Бизнес-психология

Бизнес-леди начинают и побеждают

По признанию ряда экспертов, желание выделить какой-то особый женский стиль управления во многом продиктовано сложившимися гендерными стереотипами и поведенческими моделями. Так, например, традиционно приписываемая женщине большая эмоциональность на деле компенсируется наличием и весьма эмоциональных мужчин-руководителей.

По признанию ряда экспертов, желание выделить какой-то особый женский стиль управления во многом продиктовано сложившимися гендерными стереотипами и поведенческими моделями. Так, например, традиционно приписываемая женщине большая эмоциональность на деле компенсируется наличием и весьма эмоциональных мужчин-руководителей.

Данные исследований свидетельствуют о том, что успешный менеджмент не имеет пола, а эффективные менеджеры демонстрируют смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков.

Первой, кто в 1977 году своеобразно и применительно к корпорациям рассмотрела круг данных проблем в гендерном аспекте стала Розабес Кантер. Позднее, свое внимание к данному аспекту управленческой психологии уделяли многие зарубежные и отечественные исследователи, в ответ на все чаще поднимаемые вопросы «служебной дискриминации».

Некоторые из стереотипов, прочно прописавшихся в отечественной деловой культуре:
— у женщин-руководителей более слабый «профессиональный капитал» — меньше знает и умеет;
— эффективный менеджер — это, прежде всего, мужчина, поскольку женщина непригодна для роли лидера;
— женщине «мешают» домашние обязанности и заботы и др.

Взгляд на проблемы гендерного менеджмента и живучести стереотипов от топ-менеджеров известных компаний — лидеров рынка. Кстати, все они вошли в рейтинг самых успешных женщин-менеджеров — «Топ 200 деловых женщин России-2007».

Объективно у женщин гораздо больше задач, чем у мужчин — домашнее хозяйство, семья, — говорит Наталья Касперская, председатель совета директоров «Лаборатории Касперского», — да и для успешного управленца необходимы такие качества, как жесткость, умение принимать непопулярные решения, наличие какого — то специфического мышления. «Женщине это свойственно в меньшей степени, она более социально адаптированное существо», — заключает она.

Разделяет эту точку зрения и Елена Шматова, главный финансовый директор компании «Вымпелком».
По ее мнению, женщины меньше стремятся самоутвердиться в общественно-административной сфере, выбирая основным приоритетом для себя семью. «Но в то же время, ни для кого не секрет, что многие с недоверием относятся к их способностям соответствовать требованиям, предъявляемым к руководителям высокого ранга». Слишком долго в России мы практически не видели женщин во властных структурах, — добавляет она.

Против деления профессионального мира на мужчин и женщин выступает и Элла Стюарт, председатель совета директоров, главный управляющий директор Группы компаний BBDO Russia.
Она уверена, что женщинам намного легче быть руководителями, чем мужчинам. Да и к тому же, по мнению Елены Докучаевой, генерального директора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн», у женщин нет препятствий на карьерной лестнице, ведь способность к управлению — это не гендерная особенность. А небольшой процент женщин-руководителей может быть связан лишь с их меньшими амбициозными запросами, — заключает она.

Ни объективно, ни исторически нет предпосылок к тому, что женщина слабее, — убеждена и Надежда Крайнова, Вице-президент компании «Росгосстрах». «Многие мужчины были бы рады матриархату, независимо от ореола мужественности и ответственности, окружающего их веками. А ответ на вопрос, почему топ-менеджеров-женщин меньше, чем мужчин прост — это колоссальная нагрузка, которая ложится на менеджеров, особенно на этапе продвижения карьеры. «Женщины не хотят выходить на этот путь борьбы не в силу своего несоответствия высоким должностям, а просто потому, что для многих из них в жизни существуют иные ценности».

Наталья Касперская

По данным исследований, в ближайшие годы количество женщин-управленцев будет только расти. Однако при этом отмечается такой сдерживающий момент как достаточно жесткие законы существования в бизнесе.

