Финансовая нестабильность на мировом рынке не могла не задеть в том числе и бюджетников. Хотя у такой категории юридических лиц по сравнению с другими есть «столпы», на которые можно опереться.
Бюджет утвержден, расходы запланированы…
Разразившийся кризис обещал повлечь за собой весомые изменения и в бюджете на 2009 год. Однако, несмотря на ожидания, корректировки оказались не столь весомыми. Проект закона о федеральном бюджете на 2009 год утвержден в окончательной редакции (постановление Госдумы России от 31 октября 2008 г. № 1169-5 ГД)*. Но заметим, что законодатели оставили за Правительством РФ право по результатам исполнения бюджета в 2008 году направить в 2009 году средства федерального бюджета на поддержку финансового рынка РФ.
Это может привести к определенному сокращению финансирования, но не столь значительному. Поясним. Во-первых, бюджет все же утвержден. Во-вторых, иначе учреждения (особенно те, что существуют только за счет бюджетных средств) не смогут в полной мере нормально функционировать.
Хотя касаемо учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, возможна иная ситуация. Несмотря на несокращение объемов финансирования самих региональных и местных бюджетов, средства конечных получателей средств могут быть ограничены по решению распорядителей средств указанных бюджетов (для сохранения определенных резервов). В такой ситуации учреждениям можно лишь порекомендовать оптимизировать затраты.
* На момент подписания номера в печать бюджет на 2009 год утвержден Советом Федерации.
Госконтракт поможет сэкономить средства
Процедура проведения торгов при размещении госзаказов позволяет учреждениям снизить расходы. Ведь они выбирают победителей торгов не только по оценке качества предлагаемых товаров (работ, услуг), но и в зависимости от их цены. Таким образом, выбрав оптимальное соотношение достойного качества и доступных цен, учреждение одновременно имеет возможность и сэкономить, и рационализировать расходы.
Особенно удобным может оказаться заключение долгосрочных госконтрактов (на срок более трех лет). Ведь в таком случае цены могут оставаться в течение действия госконтракта неизменными либо меняться в установленных пределах (ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).
Рационализация использования средств
Невзирая на изменения в бюджетной и финансовой системе, учреждения могут сами оптимизировать расходы. Например, определяя рыночную стоимость подаренных активов, использовать прайс-листы магазинов на аналогичные товары, а не приглашать оценочную фирму (сэкономив средства по оплате ее услуг). Либо расширить предпринимательскую деятельность для привлечения дополнительных средств.
Внебюджетную деятельность коммерческие банки не будут обслуживать
Финансовый кризис в первую очередь затронул банковскую систему. Но здесь у учреждений есть преимущества. Ведь расчетные счета бюджетников по учету средств от приносящей доход деятельности в банках были открыты раньше. А с 2009 года учреждениям будут открываться единые лицевые счета в казначействе, на которых будут учтены и названные средства (приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н). А значит, проблем с получением наличности возникать не должно.
А вот от задержки поступления средств от контрагентов учреждения не застрахованы. Поэтому при их выборе и составлении договоров следует быть особо внимательными.
Начать дискуссию