Управление финансами

Подводные камни бюджетирования

Задумываясь о сокращении издержек и повышении рентабельности каждого направления бизнеса, многие компании вводят системы раздельного учета и бюджетирования по всем своим подразделениям. Но, решая одни проблемы, они сталкиваются с другими.

Задумываясь о сокращении издержек и повышении рентабельности каждого направления бизнеса, многие компании вводят системы раздельного учета и бюджетирования по всем своим подразделениям. Но, решая одни проблемы, они сталкиваются с другими.

Российские “голубые фишки” — “ЛУКОЙЛ”, “ЮКОС” и др. — занялись внедрением раздельного учета еще в 90-х гг. Так, возглавив РАО “ЕЭС России” в 1998 г., Анатолий Чубайс потребовал ввести бюджетирование во всех “дочках” энергохолдинга.

Теперь раздельный учет затрат становится популярным в компаниях второго и третьего эшелонов. “Время формирования корпоративной структуры бизнеса, когда компании боролись за предприятия и формировали из них холдинги, прошло. Сейчас задача — наладить эффективное управление этими предприятиями, — говорит партнер консалтинговой компании KPMG Алексей Березной. — Владельцы знают, какой доход может принести предприятие в целом, но, решив наладить управление, хотят понять, сколько могут стоить отдельные направления бизнеса”.

Все поделить

В 2003 г. группа “Илим Палп” решила выяснить рентабельность работы подразделений и производства каждой товарной позиции. Для этого она выделила в самостоятельные юрлица все сервисные службы и некоторые производственные подразделения. Например, Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат производит не только обычный картон, но и одноразовые тарелки, папки-скоросшиватели, заготовки коробок и т. п. “Сложно управлять бизнесом, который включает в себя такие разные продукты, — говорит директор по связям с общественностью компании Святослав Бычков. — Поэтому весь ассортимент был разделен по специализированным бизнес-линиям: целлюлоза, картон, упаковка, деревообработка, которые выделены в независимые бизнес-единицы”. Подобное разделение лишает возможности финансирования производства “товаров-иждивенцев”, которые живут за счет других, и позволяет понять, насколько рентабельно каждое направление. Например, после выделения производства древесно-волокнистых плит выяснилось, что его рентабельность ниже 8%, что не позволяет самостоятельно развиваться этому направлению. “Разделение ассортимента по бизнес-линиям позволило выявить в ассортименте убыточные и прибыльные производства, сегодня мы четко понимаем рентабельность каждого товара и возможности ее повышения”, — говорит Бычков.

Выяснением рентабельности бизнес-подразделений переход на раздельный учет не исчерпывается. Главное, что дает эта система, — подразделения начинают более трепетно относиться к собственным издержкам. Когда, скажем, затраты на оргтехнику покрываются из общего кармана, то им все равно, за сколько куплен копировальный аппарат или компьютер: общая бухгалтерия все спишет.

Весной 2001 г. компания МИАН решила отказаться от практики учета финансов по “котловому методу”. “Акционеры поставили задачу развивать бизнес более динамично, — рассказывает гендиректор МИАНа Сергей Озеров. — Нужно было мотивировать руководителей подразделений к увеличению рентабельности и привязать их доходы к финансовым результатам”. Тогда в компании внедрили систему Business Unit Management (BUM), чтобы получить механизм для оценки эффективности деятельности каждого подразделения. Выглядит это следующим образом: все услуги подразделений, оказываемые коллегам из других отделов, стали оплачиваться. Например, если бухгалтерии необходимо найти нового сотрудника, то они могут заказать поиск кандидата либо внутреннему отделу кадров, либо рекрутинговому агентству.

В каждом отделе сформировали локальный баланс, учитывающий не только доходы, получаемые от продажи продукта, но и прямые, косвенные и накладные расходы. “Планово-убыточные” подразделения, например PR-отдел или служба секретарей, обеспечиваются за счет внутренних налогов. Например, бюджет PR финансируется за счет налога на торговую марку, который взимается с каждой сделки компании. Таким образом, для центров прибыли вводится система конкуренции за финансовые ресурсы, а центры расходов конкурируют с внешними альтернативными источниками услуг.

