Управление финансами

Мы тонем

В бизнесе редко встречаются необъяснимые вещи. Если он стремительно разрушается, следует засучить рукава и искать причины. Скорее всего, что-то не так с активами. Возможно даже — со всеми без исключения.
В бизнесе редко встречаются необъяснимые вещи. Если он стремительно разрушается, следует засучить рукава и искать причины. Скорее всего, что-то не так с активами. Возможно даже — со всеми без исключения.

Активы любой компании можно разделить на три основных блока. К первому относятся оборудование, транспорт, товары и сырье. Ко второму — офисные, торговые и производственные помещения. К третьему — персонал1. Проблемы то с одной, то с другой группой активов предприниматели решают чуть ли не ежедневно. Однако встречаются и крайне запущенные случаи, когда все активы предприятия оказываются мертвыми. И вот это уже большая проблема.

Одна из крупнейших автомобильных корпораций планеты — General Motors — объявила недавно о грандиозных убытках. В 2007 году она потеряла почти 39 млрд долларов. Не знаю, будет ли это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Однако даже если это случится, горькую пилюлю подсластить все равно не удастся.

Ни один акционер, ни один собственник компании уж точно не мечтает о том, чтобы заслужить подобную славу, попав в число «рекордсменов» по размеру потерь. Лично я уверен, что всем нам в России, и особенно в малом и среднем бизнесе, нужно еще много расти и тренироваться, чтобы научиться добиваться таких результатов. И все же явную тенденцию к постепенному омертвлению активов я в своей практике консультанта наблюдаю постоянно.

Не так давно на связь вышел собственник типичного малого предприятия. Проблема также оказалась довольно распространенной. Несколько магазинов, торгующих промышленными товарами и ориентированных на нишу «Все для дома», вместо доходов и морального удовлетворения упорно приносили учредителю убытки и портили ему настроение. Проведенный поиск неполадок показал: эффективность использования активов компании давно ушла в отрицательную область значений. Но еще хуже было то, что все три названные выше группы активов оказались на поверку мертвыми.

Неликвиды, которыми были забиты склады и магазины компании, упорно тащили ее на дно. Однако менеджеры по закупкам с маниакальным упорством продолжали приобретать по завышенным ценам абсолютно не пользующиеся спросом товары, забивая остатки складских и торговых площадей балластом.

Симптомы полностью соответствовали заболеванию. Продажи, а вслед за ними и доходы продолжали снижаться. Затоваривание нарастало. Как следствие, бизнес задыхался от нехватки оборотных средств, хватаясь за последнюю соломинку — банковский кредит, который владелец компании вынужден был взять, чтобы покрыть текущие убытки. Тонущее судно, с каждой минутой набирающее лишние тонны забортной воды, — именно так выглядело несчастное предприятие.

После того как было зафиксировано общее, мягко говоря, печальное положение дел, можно было приниматься за детали. Здесь также удалось сделать несколько показательных находок. Например, в процессе расследования вскрылись случаи регулярного получения менеджерами по закупкам банальных откатов от поставщиков неликвидной продукции, заполонившей в итоге все склады фирмы. Но главное, обнаружились и другие мертвые активы.

«Транспортный цех» был жив лишь наполовину. Два имевшихся в распоряжении компании КамАЗа — 18-тонные фургоны — использовались для закупки товаров лишь три–четыре раза в месяц, а вес перевозимого этими богатырями груза в совокупности не превышал двух–трех тонн. Между тем содержание автомобилей с учетом зарплаты водителей стоило компании 40 тысяч долларов в год! Но уж эта-то проблема лежала на поверхности! Ведь с текущей операционной деятельностью по перевозке товаров легко справлялись две другие машины — куда меньшей грузоподъемности и с куда более низкими затратами. Все это видели. Видели, но не замечали? Что же, бывает и такое. Порой у собственников, как говорится, «глаз замыливается».

Следующий этап исследования тонущего бизнеса принес уже вполне ожидаемый результат. Мертвой оказалась и та группа активов, к которой по традиции относятся торговые, производственные и офисные помещения. В одном из магазинов компании 40% зала — хорошо отремонтированных торговых площадей — использовалось под склад товаров. При этом рядом, за стеной, располагались удобные складские помещения. Знаете, что там хранилось? Никогда не догадаетесь. Старое сломанное оборудование, изношенная автомобильная резина и просто мусор. Вся ценность этого «добра» не составляла даже стоимости ежедневной аренды столь расточительно используемого метража!

