С того момента, как в России начали появляться управленцы с западным бизнес-образованием, пролетело несколько скоротечных эпох. Предъявителей дипломов МВА любили и ненавидели, им доверяли самое святое и в них разочаровывались. Теперь все проще. Такие спецы нужны, но не всем и не всегда.
У генерального директора компании «Альянс РОСНО Жизнь» Максима Чернина степени MBA пока нет. Зато он поставил на поток обучение своих сотрудников. Выбирает программы сам. Так, чтобы они стыковались с профилем деятельности подчиненных. Коллегу, развивающего розничный канал, Чернин отправил учиться по программе «Инновационный и проектный менеджмент». Шесть семестров, форма обучения — вечерняя или очно-заочная. При подобном графике сотрудник может учиться без отрыва от работы.
Как и многие другие начальники, Чернин преследует вполне конкретные цели. Во-первых, наиболее перспективные молодые специалисты осваивают не абы какие программы, а только те, что интересны компании. Все готовы поболтать об инвестициях в людей. А вот работодателей, готовых фиксировать в бюджете соответствующие позиции и платить по 150 тысяч долларов европейским или американским бизнес-школам, куда меньше. Во-вторых, обучение по программе MBA за счет компании — отлично работающий стимул для специалистов. Расчет простой: «Если компания вкладывает в меня деньги, значит, рассматривает наше сотрудничество как долгосрочное». Потому-то далеко не все дипломанты дают деру из щедрых компаний при первой же возможности. Многие остаются, хотя и сознают, что стали стоить на рынке труда значительно дороже.
Получать MBA идут охотно. Менеджерам нравится, что классические программы обучения построены на конкретных примерах из жизни реального бизнеса. «Когда новые знания и методики обсуждаются на практических занятиях с управленцами из разных отраслей экономики России и других стран, эффект просто несоизмерим с академическим обучением в среде молодых студентов», — уверяет директор департамента корпоративных финансов инвестиционной группы «Ист Коммерц» Андрей Червов.
Кстати, многие успешные люди любят учиться в принципе. Не для галочки в резюме, а потому, что обучение для них — процесс приятный. Как для колумниста «Бизнес-журнала» Анатолия Вассермана, уплетающего новую информацию с таким же аппетитом, как дети — мороженое. «Разумеется, после получения высшего образования мы учимся дальше преимущественно на рабочем месте, — рассуждает Максим Чернин («Альянс РОСНО Жизнь»). — И все же программы MBA — отличная возможность повысить квалификацию даже в той области, где вы считаете себя профессионалом. Это держит в тонусе и помогает непрерывно думать о том, как реализовать себя».
Учить — только портить
«Иногда наших людей учить — только портить, — усмехается гендиректор компании «Росгосстрах-Столица» Дмитрий Маслов. — Понимаете, есть такая диалектическая спираль. Человек поучился и на следующем витке должен показать какой-то результат. Но результата этого часто нет, а коллекционер дипломов идет учиться дальше. Возможно, кое-кому таким путем и удается добиться совершенства. Но я вспоминаю другой случай. Одна наша сотрудница училась-училась… и впала в буддизм. По первому образованию она математик. По второму — психолог. А недавно со всеми своими знаниями окончательно ушла из компании».
Кроме того, в головах работодателей до сих пор крепко сидит страх, что осчастливленный бесплатным образованием сотрудник поматросит, да и бросит. И верно, никаких жестких ограничений, кроме трудовых контрактов, системы финансовых стимулов и пресловутой морали, пока не выдумано. А уверения рекрутинговых агентств и психологов в наличии средств повышения лояльности к корпоративным ценностям воспринимаются собственниками и акционерами, мягко говоря, скептически.
Между тем мир полон соблазнов. На сайте легендарной бизнес-школы INSEAD все желающие работодатели могут обозреть резюме учащихся или оставить заявку на понравившегося выпускника. Автоматическая система оповещения передаст выпускнику сведения о компании, проявившей к нему интерес, так что, если интерес окажется взаимным, произойдет «контакт разумов». Откуда в таком случае взяться гарантиям того, что новое предложение от конкурентов не окажется более привлекательным, чем ресурсы родной компании?
Впрочем, Максим Чернин («Альянс РОСНО Жизнь») нашел решение: «Если я вижу, что человек реализовал свой потенциал и полностью готов к переходу на новый этап (например, на более высокую должность, в смежное подразделение или даже в другую компанию в рамках группы), — я незамедлительно предоставляю ему такую возможность». Все верно. Если сотрудника аккуратно «ведут» по карьерной и финансовой лестнице, под белые руки вводят в социальный лифт, стимулов к предательству становится меньше. И все-таки ни один работодатель не должен становиться заложником собственного персонала.
А вот к дипломам MBA, выданным в России, работодатели и сами выпускники относятся до сих пор весьма настороженно. Дмитрий Маслов («Росгосстрах-Столица») уверен, что MBA в России — вообще полулегальное образование. Если уж и учиться чему-то, то только на Западе. И обязательно со стажировкой.