Но Наталья Касперская уверена, что сегодня в России очень много женщин-управленцев не в пример многим другим странам, поэтому их число может только снижаться. «В американском бизнесе, где выживает сильнейший, женщин мало. Европа пошла дальше, приняв законы, которые в определенной степени обязывают работодателя принимать некоторое количество женщин. Но в целом это вряд ли можно считать предвестником карьерного взлета для них». Да и к тому же, по мнению Елены Докучаевой не каждый талантливый специалист может сделать карьеру в бизнесе. Для этого необходимо четко разделять работу и личное время. «Для начала, необходимо найти это личное время и организовать свой день так, чтобы осталось время на себя, семью, какие-то жизненные удовольствия». Я меньше всего задумывалась о том, как стать топ-менеджером. Всегда хотелось — иметь интересную работу, бросить вызов самой себе, поставить цель, кажущуюся нереальной и идти к ней, преодолевая себя, — добавляет она.

Когда начинаешь двигаться по карьерной лестнице, ты уже должен быть профессионалом и иметь возможность развиваться дальше, — уверена Надежда Крайнова. «Семья может дать те силы, которые и будут способствовать успеху на работе».

По признанию многих женщин, сотрудников ведущих компаний, работодатели часто недооценивают их сильные стороны как руководителей. С одной стороны, в угоду каким-то своим личным амбициям, с другой, в силу сложившихся стереотипов.
Человека всегда надо оценивать по результату, — убеждена Наталья Касперская, если он сильный, с задатками лидера, то шанс проявить себя независимо от того мужчина он или женщина очень высок. «Он «пробьется через асфальт» — пойдет к другому работодателю, откроет свою компанию…».

На ранних ступенях развития человечества женщины занимались собирательством, а мужчины охотой, — говорит Елена Шматова. Именно эту историческую особенность — обращать внимание на мелочи, которые обеспечивают необходимый «прожиточный минимум» и недооценивают работодатели, — уверенно заключает она.

«Основное, что может сделать любая компания, предоставляющая профессиональные услуги — заботиться о клиенте. А женщины по своей природе предназначены для того, чтобы заботиться. К тому же они часто проявляют большую гибкость. А в нашем бизнесе — клиентском, гибкость — это очень важное качество, — говорит Элла Стюарт.

В свою очередь Елена Докучаева уверена, что работодатели достаточно трезво оценивают качества женщин. По ее мнению правильнее было бы говорить о более продуктивном использовании таких специфических качеств слабого пола как гибкость, меньшая амбициозность, в хорошем смысле слова, готовность признать свою ошибку. Плюс к этому, женщины больше склонны договариваться, а не утверждать, — добавляет она.

Да и сам женский подход к рабочему процессу отличается от мужского, — говорит Надежда Крайнова. «Они более глубоко погружаются в заданную тему, потому что у женщин сильнее аналитический склад ума, у мужчин — стратегический, они всегда легче находят путь к сердцам и умам своих подчиненных, потому что видят жизнь более полно: в красках, эмоциях».

Элла Стюарт

Сражаясь за топовые позиции наравне с мужчинами, женщине с трудом удается оставаться женщиной, — такое мнение бытует в бизнес-кругах. А согласно западному исследованию, опубликованному в «Business review», среди успешных топ-менеджеров количество женатых мужчин составляет 89%, а замужних женщин порядка 30%. В России многим женщинам руководителям удается счастливо сочетать профессиональную карьеру и семейное благополучие.

В этом мнении уже заложено представление о том, что топовые позиции предполагают наличие исключительно мужских качеств, и потому прежде чем занять руководящую позицию, женщина должна поступиться какими-то присущими ей качествами, а это не так, — говорит Елена Шматова. «Все равно, что спрашивать, какими своими психологическими особенностями должен поступиться, например, японец, чтобы занять руководящую позицию в американской корпорации — да никакими. Его, может, и пригласят на эту позицию исключительно потому, что нужен ДРУГОЙ взгляд на привычные вещи».