“Раньше руководители бизнес-подразделений сосредотачивались на увеличении доходов отдела, не обращая внимания на издержки, которые получала компания в целом. Введение BUM позволило им и нам увидеть реальное положение дел, — говорит Озеров. — Наружу вылезло все, что является балластом. Выяснилось, что некоторые работы выгоднее заказывать на стороне. Например, мы практически отказались от ксерокопирования в офисе, намного дешевле это делать в копи-центре”.

Переходя на подобную систему внутреннего учета, главное не допустить, чтобы подразделения “торговали” между собой по сниженным ценам. “Сниженные цены расслабляют отделы-исполнители, ограничивая возможность "потребителей" в использовании альтернативных услуг на внешнем рынке”, — поясняет старший консультант департамента управленческого консалтинга “Бейкер Тилли Русаудит” Нина Саламбаш.

В МИАНе изначально хотели создать конкуренцию собственных служб с альтернативными компаниями, поэтому тарифы на услуги внутри компании рассчитываются в соответствии с рыночными ценами и утверждаются подразделениями-потребителями.

Нет кадров

Внедрение коммерческих отношений в компании может спровоцировать появление других “рыночных” механизмов — хищений и разного рода злоупотреблений. “Получив отчетность за квартал, мы заметили, что несколько отделов продолжают пользоваться услугами одного из убыточных подразделений, которые обходились им почти в два раза дороже, чем у независимой компании, — рассказывает финдиректор компании, просивший не упоминать его имени. — Сначала мы решили, что это проявление консерватизма, но внутреннее расследование выявило, что руководитель подразделения пытался спасти свой отдел и ввел практику откатов”.

Переход подразделений на самоокупаемость еще не гарантирует того, что их руководители начнут использовать более эффективные методы управления. Возможно, они просто начнут на всем экономить, иногда в ущерб качеству продукции. “Экономить может каждый, а сокращать издержки нет”, — говорит Бычков из “Илим Палпа”. В 2002 г. во всех подразделениях крупной производственной компании была проведена ревизия использования электричества. На одном из складов, где хранились металлические изделия, обнаружили, что он освещается и отапливается постоянно, а не по мере необходимости. Перед управляющим поставили задачу максимально сократить расход электричества. Он оставил в помещении несколько тусклых лампочек, перестал поддерживать необходимую температуру: изделия испортились, но зато ему удалось сократить расход электричества.

Бычков считает, что подразделениями должны руководить менеджеры с предпринимательским характером. Но найти таких непросто. В некоторых компаниях эту проблему пытаются решить введением “плавающей мотивации”, когда на размер бонуса руководителя влияет не столько размер сэкономленных подразделением средств, сколько размер прибыли. В фармацевтической компании “Верофарм”, где тоже введена система внутреннего бюджетирования, бонус менеджеров формируется из оборота, прибыльности отдела и выполнения операционного плана. Например, у директоров бизнес-единиц бонус формируется из трех показателей: объем продаж, EBITDA и выполнение операционного плана. Их доли в бонусе варьируются в зависимости от поставленных целей.

Начать дискуссию

Заявление кредитора о банкротстве должника: как подать в Федресурс и в арбитраж?

Как кредитору подать в Федерсурс и арбитраж заявление о банкротстве должника и какие приложить документы.

Заявление кредитора о банкротстве должника: как подать в Федресурс и в арбитраж?

Инвестиции компаний в цифровые технологии выросли на 80%

Объем финансирования передовых отечественных программ превысил 180 млрд рублей.

УСН

По УСН будет ряд улучшений в Налоговый кодекс

23 июля Госдума окончательно приняла закон с изменениями в НК в рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы. В том числе он содержит ряд новшеств по УСН.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Розничные сети хотят равных условий с маркетплейсами

В Госдуме прошел круглый стол «Применение лучших практик офлайн-ретейла в сфере интернет-торговли».