— У нас на рынке действительно распространено мнение, что в России ничему хорошему не научат, — отмечает управляющий партнер рекрутинговой компании MarksMan Михаил Торчинский. — А значит, надо обязательно потратить не менее 100 тысяч долларов, учиться на Западе, и только тогда из затеи с получением бизнес-образования что-то получится. Но это не всегда так. Получать MBA имеет смысл, причем либо топ-менеджерам, либо продвинутым собственникам бизнеса. Это в любом случае лучше, чем ситуация, когда управляющий среднего звена сам продаст свою квартиру, уедет за границу, отучится и вернется в надежде, что сейчас ему дадут применить навыки на практике. Могут ведь и не дать… Для собственников же компаний и топ-менеджеров бизнес-школа — это хорошее дополнение к достигнутым успехам, новые связи и контакты, расширяющийся кругозор. Для таких «студентов» это просто стопроцентный «fun!» — не то что вуз с обязательными контрольными и зачетами.
Фантазии гарвардских мальчиков
У каждого противника MBA в запасе имеется несколько страшных историй о том, как обладатель степени чуть было не зарубил на корню работу «одного крупного российского предприятия». Мораль всегда одна и та же: выпускник бизнес-школы принял на веру все вложенные в его мозги постулаты ведения бизнеса, не делая скидок на местные условия. В общем, уезжают нормальные менеджеры, а возвращаются красивые гарвардские мальчики, тут же принимающиеся строить воздушные замки. За чужой счет и за большую зарплату. А ведь у нас тут мало что меняется: коррупция, «серые» схемы, откаты и прочее варварство.
— Если человек разумен, порхать в облаках он не будет, — уверен Михаил Торчинский. — Зато он способен более широко воспринимать процессы, происходящие в бизнесе, видеть идеальную картину, к которой надо стремиться.
Кстати, в MarksMan по собственной инициативе провели опрос среди своих клиентов, работающих в разных отраслях. Лишь в восьми из сорока компаний высшие руководители заявили, что не примут человека на некоторые должности без диплома MBA. Что характерно, все эти предприятия работают либо в банковской сфере, либо в стратегическом консалтинге, то есть на рынках, где выпускники бизнес-школ нужны как минимум для обеспечения совместимости с заказчиками и контрагентами. Однако для остальных тридцати двух компаний наличие диплома MBA даже у генерального директора было и остается приятным, но вовсе не обязательным дополнением к личным качествам, опыту и реальным достижениям. Именно эти аспекты клиенты MarksMan сочли приоритетными в процессе выбора кандидата на должность.
— В профессиональном сообществе, — комментирует Торчинский, — постоянно циркулируют мнения управленцев друг о друге. Дескать, это настоящий монстр, свое дело знает… То есть очень важна реализация навыков, а не бумажка. Главное, чтобы человек достигал поставленных целей. Это именно то, что нужно акционерам.
Выхлоп KPI
Согласно другому исследованию MarksMan, менеджеры, получившие степень MBA (их процент крайне низок), незамедлительно начинают вносить изменения в свою карьеру. Нередко, получив такое образование, люди обретают немыслимую социальную мобильность, меняя не только места работы, но и место жительства. Обычные люди в России работают там, где живут. Между тем выпускники западных бизнес-школ легко осваивают американский (а частично и европейский) навык жить там, где удается найти выгодную работу.
Что бы ни говорили об MBA завистники, выпускники и правда меняются. «В стратегии, маркетинге и HR я почти полностью переориентировался на новую базу знаний, — сообщает Андрей Червов (ИГ «Ист Коммерц»). — Сейчас практически в 60% случаев при решении той или иной проблемы я применяю подходы, о которых узнал в ходе обучения на MBA».
Однако окончательные оценки все равно выставляет работодатель. Вот только не понятно, как считать отдачу от умного сотрудника. «Когда на работу принимают генерального директора, акционеры беседуют с ним от нескольких дней до недели и обсуждают, каких результатов он намерен достичь, что будет являться мерилом успеха. Это как в футболе. Если опытный тренер вывел сборную на новый уровень, он получает определенные бонусы и должен снова доказать свою успешность. Если молодой и неизвестный тренер привел команду к победе, его ставки резко повышаются, но на следующий год ему нужно доказать, что это не было случайностью. Вот тогда он переходит в разряд гуру. Получается, напоминает Михаил Торчинский, что при всей привлекательности степени MBA качественные и количественные мерила отдачи все равно будет устанавливать заказчик — собственник бизнеса, акционеры:
— Если человек неуспешен, это означает, что его личные качества не соответствуют корпоративным ценностям и системе оценок, применяемой руководством. А диплом MBA, как известно, не гарантирует, что вы будете успешным в конкретной компании.
В общем, степень — это хорошо. Но одной только степени мало. Менеджер, овладевший секретами мастерства, как и все остальные, должен демонстрировать результаты. Причем желательно куда более заметные, чем те, которыми могут похвастаться его коллеги-середняки. Похоже, российский работодатель все чаще придерживается именно такого подхода.
Начать дискуссию