Во втором магазине мертвым оказалось 30% торговой площади. Здесь, кстати, не обошлось без «творческой инициативы». Когда имеющиеся в магазине складские площади были окончательно переполнены неликвидным товаром, заведующая быстро приняла «единственно верное» решение, распорядившись передвинуть оборудование в торговом зале ближе к центру, а на «сэкономленной» территории разместила товарные запасы. Думаю, если бы неликвиды продолжали поступать в этот магазин теми же темпами, что и прежде, через некоторое время все торговое пространство было бы превращено в склад.

Все говорило о том, что третий актив — персонал — также окажется мертвым. Именно это и показало исследование: 30% всех сотрудников не приносили дохода, усердно проедая прибыль. Даже сейчас, по прошествии времени, легко могу перечислить всех нахлебников. Прежде всего, представители транспортного и складского отделов: заведующий складом, два его помощника, четыре рабочих, два водителя упомянутых КамАЗов и два экспедитора. Последние посвящали 60% рабочего времени чайным церемониям, еде, карточным играм, изысканиям в недрах собственных носов, а также пересказам последних слухов и сплетен.

«Не хуже» обстояли дела в бухгалтерии. Отчетность индивидуального предпринимателя и учет по трем сравнительно небольшим магазинам вели главный бухгалтер, экономист, три рядовых бухгалтера и бухгалтер-кассир. Знакомство с главбухом не было приятным. Мне не нравятся апломб и непомерные амбиции. А эта дама к тому же очень гордилась своим высшим образованием. Впрочем, наличие диплома не помогло ей обнаружить несколько фактов хищения с участием материально ответственных лиц, причем по предварительному сговору. Они были вскрыты вовсе не главным бухгалтером. О чем говорить, если в течение двух лет кассир, сидящий в том же кабинете, воровал деньги компании и подделывал отчетность!

Ради интереса я пытался оценить совокупный финансовый ущерб, который нанес собственнику предприятия столь доблестный персонал. Зарплата, плюс стоимость рабочих мест, плюс то, что украли, плюс… Затем умножаем на 12 месяцев. Потом — на количество лет. Сумма по понятным причинам получалась несопоставимой с прошлогодними результатами General Motors. Но в масштабах отдельно взятой небольшой компании доля потерь, по моим оценкам, оказывалась намного выше, чем у GM.

Уверен: читателю хочется узнать, удалось ли всплыть тонущему «пароходу». Да, для магазинов «Все для дома» эта история закончилось вполне счастливо.

После составления подробной «истории болезни» был разработан проект реорганизации бизнеса. Торговые залы снова стали использоваться по своему прямому назначению, а не в качестве складов неликвидной продукции. Это позволило увеличить их площадь более чем на 30%.

Сами неликвиды были частично распроданы по сниженным ценам, а частично обменены на ходовые товары. Центральный склад расформировали, а поставщики начали доставлять товары непосредственно в магазины. Два совершенно лишних КамАЗа продали, а вырученные деньги направили на пополнение оборотных средств. Банковский кредит, который брал предприниматель, вернулся в банк. За ненадобностью.

Складской и транспортный отделы также были расформированы, а бухгалтерию сократили до двух человек. Как оказалось, их усилий вполне хватало, чтобы успешно справляться с работой. Разумеется, распустили и отдел закупок: функции уволенных менеджеров были переданы помощникам заведующих магазинами. Контролем закупок и цен лично занялся коммерческий директор, а владелец бизнеса освоил базовые технологии управления и финансового контроля.

В результате издержки компании сократились на 30%, а продажи и доход стали расти. Компания начала приносить прибыль, что позволило даже увеличить зарплату персонала. Но главное, владелец бизнеса наконец-то начал получать законную предпринимательскую премию!

Не буду утверждать, что все это получилось быстро и просто. Переменам отчаянно мешали некоторые представители руководящего состава, почуявшие опасность сотрудники отдела закупок и бухгалтерия, возглавляемая дамой с высшим образованием. В ходе финальной стадии консультирования мне приходилось выслушивать и угрозы, и всякого рода гадости. Я даже оказался объектом шантажа. Впрочем, это уже совсем другая история. Главное, собственник был настроен на перемены. Ведь хуже быть уже просто не могло.

Теперь, когда меня просят дать дельный совет о правильном управлении активами, я пересказываю эту историю. А если времени мало, предлагаю более короткую формулу. Если у вас есть активы — используйте их. А если не можете этого сделать — избавьтесь от них. Иначе мертвые активы утащат ваш бизнес на дно.

Комментарии

1
  • Lada169
    Цитата:
    Если у вас есть активы — используйте их. А если не можете этого сделать — избавьтесь от них. Иначе мертвые активы утащат ваш бизнес на дно.
    Полностью поддерживаю мнение автора

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть