Реклама

Антиреклама, чёрный пиар и демаркетинг

“Уважаемые ветераны Великой Отечественной Войны и труженики тыла! Похоронное агентство “В добрый путь” поздравляет Вас с годовщиной Великой Победы! В последнее время вокруг нашего доброго имени, а также доброго имени нашего заслуженного гробокопателя с двадцатилетним стажем Васисуалия Лопаты возобновились слухи (три месяца не было) оскорбительного и откровенно лживого характера.

“Уважаемые ветераны Великой Отечественной Войны и труженики тыла! Похоронное агентство “В добрый путь” поздравляет Вас с годовщиной Великой Победы! В последнее время вокруг нашего доброго имени, а также доброго имени нашего заслуженного гробокопателя с двадцатилетним стажем Васисуалия Лопаты возобновились слухи (три месяца не было) оскорбительного и откровенно лживого характера.

В связи с этим мы спешим вам авторитетно заявить следующее. НЕ ПРАВДА, что наш лучший сотрудник Васисуалий Лопата имеет непогашенную судимость по обвинению в вандализме и вымогательстве. НЕ ПРАВДА, что наше агентство использует в своей деятельности бывшие ранее в употреблении гробы и иные похоронные принадлежности. НЕ ПРАВДА, что сотрудники “В добрый путь” берут работу на дом, а в полнолуние предпочитают брать административный отпуск. Наконец, НЕ ПРАВДА, что все пользователи наших услуг отправляются прямиком в ад. Всё это гнусная ложь и происки правоохранительных и налоговых органов, по всей видимости, завидующих благосостоянию нашего генерального директора и её супруга – Васисуалия Лопаты. ЗАПОМНИТЕ и расскажите всем своим друзьям и близким. Мы всегда рады видеть Вас и ваших благодарных родственников в своих офисах. До скорой, искренне в то надеемся, встречи, уважаемые ветераны и труженики тыла!”

Как бы это грязно и цинично не смотрелось со стороны, но примерно так и выглядит любой “креатив” сторонников и тружеников демаркетинговой стратегии. “Хороший товар в рекламе не нуждается”. Зато, в некоторых случаях, он может быть подвергнут антирекламе. Не хватает денег, сил и времени на хорошую рекламную компанию своего товара (работы, услуги) – займись чёрным пиаром. Этот лозунг времён недобросовестной конкуренции востребован сегодня подавляющим большинством – начиная от крохотных захолустных фирм и заканчивая крупнейшими операторами сотовой связи. В периодических, солидных и не очень изданиях, в публичных выступлениях, в политических акциях, в фильмах, музыке, юмористических выступлениях, в почтовых рассылках – так или иначе, но чёрный пиар ничуть не уступает своему антиподу. Вывести на чистую воду, а точнее по уши втоптать в грязь своего явного конкурента – дорогого стоит. Причём при самых ничтожных затратах. В помощь здесь – многолетний опыт других стран. На Западе, к примеру, вполне легально действуют целые объединения пиар-агентств, специализирующиеся на демаркетинге и чёрном пиаре.

Приобретя свою значимость в качестве орудия политических манипуляций сознанием американских граждан-избирателей ещё в начале 20 века, к середине 70–х годов минувшего столетия чёрный пиар значительно расширил сферу своего применения и по большей части перешёл в область коммерции. В эти года в США прошли антирекламные акции продукции Coca-Cola, Philip Morris, Jack Daniel`s,  Labrot & Graham и так далее. Все акции имели просоциальный характер и стояли на “охране прав всего американского народа и будущих поколений на здоровый образ жизни”. Поэтому суды, в которые обратились представители вышеупомянутых компаний, не признали исковых требований последних, сославшись на положение Билля о Правах (первые десять поправок к Конституции США) 1791 года, которым вводится запрет на ограничение свободы слова и независимости прессы.

На сегодняшний день антиреклама в США почти повсеместно ограничена сферой политики, а во многих штатах действуют законы, запрещающие антирекламу коммерческих структур под страхом уголовного преследования. Самым недавним примером чёрного пиара, применённого в предвыборной политической гонки, вызвавшим широкий общественный резонанс по всей Америке является ролик кандидата от партии демократов Альберта Гора на президентских выборах 2000 года. Ролик демонстрировал выступление Гора, а на заднем плане в это время мелькало слово democrats, в котором жирным шрифтом было выделено его окончание rats – крысы. Впоследствии, уголовное дело по этому факту было возбуждено только в части использования республиканцами технологии 25 кадра.

Действительно, антирекламные нападки могут преследовать самые различные цели – от общественно полезных, до социально вредных. Поэтому, следует различать такие понятия, как антиреклама и чёрный пиар. Если антиреклама, как мы говорили ранее, по большей части выходит в эфир с целью заострить внимание потребителей на некачественном характере товаров (работ, услуг) недобросовестных производителей (разоблачение брендов), то смысл чёрного пиара заключается именно в намеренном умалении делового образа конкурента (потенциального конкурента).

Условно все блага, которыми владеет лицо можно подразделить на материальные (деньги, ценные бумаги, транспорт, недвижимость и так далее) и нематериальные. В качестве нематериальных благ выступают жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства. Главная отличительная особенность последних заключается в том, что они, как правило, не поддаются денежному выражению, и исчислить их реальную стоимость (ценность) оказывается подчас просто невозможно.

Другое отличие проявляется в символической степени защищённости нематериальных благ. Судите сами, что легче уберечь от незаконного посягательства – деньги на банковском депозите, или деловую репутацию, доступ к которой открыт практически каждому желающему? К тому же, не для кого не секрет, что восстановить или хотя бы привести в близкое к первоначальному состояние опороченную честь и деловую репутацию куда более сложно, нежели чем отремонтировать, скажем, попавший в аварию автомобиль. Поэтому, как нам представляется, нематериальные блага нуждаются в большей правовой защите по сравнению с благами материальными.

Серьёзным шагом на этом непростом пути может стать изменение законодательства о средствах массовой информации и рекламе. Необходимо отметить, что некоторые предпосылки к этому уже имеются. Так, узурпированное и негласное право всех за некоторым  исключением СМИ “не нести ответственности за содержание рекламных материалов” противоречит смыслу статьи 5 ФЗ “О рекламе”, устанавливающей недопустимость  недобросовестной (порочащей честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента) и недостоверной (не соответствующей действительности) рекламы. Тем не менее, на сегодняшний день каких-либо действенных правовых инструментов для реализации на практике данного ограничения не предусмотрено.

А причина тем временем банальна и очевидна – пресловутый пробел в законодательстве.
Тем временем, законодательство России всё же предусматривает уголовную ответственность за клевету. Пункт 2 статьи 129 УК РФ гласит: “Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев”.

Гражданским законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с которым лицо, в отношении которого были распространены клеветнические сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию вправе требовать по суду опровержения таких сведений. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они, согласно требованию, содержащемуся в статье 152 ГК РФ, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. В СМИ, выходящих в эфир не реже одного раза в неделю, опровержение должно следовать в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста, во всех других СМИ - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

Кроме того, лицо (в том числе и юридическое – часть 7 статьи 152 ГК РФ), в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.  
Однако на практике добиться реальной защиты своих прав на нематериальные блага, а тем более восстановления и денежной (моральной) компенсации в случае их нарушения оказывается весьма затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12. 1994 года № 10, призванное детально регламентировать отношения по компенсации морального вреда, на самом деле не даёт ответа на большое число вопросов, встающих перед сторонами и судом в процессе судебного разбирательства по такого рода делам. В частности, отсутствуют какие бы то ни было чёткие критерии выявления признаков морального вреда, а также нормативы, позволяющие определить его размер и степень тяжести. Не меньшие проблемы создаёт то обстоятельство, что в отечественном законе отсутствуют такие категории, как антиреклама, чёрный пиар и демаркетинг, а действия, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию неизменно принято раскрывать через понятие клеветы.

Легальное же определение клеветы, да и сама юридическая техника, при помощи которой оно проработано, в свою очередь, не позволяют квалифицировать многие случаи явной клеветы в качестве таковой. Дело в том, что клевета представляет собой распространение заведомо ложных информационных данных, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его деловую репутацию. Поэтому, с точки зрения нашего уголовного закона приведённый в начале статьи пример антирекламного текста клеветой считаться не может. Соответственно, лица, ответственные за его распространение уголовной ответственности не подлежат. 

Начать дискуссию

Налоговые поручения Путина, безопасный вычет НДС, как платят налог английские принцы в обзоре

События в налоговой сфере.

МРОТ повысят до 22 440 рублей. 💸 «Ночной бухгалтер» № 1731

Минимальную зарплату поднимут на 16,6%, а в изменениях по налогам на 2025 год есть даже позитив (не все же нам вас пугать и расстраивать).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

🔥 Все включено! Онлайн-курсы, вебинары, разборы, консультации + онлайн-доступ к V Всероссийской бухгалтерской конференции в подписке «Клерк.Премиум»

Подписка «Клерк.Премиум» стала еще выгоднее! Вы можете повышать квалификацию на онлайн-курсах, следить за изменениями в законодательстве по разборам и актуальным вебинарам, задавать вопросы нашим экспертам на консультациях, а также посещать ВСЕ конференции «Клерка» в онлайн-формате без дополнительной оплаты.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Право

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚

Что такое договор. Как его можно заключить. Что нужно знать о договоре. Как вы окажетесь стороной договора, ничего не подписывая.

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚
Валютный контроль

Названы страны-лидеры, куда незаконно вывозят валюту

ФТС выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму свыше 922 млн рублей. Наиболее часто деньги вывозили в Турцию, ОАЭ и Азербайджан.

Для МСП упростили подключение к платежному сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Валютные операции

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона
Счета-фактуры

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Криптовалюта

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовое право

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд
Блокировка счетов

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

Интересные материалы

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.