«Я не верю в истории — карьера или семья, — говорит Элла Стюарт, — поэтому мне претит, когда я слышу, что женщина, делая карьеру, бросила семью — я категорически против таких суждений. Хорошая семья помогает карьере, и хорошая карьера совсем не вредит семье. Я не верю, когда говорят, что «горят на работе» и приезжают домой в 12 ночи.

Думаю, в этом случае просто плохо организованы и бизнес, и быт»

Елена Шматова

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

от Натальи Касперской, «Лаборатория Касперского» — я придумала ловкий способ: никогда не наниматься на работу, а просто основать свою компанию.

Елены Шматовой, «Вымпелком» — я всегда стремилась добросовестно выполнять свою работу и никогда не отказывалась сделать что-то большее, если чувствовала на это силы.

Эллы Стюарт, Группа компаний BBDO Russia — мой успех — это успех BBDO Russia Group.
Определяющим фактором которого стала правильно выбранная стратегия развития, новые задачи и люди.

Елены Докучаевой, «Секвойя Кредит Консолидейшн» — стать настоящим руководителем значит оказаться в ряде сложных, порой, критичных ситуаций. Это было в моей практике, и я видела, как росли менеджеры в нашей компании. Хороший руководитель — не тот, кто хорошо руководит, а тот, кто знает своих подчиненных, их сильные и слабые стороны, знает, чем они живут.

У каждой из этих женщин — большой путь в бизнесе. Кого же из мужчин топ-менеджеров они считают для себя примером?

По признанию Натальи Касперской, у нее нет кумиров. Но если человек смог создать собственное дело, значит, он чего-то стоит.
И в этом смысле ей импонирует карьера Билла Гейтса.

Елена Шматова предпочитает говорить о собирательном образе идеального руководителя-мужчины. «Это человек, с которым интересно, он много знает, причем не только в своей профессиональной области, при этом уважительно относится к знаниям и опыту других людей и самое главное — обладает чувством юмора».

Для Эллы Стюарт, как и для многих менеджеров России, среди таких примеров генеральный директор «ВымпелКом» Александр Изосимов и Игорь Савельев — глава Wrigley в России, один из первых российских менеджеров, ставший вице-президентом международной компании и возглавивший ее Восточный и Южный регионы.

Своим учителем Елена Докучаева считает Евгения Семеновича Бернштама (президента «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), во многом определившего ее взгляды и подходы к менеджменту. Также по ее признанию, ей симпатична позиция Рубена Варданяна (Тройка Диалог). «У него очень правильный подход к командообразованию, потому что любой бизнес станет успешным в только в том случае, если будет создана команда, и отношения внутри этой команды будут честны».

О своей успешной многолетней работе с Даниилом Эдуардовичем Хачатуровым говорит Надежда Крайнова. Именно его пример отношения к делу, создания профессиональной команды, использования новых технологий она считает для себя очень ценным и важным.

Елена Докучаева

Для руководителя особенно важно поддерживать рабочий климат в коллективе, создавать позитивный настрой сотрудников, нацеленный на результат. Именно поэтому большинство из них относятся отрицательно к самому понятию «конфликта». Эксперты же уверены, что при правильном подходе конфликтная ситуация может многому научить, а следовательно, конфликт стоит считать не досадным недоразумением, а нормой производственных отношений. Единого рецепта для руководителей не существует. Но есть универсальные правила, о которых не стоит забывать.

Конфликты всегда будут. И стоит ли вообще их не допускать — это еще вопрос, — говорит Наталья Касперская. «В определенном смысле конфликты являются двигателем прогресса. Поэтому когда департамент хочет продвинуть ценную идею, а ему не разрешают, рождается спор, и в результате появляется что-то новое, способствующее развитию компании». Конструктивные конфликты идут на помощь бизнесу и не надо с ними бороться, да и ограничить конфликты совсем невозможно, — уверена она, — а вот деструктивные ограничивать стоит.

