Менеджмент

Хочу быть чиновником

На факультеты госуправления началось настоящее паломничество: например, в МГУ на каждое бюджетное место претендует до 25 соискателей. Чему же молодые люди хотят там научиться?
На факультеты госуправления началось настоящее паломничество: например, в МГУ на каждое бюджетное место претендует до 25 соискателей. Чему же молодые люди хотят там научиться?

Антон Губницын, 27 лет, магистрант Высшей школы госакадемии МГУ, карьеру начинал журналистом в Северодвинске. В 2004 г. неожиданно получил предложение поработать в пресс-службе городской администрации и так увлекся, что остался там на 2,5 года. А в 2007 г., решив получить соответствующее образование, поступил в университет. В скором времени молодой человек планирует вернуться работать в администрацию. Карьера госслужащего привлекает его масштабностью задач, возможностью сделать «нечто стоящее».

Сколько денег
Если рассматривать только финансовый сектор, то, по данным кадрового холдинга «Анкор», средняя заработная плата финансового директора частной компании в первом полугодии 2008 г. составила 230 000 руб., а старшего специалиста по МСФО – 79 900 руб. Согласно же данным Росстата за I квартал 2008 г., чиновники в Министерстве финансов и в Минэкономразвития получают 32 600 руб. и 27 000 руб. соответственно.

О карьере чиновника сегодня задумываются не только те, кто уже получил опыт работы во власти. Который год факультет государственного управления МГУ демонстрирует самые высокие показатели конкурса на бюджетные места (из 260 их всего 45): это 18,1 человека на место в 2005 г., 19,2 — в 2006 г. и 25,5 — в 2007 г. На экономическом факультете в прошлом году конкурс был 10,5 человека на место, а на втором по популярности факультете — биоинженерии и биоинформатики — 14,2.

«Создатели факультета, зная специфику работы в российских госорганах, понимали: затачивать большое количество студентов под политику не получится», — делится впечатлениями Иван Кусов, студент 5-го курса факультета госуправления МГУ. По его словам, большинство курсов здесь ориентировано на классический менеджмент, а не на госуправление.

Коррупция факультативно

«Что касается коррупции, то наше образование не дает о ней 100%-ного представления, — признается Кусов. — Напротив, обучение построено на использовании мировых практик, понимании того, что современное госуправление уже не может быть таким закрытым и забюрократизированным». Но один из самых любимых преподавателей на факультете — завкафедрой политического анализа Александр Соловьев — кое-какие представления о жизни все же дает. Два его курса — «Госуправление» и «Механизмы принятия государственных решений» — своего рода рассказ о противоречии идеала и действительности. На первом студенты знакомятся с классической моделью управления, или с «идеальной картиной мира», уточняет Кусов. На втором — на конкретных примерах поясняется, почему эта модель неприменима в России. «Например, сегодня внедрению электронного правительства у нас мешают как минимум три фактора: недостаточная развитость электронных сетей, отсутствие единых баз данных у ведомств и низкая квалификация чиновников», — делится знаниями Кусов. Современная программа обучения, по словам Любови Семенниковой, замдекана факультета госуправления МГУ, включает большой блок дисциплин по информационным технологиям.

В Высшей школе государственного администрирования (ВШГА) МГУ обучение, по словам старшего инспектора учебных программ Ирины Фроловой, строится на «более свежем» подходе к госслужбе, предполагающем сокращение бюрократии и коррупции. Занятия проходят в виде разбора кейсов Например, подробно объясняется, каким образом действует антикоррупционная комиссия Гонконга, в первые два года существования которой количество дел, доведенных до суда, увеличилось до 218 (в 1974 г. — 108).

Преподает жизнь

В ГУ-ВШЭ считают, что лучше всего будущих госслужащих может обучить жизнь. На факультете государственного и муниципального управления читают спецкурс «Технологии государственного управления», включающий такое практическое задание, как подготовка группой студентов стандарта одной из популярных государственных услуг — выдачи паспорта, регистрации транспортного средства, получения права на социальное пособие и т. д., рассказывает Владимир Елисеенко, научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Студенты ходят по подразделениям, предоставляющим эти услуги, проводят опросы заявителей, анализируют нормативные документы. В итоге выявляют точки неэффективности, дают предложения по повышению качества услуг. «Не знаю, может ли это напрямую им помочь в преодолении административных барьеров, но уж осведомлены они о местах их скопления очень хорошо, — считает Елисеенко. — Разумеется, никто не будет проводить со студентами практикум по даче взятки без последствий, но те, кто принимает участие в исследовательской работе, получают полное представление о сотрудниках органов власти, документообороте в бюрократической среде и многом другом».

Бизнес поддержит

«Раньше люди хотели работать над масштабными задачами, но не шли в госструктуры из-за низких зарплат, — говорит студентка 5-го курса факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Жанна Смирнова. — Теперь внедрение оплаты по результатам позволит госслужащим иметь оклады, сравнимые с окладами менеджеров крупных компаний».

В некоторых субъектах РФ госслужба престижна — например, в бедных регионах или регионах, где власть поддерживают влиятельные бизнес-структуры, которым важно, чтобы их интересы на федеральном уровне отстаивали качественные специалисты, отмечает Елисеенко. «Исполнительная власть региона — это не только инвестиционный агент, но и координатор социальной политики, от которой зависит благополучие в том числе сотрудников крупных предприятий и их семей, — поясняет он. — Провалил министр-социальщик программу по увеличению мест в детских садах — и никакой соцпакет не покроет дополнительных трат на образование ребенка. Проявила власть некомпетентность при формировании инвестиционного климата — и никакие условия и гарантии бизнеса не заманят инвесторов в регион».

Как это происходит в реальности? «Губернатор и ключевая команда руководителей приходят с крупного предприятия, становятся у руля региона, и всё это происходит под обязательства бизнеса увеличить налоговые поступления, — комментирует Елисеенко. — А бизнес инвестирует в бюджет региона под гарантии вменяемости и профессионализма команды, которая будет определять, куда расходовать эти средства». На фоне роста бюджетных доходов легко принимаются и решения о материальном поощрении чиновников. Разумеется, вместо болезненно воспринимаемого народом повышения оплаты труда применяются более мягкие схемы — например, обеспечение госслужащего жилплощадью, заключает он.

Начать дискуссию