Зарплата

Закон о налоговой политике 2023-2025 затронул и зарплаты

23 июля Госдума в третьем окончательном чтении приняла закон с изменениями в НК, которые реализуют отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. Среди прочего они затрагивают заработную плату и НДФЛ с нее.

Росстат: не осталось семей, которым не хватает средств на еду

Больше 36% россиян заявили, что могут позволить себе еду, одежду и товары длительного пользования. Однако не хватает денег на квартиру, машину и дачу.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Интервью

Евгений Коваленко: У меня очень большие амбиции

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». На этот раз мы пообщались с Евгением Коваленко, предпринимателем, инвестором и создателем компании VEROL, которая успешно торгует на маркетплейсах.

8

Вежливость при общении с ФНС

ФНС, камеральные проверки

Онлайн-кассы

Чем отличается касса от эквайринга

Онлайн-касса и эквайринг помогают бизнесу принимать безналичные платежи, но назначение этих инструментов кардинально различается. Разбираемся, почему эквайринг не способен заменить кассу.

Чем отличается касса от эквайринга

Приложение «Авито» вернулось в AppStore

Пользователи Авито на iOS смогут без проблем скачивать сервис на свои устройства. Приложение вернули в AppStore.

Как «Клерк» помогает развивать и продвигать бизнес

Более 20 лет «Клерк» делает работу бухгалтеров и предпринимателей легче и интереснее: мы рассказываем о нюансах ведения бухучета, налогах, изменениях в законах и помогаем искать ответы на сложные вопросы. А еще «Клерк» с удовольствием займется продвижением вашего бизнеса: наш трафик — более 7 миллионов посетителей в месяц, и эта аудитория станет не только нашей, но и вашей.

Как «Клерк» помогает развивать и продвигать бизнес

Налогообложение прибыли в НК уточнили: новый закон

23 июля Госдума в третьем окончательном чтении приняла закон с изменениями в НК, которые реализуют отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. В том числе они затрагивают учет и отчетность по налогу на прибыль организаций.

Модулькасса и Модульбанк дарят три месяца торгового эквайринга с комиссией 0%

Банк для предпринимателей Модульбанк и Модулькасса запустили акцию для новых клиентов. 

От НДС в 2025 году освободят вновь зарегистрированные компании и ИП

Впереди масштабные изменения по налоговой реформе 2025 года, которые касаются всех организаций. И особенно тех, кто на УСН.

Банки

Сегодня пользователи жалуются на ВТБ, Росбанк и Альфа-Банк

Цифровые сервисы российских банков сбоят второй день.

Акции Яндекса начали торговаться на Мосбирже

Объем торгов ценными бумагами МКПАО «Яндекс» уже превысили 6 млрд рублей. Стоимость акций растет на 11,6%.

Роструд: если вовремя не выдали трудовую книжку, можно требовать компенсацию. Но не всегда

Если трудовая книжка выдана не в день увольнения, работник вправе требовать от работодателя денежную компенсацию за упущенную возможность трудиться.

Банки

В работе приложений Газпромбанка и ВТБ произошел сбой

Клиенты банков жалуются на проблемы с мобильными приложениями. Они не могут полноценно пользоваться сервисами.

Изменились правила ведения электронной торговли

Теперь у компаний появится право продавать товары физлицам с использованием бондовых складов. Оператор электронной торговли будет обеспечивать взаимодействие интернет-площадок с таможенными органами.

Интересные материалы

Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152

Разбираемся, в каких случаях можно вести гугл-таблицы с базами данных клиентов и собирать сведения о них через гугл-формы, а в каких — нет, и какие последствия грозят тем, кто нарушает закон. 

Штрафы до 300 000 рублей за сбор данных через гугл-формы и другие нюансы ФЗ №152