Менеджмент

Самый лучший собеседник

Если вы поймали себя на том, что разговариваете сами с собой вслух на работе, не пытайтесь немедленно замолчать. Как раз в рабочей обстановке такие диалоги бывают полезны, считают эксперты. Тут важна интонация.
Если вы поймали себя на том, что разговариваете сами с собой вслух на работе, не пытайтесь немедленно замолчать. Как раз в рабочей обстановке такие диалоги бывают полезны, считают эксперты. Тут важна интонация.

Когда из-за офисной перегородки доносится чей-то голос, лучше спросить не «Это ты со мной разговариваешь?» — а «Это ты сам с собой разговариваешь?». Сьюзан Шапиро, консультант по бизнес-технологиям, постоянно разговаривает сама с собой, формулируя, что ей нужно сделать, и давая себе пошаговые инструкции. Временами она называет себя «идиоткой» или «умницей», иногда громко произносит что-то вроде: «Не могу поверить, что я вслух разговариваю сама с собой!» Однажды она обнаружила коллегу, топчущегося у входа в кабинет в ожидании, пока она и ее соседка закончат разговор. «Мы разговаривали не друг с другом, — объяснила она молодому человеку, — а каждая сама с собой».

Обычное дело
96%
людей на земле разговаривают сами с собой вслух, утверждают исследователи. А глухие люди, как было замечено во время ответов на тестовые вопросы, сами себе пишут.

Примерить с пользой

Считается, что люди в основном болтают сами с собой, когда остаются одни, чтобы не показаться ненормальными. Но мы, работники офисов, знаем об этом больше. Ирония заключается в том, что беседы с самим собой одновременно уместны и неуместны на рабочем месте. «На работе, где разговаривать с собой вслух наиболее полезно, мы, скорее всего, стараемся этого не делать по социальным причинам», — говорит Алан Морин, преподаватель психологии Маунт-Ройял-колледжа из Калгари. Из полезных сторон внутренних диалогов можно выделить так называемое саморегулирование: постановку задач, решение проблем, планирование. Разговор с самим собой — это что-то вроде термостата, один из способов контроля собственных импульсов, отмечает Том Бринтопт, преподаватель психологии Государственного университета Миддл Теннеси.

«Детям не случайно много читают вслух, — рассуждает гендиректор консалтинговой компании Green Street Юна Скобликова. — Делается это с тем, чтобы действие сюжета вывести на сознательный уровень». Менеджеры — те же дети: чтобы хорошо подготовиться к встрече, им нужно прочувствовать ситуацию, как бы примерить ее, поясняет она. Алексей Ищенко, директор по PR и рекламе компании «Комус», не скрывает, что предстоящие выступления любит репетировать в кабинете перед зеркалом: «Так как-то хорошо видишь себя со стороны».

Репетировать стресс

В некоторых случаях внутренние диалоги могут нарушать спокойствие. Разговоры с самим собой иногда оказываются вихрем мыслей, вырывающимся наружу, а на работе всегда найдется хотя бы один человек, который прислушается к тому, что вы говорите. Если вы нервничаете перед встречей и много говорите, вы репетируете стресс. Эван Штейнгарт, бывший начальник отдела продаж FMCG-компании, работал с менеджером по продажам, который полностью репетировал переговоры за день до встречи с клиентами, включая их возражения, которые он произносил другим голосом. «Это ужасно отвлекало остальных членов группы, — говорит Штейнгарт. — Они были как будто под гипнозом».

«Опасно, когда, воодушевившись мысленной борьбой с противником, руководитель принимает созданную в его воображении картинку за реальную и идет в бой во всеоружии эмоций», — предупреждает директор тренинговой компании «Мэйнстрим консалтинг», психолог Анна Бурова. Один из участников тренинга — директор по регионам фармацевтической компании, как-то поделился с нею историей: однажды коммерческий директор сообщил ему о запуске нового продукта, который требовал новых навыков от продавцов, новой рекламной кампании, новых буклетов, листовок и т. д. Слово «новый» для молодого руководителя прозвучало как риск оказаться не в теме — он еще не успел разобраться со старой ситуацией и какие-либо изменения были ему некстати, рассказывает Бурова. Его внутренний диалог строился по сценарию: «Ну я ему покажу!» Региональный директор тщательно готовил многочисленные формулировки, демонстрирующие несостоятельность намеченного проекта. И был удивлен и растерян, когда на совещании коммерческий директор попросил его вдруг оценить сильные стороны предложенного товара.

«По себе замечал: лучшие выступления те, которые рождаются спонтанно», — делится опытом Борис Щербаков, гендиректор компании «Oracle СНГ». Разговоры вслух, репетиции и прочее лишь забирают энергию, убежден он.

Сузить сознание

«Разговоры с самим собой помогают убирать тревожность, связанную с информационным дефицитом, — поясняет Игорь Макаров, бизнес-тренер Московской бизнес-школы. — Иными словами, человек должен представить ситуацию, пережить все возможные неожиданные ее повороты и успокоиться». В большинстве случаев люди настолько входят в роль, что забывают об окружающих. В психологии, отмечает Макаров, это называется сужением сознания. В его рабочей практике был случай: коллега, готовя тренинг по презентации продукта для продавцов-консультантов алкогольной компании, незаметно для себя на глазах у всех разыграл небольшой спектакль. «Он обращался к продавцам, называя их то господами, то товарищами, и всякий раз прислушивался, какое слово звучит лучше, какая формула убедительнее, — вспоминает Макаров. — Человек отрабатывал каждую фразу и жест. Зато потом, когда ему сказали, как это было здорово, он очень удивился».

«Разговаривая с самим собой, вы не отвлекаетесь ни на что другое», — говорит Дж. Дж. Стивс, которому доводилось сидеть рядом с коллегой, постоянно разговаривающим с самим собой. Его партнер Кристина Ашерман, коммерческий фотограф, обсуждает сама с собой экспозицию и апертуру до и во время съемок. «Так вы не болтаете с другими», — поясняет она.

Анна Сошинская, старший менеджер по PR и коммуникациям компании Avon, тоже не скрывает, что разговаривает сама с собой как минимум в трех случаях: «Когда пишу статьи — зачитывание вслух изложенного на бумаге помогает мне выбрать наиболее ясную фразу. Когда готовлюсь к презентациям или интервью — в этом случае я хожу по кабинету и декламирую. И наконец, когда отказывается работать компьютер: пытаюсь, что называется, “по-человечески” с ним договориться».

Использованы материалы WSJ

Начать дискуссию