налогообложения, Комитет местного налогообложения, Департамент государственной безопасности, таможня.
- Открытие необходимых банковских счетов, получение отчета о проверке уставного капитала государственным бухгалтером, имеющим соответствующую лицензию.
После всего этого еще около месяца нужно ждать окончательного одобрения регистрации предприятия властями Китая.
Совместное предприятие может быть преобразовано в Предприятие с иностранными инвестициями, в случае если иностранный инвестор увеличит свою долю в уставном капитале.
Таким образом, совместное предприятие – корпоративная структура, образуемая совместно иностранным(и) и китайским(и) партнером (партнерами). Обычно такая организационно-правовая форма образуется при необходимости использования китайской рабочей силы с привлечением технологий и ноу-хау иностранного партнера.
Преимущества:
- Возможность заключать различного рода контракты, вести полноценную деятельность;
- Использование китайской рабочей силы и оборудования;
- Права на интеллектуальную собственность совместного предприятия охраняются законом.
Недостатки:
1. Нехватка информации о будущем китайском партнере. Сложности в выборе подходящего партнера;
2. Подготовка технико-экономического обоснования совместного проекта, а также переговоры с китайским партнером занимают много времени;
3. Необходимость делить прибыль с партнером.
Предприятие со 100%-ми иностранными инвестициями
После вступления КНР в ВТО и послабления регулирования со стороны китайского правительства, иностранные инвесторы стали больше ориентироваться на создание предприятий со 100%-ми иностранными инвестициями (WFOE). Создание таких предприятий составило в 2004 году около 67 % от всех прямых иностранных инвестиций в Китае. Первоначально такие предприятия создавались для бизнеса, ориентированного только на экспортные операции, таким предприятиям запрещалось продавать товары на китайском внутреннем рынке. Однако, после вступления в ВТО WFOE получили возможность осуществлять как розничную так и оптовую торговую деятельность в Китае, стали все чаще использоваться для оказания различного рода услуг, в т.ч. консалтинговых.
Как следует из названия уставный капитал данного предприятия может быть выпущен и распределен только между иностранными инвесторами. WFOE не включает филиалы, образованные в Китае иностранными предприятиями. Китайский Закон о предприятиях со 100% иностранными инвестициями не содержит четкого определения понятия «филиал».Понятие «филиал» включает в себя как филиалы, обладающие правом вести деятельность и представительства, которые по общему правилу не могут заниматься ведением бизнеса. Вследствие этого, как филиалы так и представительства, образованные иностранными предприятиями не могут быть отнесены к предприятиям со 100%-ми иностранными инвестициями.
WFOE – это по сути общество с ограниченной ответственностью, которым полностью владеют иностранные инвесторы. Но даже если ответственность участников ограничена, тем не менее должен быть назначен законный представитель такого предприятия, ответственность которого по долгам предприятия уже неограниченна.
Для каждой организационно-правовой формы в Китае определена сфера применения бизнеса и WFOE могут осуществлять бизнес только в пределах своей специальной правоспособности, которая отражается в разрешении. Любые изменения в правоспособности требуют одобрения.
Требуемый минимальный разрешенный к выпуску капитал для WFOE равен 1 000 000 юаней. Учредители должны оплатить выпущенные акции и внести денежные средства в качестве депозита на специальный банковский счет. Сумма депозита определяется аудиторами.
Все предприятия с иностранными инвестициями создаются на определенный срок (чаще всего от 15 до 30 лет), который может быть продлен до 50 лет для проектов со значительными инвестициями, в случае производства сложных товаров, которые могут составить конкуренцию на международном рынке, а также в некоторых других случаях.
Таким образом, WFOE является наиболее гибкой формой ведения бизнеса в Китае, которая возможна для иностранцев. Данная организационно-правовая форма позволяет свободно реализовывать задачи без участия китайского партнера. Но несмотря на то, что бюрократические препятствия все время уменьшаются, тем не менее процедура регистрации остается сложной и долгой.
Преимущества:
- 100%-е иностранное владение означает полную независимость от китайского партнера, полный контроль над бизнесом и его управление.
- Возможность официального осуществления бизнеса, а не просто выполнение функции представительного офиса, возможность выписывать инвойсы своим клиентам в юанях и получать доход в юанях.
- Возможность конвертации юаней в доллары США при денежном переводе в компанию за пределами Китая.
- Защита интеллектуальной собственности.
Недостатки:
- Иностранной компании может не хватать знаний и связей китайского партнера.
- Регистрация – очень сложная процедура, которая может затянуться до 6 месяцев.
Представительство
В настоящее время представительства иностранных компаний являются наиболее дешевым и простым способом, с помощью которого иностранное предприятие может организовать присутствие в Китае. Учреждение представительства должно быть одобрено Государственным Комитетом Экономики и Торговли. Целью создания представительства является проведение работы по организации связей с китайскими бизнесменами и потребителями от имени компании. Таким образом, представительство выступает в роли посредника между иностранной компанией и китайскими партнерами. Представительство не может осуществлять прямую деятельность. Сфера деятельности представительства сводится к изучению рынка, проведению рекламных акций, участию в выставках, заключению контрактов, но только от имени головного офиса, мониторингу китайского рынка, поиску необходимой продукции и поставщиков. Однако если бизнес связан не с производством, а например, с консалтингом, то представительство может оказывать консалтинговые услуги.
Представительство должно иметь офис для того, чтобы пройти процедуру регистрации. В некоторых городах, например таких, как Пекин и Шанхай, существуют ограничения в вопросе выбора местонахождения представительства. Арендодатель должен предоставить копию разрешения на сдачу в аренду собственности иностранцам (данный документ также необходим для регистрации представительства). Договор аренды помещения, разрешенного к сдаче иностранным физическим и юридическим лицам должен быть заключен на срок по меньшей мере 12 месяцев.
Иностранные работники представительства получают разрешения на жительство и работу в КНР, могут оформить себе многократные визы. Китайский штат представительства может быть нанят только через специализированную организацию, уполномоченную Министерством Внешней Торговли и Внешнеэкономического Сотрудничества. В представительстве должен быть назначен генеральный представитель.
Регистрационное свидетельство выдается на максимальный срок в 3 года, потом оно продляется при условии, что деятельность представительства соответствует законодательству. Срок, на который выдается регистрационное свидетельство, зависит от срока, на который заключен договор аренды (если договор аренды офиса заключен на 1 год, то и регистрационное свидетельство выдается сроком на 1 год).
Представительство может заниматься только деятельностью, указанной в ратификационном свидетельстве. Строго говоря, представительству запрещено вести торговлю и заниматься какой-либо хозяйственной деятельностью. Оно не может получать денежные средства на свой банковский счет за продажу товаров или услуг, но при этом может представлять интересы своей компании при заключении сделок и выступать плательщиком налогов от имени компании по таким сделкам. Для перевода полученной прибыли за границу нужно выставлять счета своему контрагенту напрямую в иностранной валюте и получать деньги прямо на счет иностранной компании (наиболее простой способ), либо получать разрешение Управления Валютного Контроля на обмен юаней на иностранную валюту с последующим переводом ее за границу (более сложный способ).
В качестве особенностей создания представительства можно отметить то, что компания, желающая создать представительство должна существовать как минимум 1 год и должна представить банковское рекомендательное письмо с выпиской, отражающей как минимум 100 000 юаней среднего ежедневного баланса за период не менее 6 месяцев.
Преимущества:
Относительно простая и недорогая процедура регистрации. Весь процесс может занять около 1 месяца;
Недостатки:
1. Возможности (правоспособность) представительства ограничены;
2. Несмотря на то, что представительство не получает никаких доходов, тем не менее должно платить налоги. Подразумевается, что представительство получает доход в виде средств, предоставленных ему для покрытия своих расходов в Китае. Этот доход подлежит налогообложению. Кроме того, представительство должно платить налоги за текущие расходы по ставке примерно 10 % и бизнес-налог. Представительство должно подавать отчетность по указанным налогам ежемесячно и предоставлять ежегодный аудит.
Общим для всех этих форм ведения бизнеса является необходимость представлять ежемесячные (или ежеквартальные – зависит от провинции) отчеты и уплачивать следующие налоги.
Налог на прибыль. Правительство КНР долгое время использовало предоставление льгот по данному виду налога в качестве способа привлечения иностранных инвесторов. Так, предприятия с участием иностранного капитала были освобождены от выплаты налога на прибыль в первые годы деятельности, а в последующие годы они пользовались пониженной ставкой налога. Кроме того, совместные предприятия и предприятия со 100% иностранными инвестициями пользовались льготами на импорт оборудования и технологий.
В связи с вступлением Китая в ВТО, а также под давлением китайских компаний в марте 2007 года Национальный народный конгресс Китая принял закон, уравнивающий налоги на прибыль для иностранных и китайских компаний. Ставка налога на прибыль в настоящее время составляет 25 %. До этого иностранные компании платили правительству КНР налог на прибыль в размере 10%, а налог на прибыль для китайских компаний составлял 33%. Размер налога рассчитывается на основании валовой прибыли в течение года за минусом себестоимости, расходов и убытков.
Налог на хозяйственную деятельность (бизнес – налог) применяется если компания занимается предоставлением налогооблагаемых услуг, передачей нематериальных активов, а также при продаже недвижимости. Данный налог исчисляется на основании товарооборота. Ставка налога различается в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:
- - Транспорт: 3%
- - Строительство, инженерные работы: 3%
- - Финансовая деятельность: 8%
- - Почта и телекоммуникации: 3%
- - Культура и спорт: 3%
- - Индустрия развлечений: 5-20% (бары, рестораны: 10%)
Налог на доходы физического лица. Согласно китайским законам, иностранный специалист не может получать заработную плату менее 4000 юаней. Зарплата в 4000 юаней, налогом не облагается. Однако заработная плата в размере более 4 000 юаней уже подлежит налогообложению по следующим ставкам:
- 4000 – 4500 – 5 %
- 4501 – 6000 – 10 %
- 6001 – 9000 – 15 %
- 9001 – 24000 – 20 %
- 24001 – 44000 – 25 %
- 44001 – 64000 – 30 %
- 64001 – 84000 – 35 %
- 84001 – 104000 – 40 %
- 104001 и выше – 45 %
Налог на добавленную стоимость
Исчисляется в размере 17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при выставлении инвойса, а не после его оплаты. Это означает, что НДС должен быть взыскан даже несмотря на возможный долг по обязательству.
Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика не приветствуется со стороны Центрального Правительства, поэтому вскоре возможно прекращение существования подобной льготы.
Потребительский налог
Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких (например: сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д.). Он подлежит уплате всеми предприятиями и частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется от 3 до 50% в зависимости от категории потребления.
Здесь были рассмотрены основные виды налогов. Следует учитывать, что в различных провинциях Китая существуют различные местные налоги.
Предупреждаем, что в каждой провинции Китая существуют свои требования, предъявляемые к иностранным компаниям, различаются процедуры регистрации, размер уставного капитала, ставки налогов, цены за оформление документов. Все это зависит не только от места расположения будущего офиса, но и от вида бизнеса. В данной статье изложены лишь наиболее общие моменты, касающиеся темы исследования.
Начать дискуссию