«С одной стороны, когда менеджер набирает коллектив, вероятность конфликта минимальная, потому что он берет людей под себя. С другой, если приходит новый человек в готовый коллектив, то изначально возникает конфликтная ситуация, потому что коллектив, как правило, принимает его настороженно и приходится завоевывать доверие». По мнению Натальи Касперской, руководителю важно держать руку на пульсе компании, разбираться в каждом конкретном случае, находить источник конфликта, продумывать план своих действий.

Конфликты должны быть, иначе в ситуации всеобщего довольства собой и друг другом начинается застой, — делится своим мнением Елена Шматова. «Вопрос в том, что производственные конфликты не должны переходить в плоскость личных отношений и должны иметь конструктивную составляющую». Избежать «неконструктивных» конфликтов помогает существование в коллективе признанных авторитетов, подающих пример поведения другим. Поэтому роль
руководителя компании заключается в таком формировании команды, чтобы свести к минимуму «неконструктивные» конфликты, — добавляет она.

«С расширением нашей компании стали проявляться зоны конфликтов, — говорит Элла Стюарт, — На этапе значительной смены состава топ-менеджмента, изменения должностных обязанностей конфликты оказались неизбежны. К счастью, это рабочие конфликты на уровне рабочих отношений, без перехода на личности. Год назад мы ввели новую должность — директор по организационному развитию группы (Chief Talent Officer), — рассказывает она, — кроме того у нас есть практика приглашения коучера из компании «Business relations». Мы убедились, что необходим профессионал, который поможет руководителю урегулировать ситуацию.

Если вы прикажете своему министру порхать бабочкой, а он не выполнит ваше приказание, чья это будет вина? Его или ваша? —цитирует А.Сент Экзюпери Елена Докучаева. Конфликты внутри компании — неизбежны. Особенно, если компания растет, — уверена она. «Самое важное — четко распределить зоны ответственности между сотрудниками и при этом ставить задачи так, чтобы за результат отвечали все. А значит, не появится возможность «спрятаться» за чью то спину, а дальше — хоть трава не расти. Когда все вместе работают на конечный результат, конфликтов становится меньше, — заключает она.

Конечно, конфликтов в коллективе, особенно среди топ менеджеров, лучше не допускать, — говорит Надежда Крайнова. Поэтому важно ставить единые цели и задачи, при которых они будут помогать друг другу, договариваться и находить общие пути. «Следует обращать внимание на климат всей команды. Поэтому в подразделениях, которые находятся в моем ведении я всегда очень трепетно отношусь к созданию командного духа, стараюсь, чтобы сотрудники группировались вокруг общего дела». В команде не должно быть случайных людей, потому что отсутствие интереса к работе может отвлекать других, — уверена она. Поэтому «мое первое условие — чтобы сотрудники заинтересовались делом и стремились делать его сообща», — добавляет она. «Если человек хочет работать, его можно обучить, и он сможет работать в компании. Но если он уже профессионал, но незаинтересован в совместной работе — с ним бесполезно идти дальше».

При правильном подходе конфликтная ситуация может многому научить, — уверены эксперты. Поэтому главное — сработать на опережение, не позволив втянуть в зону конфликта всю компанию, а значит оценить объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины и выбрать оптимальную стратегию поведения.
Исследования стилей лидерства мужчин и женщин позволяют убедиться в том, что женщины обладают большей гибкостью в творении своего менеджмента и используют те стили лидерства, которые наиболее эффективны, не становясь последовательными приверженцами одного из них.

При этом женщины эффективно реализует не только «стратегии выживания», но и стратегии развития компании, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами. В целом, вывод исследователей однозначен — женщины руководители не только не проигрывают мужчинам, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своей компании

Начать дискуссию